Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2954/2016 от 17.08.2016

Судья: Сивашова А.В. Дело № 33-2954

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«27» сентября 2016 года город Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Наместниковой Л.А., Букаловой Е.А.,

при секретаре Бирюкове А.А.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Кобцева А.С. к Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области о признании незаконным решения, обязании совершить действия,

по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Заводского районного суда г. Орла от 27 июня 2016 г., которым постановлено:

«исковые требования Кобцева А.С. к Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области о признании незаконным решения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от <дата> в части отказа в постановке Кобцева А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

Обязать комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Кобцева А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с даты подачи рапорта - <дата>

Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Кобцева А.С. расходы на оплату услуг представителя в размере <...> руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере <...>

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Забелиной О.А., выслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказания России, Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области по доверенностям Протасенко В.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Кобцева А.С. по доверенности Петрашова К.И. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Кобцев А.С. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказания России (далее по тексту – ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области (далее по тексту – УФСИН России по Орловской области) о признании незаконным решения, обязании совершить действия.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что с <дата> по <дата> проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Орловской области - УФСИН России по Орловской области, выслуга лет в календарном исчислении на <дата> составила <...> лет. <дата> он обратился в УФСИН России по Орловской области с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с приложением документов на состав семьи из одного человека: заявитель. На заседании комиссии ФСИН России от <дата> ему отказано в постановке на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктами 5, 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. №369.

Ссылаясь на то, что его несовершеннолетний сын с ним не проживает, а потому он не должен был представлять сведения о нем, им было заявлено о предоставлении единовременной социальной выплаты только на состав семьи один человек, с учетом уточненных требований просил суд признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от <дата> в части отказа в постановке Кобцева А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения; обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Кобцева А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с даты подачи рапорта от <дата>; взыскать с ФСИН России в его пользу расходы на оплату услуг представителя в размере <...> руб. и государственную пошлину в размере <...>

Судом постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с данным решением суда, представителем Федеральной службы исполнения наказаний России подана апелляционная жалоба.

В обоснование доводов жалобы указывается, что истцом не были представлены документы о наличии или отсутствия жилых помещений у несовершеннолетнего ребенка.

Полагает, что суд необоснованно возложил обязанность по постановке на учет с даты подачи рапорта Кобцевым А.С., поскольку истец мог быть поставлен на учет только с даты принятия решения, то есть с <дата>г.

В дополнительной жалобе представитель Федеральной службы исполнения наказаний России ссылался на то, что Кобцев А.С. проживает в качестве члена семьи собственника в жилом помещении, принадлежащем его матери, общая площадь которого составляет 28,3 кв.м., то есть в настоящее время КобцевА.С. не является нуждающимся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части даты постановки на учет в связи с неправильным применением норм материального права.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такое нарушение норм материального права было допущено судом первой инстанции.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее- сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии;7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ)

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

Правилами предоставления единовременной социальной выплаты установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о постановке на учет.

Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

Согласно пункту 10.2 Порядка формирования и работы комиссии учреждений и органов уголовно- исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, утверждённого приказом Федеральной службы наказаний от 29 августа 2013 г № 496 ( действующий на момент возникновения правоотношений) ( далее- Порядок формирования и работы комиссии) в целях выполнения возложенных на Территориальные подкомиссии функций осуществляют следующие основные полномочия: проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата; рассматривают в 20-дневный срок со дня регистрации рапорта, заявления на заседаниях Территориальных подкомиссий и Подкомиссий документы для получения единовременной выплаты в целях принятия решения об их направлении в Комиссию ФСИН России с указанием в протоколах заседаний указанных подкомиссий оснований принятых решений. Судом установлено и следует из материалов дела, что Кобцев А.С. с <дата> по <дата> проходил службу в УФСИН России по Орловской области, имеет общую продолжительность службы в учреждениях и органах более 10 лет в календарном исчислении.

<дата> Кобцев А.С. обратился в ФСИН России с заявлением (рапортом) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением комиссии ФСИН России от <дата> КобцевуА.С. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правила предоставления единовременной социальной выплаты (не представлена информация о наличии либо отсутствии жилых помещений у детей).

Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что принятое решение является незаконным. С данным выводом судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Установлено, что Кобцев А.С. состоял в зарегистрированном браке с КНИ От брака имеют ребенка КАА, <дата> г.р. Брак между Кобцевым А.С. и КНИ расторгнут <дата>

Кобцев А.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Кроме него в данном жилом помещении зарегистрирован его сын КАА, <адрес> Однако, в данном помещении несовершеннолетний КАА не проживает, о чем было указано в рапорте Кобцева А.С. о постановке на учет для получения единовременной выплаты от <дата>г.

Кроме того в суде первой инстанции свидетели КВН и ПТП также пояснили, что после расторжения брака несовершеннолетний ребенок Кобцева А.С. с ним не проживает.

Именно с учетом того, что Кобцев А.С. проживает один им и был подан рапорт о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с составом семьи один человек. К данному рапорту были приложены документы, касающиеся самого Кобцева А.С.

<дата> комиссия УФСИН России по Орловской области рассмотрела поданные Кобцевым А.С. документы и сочла их достаточными для принятия решения о направлении рапорта Кобцева А.С. и приложенных к нему документов в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его на учет (состав семьи один человек). При этом комиссия УФСИН России по Орловской области исходила из того, что Кобцев А.С. членом семьи собственника жилого помещения не является, в собственности жилых помещений не имеет.

Спустя год комиссия ФСИН России отказала Кобцеву А.С. в постановке на учет в связи с тем, что им не было предоставлено сведений о наличии в собственности или отсутствии жилых помещений у сына КобцеваА.С.- несовершеннолетнего КАА

Учитывая, что в силу положений действующего законодательства сотрудник предоставляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление и приложенные к нему документы, касающиеся в том числе сведений, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности проживающих совместно с сотрудником членов его семьи жилых помещений, а несовершеннолетний ребенок Кобцева А.С. с ним не проживает, о чем указывалось в рапорте Кобцева А.С. от <дата>, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от <дата> об отказе в постановке на учет Кобцева А.С.

Более того, как следует из материалов учетного дела Кобцева А.С. последний в <дата> предоставлял в комиссию УФСИН России по Орловской области сведения о том, что его сын КАА не является собственником жилых помещений. Однако, данные сведения были приобщены к материалам учетного дела и не были направлены в комиссию ФСИН России.

В соответствии со статьей Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей- родителей, усыновителей или опекунов.

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, наличие у несовершеннолетнего КАА регистрации по месту жительства его отца само по себе не может свидетельствовать о его фактическом проживании в данном жилом помещении. После расторжения брака супруги Кобцевы договорились о проживании несовершеннолетнего КАА с матерью.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным отказа комиссии ФСИН России и обязании поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

Довод апелляционной жалобы о том, что Кобцев А.С. не может быть признан нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, поскольку проживает один в жилом помещении общей площадью 28,3 кв.м. в качестве члена семьи собственника является несостоятельным по следующим основаниям.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения и строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ. В частности единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители собственника.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи ( часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В ранее действующем Жилищном кодексе РСФСР также было предусмотрено, что граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), квартиру, пользуются ими для личного проживания и проживания членов их семей. Они вправе вселять в дом, квартиру других граждан, а также сдавать их внаем на условиях и в порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. ( ст. 127 ).

Положениями статьи 131 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что в домах, квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, договор найма, аренды жилого помещения заключается нанимателем, арендатором с собственником дома, квартиры. Форма договора найма, аренды, а также срок, на который заключается договор, и другие условия определяются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством.

Из материалов дела следует, что Кобцев А.С. являлся собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

<дата> Кобцев А.С. подарил 1/2 долю своей матери КВН которая является собственником всего жилого помещения общей площадью 28, 3 кв.м.

Сразу после регистрации договора дарения между Кобцевым А.С. и его матерью КВН был заключен договор найма, по условиям которого Кобцев А.С. проживает в жилом помещении со своей семьей в срок с <дата> по <дата>, но самостоятельного права пользования жилым помещением не приобретает.

<дата> Кобцевым А.С. был подан рапорт о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку он и члены его семьи не имеют в собственности жилых помещений. Решением жилищно-бытовой комисии Кобцев А.С. в <дата> был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоит на данном учете до настоящего времени, что подтверждается представленным учетным делом, а также было подтверждено в суде представителями УФСИН России по Орловской области

<дата> Кобцев А.С. временно зарегистрировался в данном жилом помещении до <дата>, а с <дата> он был зарегистрирован постоянно.

<дата> Кобцевым А.С. был подан рапорт о выплате компенсации за наем жилого помещения и решением жилищно- бытовой комиссии исправительной колонии от <дата> было принято решение производить ему оплату компенсации за наем жилья. Данная выплата осуществлялась до <дата>

<дата> Кобцев А.С. и КВН заключили договор найма жилого помещения, по условиям которого жилое помещение было предоставлено в наем Кобцеву А.С. в срок до <дата>, а также было предусмотрено, что Кобцев А.С. не приобретает самостоятельного права пользования данным жилым помещением.

<дата> Кобцев А.С. и КВН вновь заключили договор найма жилого помещения со сроком до <дата>, по условиям которого Кобцев А.С. не приобретает права самостоятельного пользования жилым помещением.

Таким образом, при вселении Кобцева А.С. в жилое помещение между ним и собственником жилого помещения КВН с <дата> ( до введения в действие Жилищного кодекса российской Федерации) было достигнуто соглашение, определяющее его право пользование жилым помещением иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. Договоры найма предоставлялись Кобцевым А.С. с <дата> и ему выплачивалась денежная компенсация за наем жилого помещения, что не оспаривалось представителем ответчика в суде и подтверждается представленными документами.

Учитывая, что Кобцев А.С. был вселен в жилое помещение собственником на основании договора найма, между собственником жилого помещения и Кобцевым А.С. имеется соглашение, определяющее право пользования жилым помещением, то Кобцев А.С. не может быть признан членом семьи собственника. Поскольку Кобцев А.С. не является членом семьи собственника, а также не является собственником жилого помещения или нанимателем жилого помещения, членом семьи нанимателя жилого помещения, то он является нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты. В связи с чем не имеет правового значения площадь жилого помещения, занимаемая Кобцевым А.С.

Более того, до настоящего времени Кобцев А.С. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на учет он был принят еще до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, что также свидетельствует о наличии оснований для признания за ним права на получения единовременной социальной выплаты.

Между тем придя к правильному выводу, что КобцевуА.С. незаконно было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья, суд неправильно определил дату постановки- с даты подачи рапорта.

Так согласно пункту 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

Пунктом 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.

На основании пункта 8.2.2. Порядка формирования и работы комиссии учреждений и органов уголовно- исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, утверждённого приказом Федеральной службы наказаний от 29 августа 2013 г № 496 ( действующий на момент возникновения правоотношений), комиссия ФСИН России принимает решение о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него. Ведет Книгу учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения).

Из изложенного следует, что учет сотрудников учреждений и органов уголовно- исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения должен быть поставлен с даты рассмотрения комиссией соответствующего заявления (рапорта).

Поскольку постановка сотрудников уголовно- исполнительной системы на учет для получения выплаты осуществляется в порядке очередности, исходя из даты поступления в комиссию документов, которые поданы истцом <дата>, и рассмотрены комиссией <дата>, то судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части даты постановки на учет и обязывает ФСИН России поставить КобцеваА.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения с <дата>, то есть с даты нарушенного незаконным отказом ответчика права.

Поскольку исковые требования Кобцева А.С. были удовлетворены, то суд в соответствии со статьями 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распределил судебные расходы. В данной части решение суда не обжалуется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 27 июня 2016 г. изменить в части даты принятия Кобцева А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

Обязать комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Кобцева А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с <дата>г.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья: Сивашова А.В. Дело № 33-2954

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«27» сентября 2016 года город Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Наместниковой Л.А., Букаловой Е.А.,

при секретаре Бирюкове А.А.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Кобцева А.С. к Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области о признании незаконным решения, обязании совершить действия,

по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Заводского районного суда г. Орла от 27 июня 2016 г., которым постановлено:

«исковые требования Кобцева А.С. к Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области о признании незаконным решения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от <дата> в части отказа в постановке Кобцева А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

Обязать комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Кобцева А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с даты подачи рапорта - <дата>

Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Кобцева А.С. расходы на оплату услуг представителя в размере <...> руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере <...>

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Забелиной О.А., выслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказания России, Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области по доверенностям Протасенко В.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Кобцева А.С. по доверенности Петрашова К.И. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Кобцев А.С. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказания России (далее по тексту – ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области (далее по тексту – УФСИН России по Орловской области) о признании незаконным решения, обязании совершить действия.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что с <дата> по <дата> проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Орловской области - УФСИН России по Орловской области, выслуга лет в календарном исчислении на <дата> составила <...> лет. <дата> он обратился в УФСИН России по Орловской области с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с приложением документов на состав семьи из одного человека: заявитель. На заседании комиссии ФСИН России от <дата> ему отказано в постановке на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктами 5, 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. №369.

Ссылаясь на то, что его несовершеннолетний сын с ним не проживает, а потому он не должен был представлять сведения о нем, им было заявлено о предоставлении единовременной социальной выплаты только на состав семьи один человек, с учетом уточненных требований просил суд признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от <дата> в части отказа в постановке Кобцева А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения; обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Кобцева А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с даты подачи рапорта от <дата>; взыскать с ФСИН России в его пользу расходы на оплату услуг представителя в размере <...> руб. и государственную пошлину в размере <...>

Судом постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с данным решением суда, представителем Федеральной службы исполнения наказаний России подана апелляционная жалоба.

В обоснование доводов жалобы указывается, что истцом не были представлены документы о наличии или отсутствия жилых помещений у несовершеннолетнего ребенка.

Полагает, что суд необоснованно возложил обязанность по постановке на учет с даты подачи рапорта Кобцевым А.С., поскольку истец мог быть поставлен на учет только с даты принятия решения, то есть с <дата>г.

В дополнительной жалобе представитель Федеральной службы исполнения наказаний России ссылался на то, что Кобцев А.С. проживает в качестве члена семьи собственника в жилом помещении, принадлежащем его матери, общая площадь которого составляет 28,3 кв.м., то есть в настоящее время КобцевА.С. не является нуждающимся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части даты постановки на учет в связи с неправильным применением норм материального права.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такое нарушение норм материального права было допущено судом первой инстанции.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее- сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии;7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ)

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

Правилами предоставления единовременной социальной выплаты установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о постановке на учет.

Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

Согласно пункту 10.2 Порядка формирования и работы комиссии учреждений и органов уголовно- исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, утверждённого приказом Федеральной службы наказаний от 29 августа 2013 г № 496 ( действующий на момент возникновения правоотношений) ( далее- Порядок формирования и работы комиссии) в целях выполнения возложенных на Территориальные подкомиссии функций осуществляют следующие основные полномочия: проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата; рассматривают в 20-дневный срок со дня регистрации рапорта, заявления на заседаниях Территориальных подкомиссий и Подкомиссий документы для получения единовременной выплаты в целях принятия решения об их направлении в Комиссию ФСИН России с указанием в протоколах заседаний указанных подкомиссий оснований принятых решений. Судом установлено и следует из материалов дела, что Кобцев А.С. с <дата> по <дата> проходил службу в УФСИН России по Орловской области, имеет общую продолжительность службы в учреждениях и органах более 10 лет в календарном исчислении.

<дата> Кобцев А.С. обратился в ФСИН России с заявлением (рапортом) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением комиссии ФСИН России от <дата> КобцевуА.С. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правила предоставления единовременной социальной выплаты (не представлена информация о наличии либо отсутствии жилых помещений у детей).

Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что принятое решение является незаконным. С данным выводом судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Установлено, что Кобцев А.С. состоял в зарегистрированном браке с КНИ От брака имеют ребенка КАА, <дата> г.р. Брак между Кобцевым А.С. и КНИ расторгнут <дата>

Кобцев А.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Кроме него в данном жилом помещении зарегистрирован его сын КАА, <адрес> Однако, в данном помещении несовершеннолетний КАА не проживает, о чем было указано в рапорте Кобцева А.С. о постановке на учет для получения единовременной выплаты от <дата>г.

Кроме того в суде первой инстанции свидетели КВН и ПТП также пояснили, что после расторжения брака несовершеннолетний ребенок Кобцева А.С. с ним не проживает.

Именно с учетом того, что Кобцев А.С. проживает один им и был подан рапорт о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с составом семьи один человек. К данному рапорту были приложены документы, касающиеся самого Кобцева А.С.

<дата> комиссия УФСИН России по Орловской области рассмотрела поданные Кобцевым А.С. документы и сочла их достаточными для принятия решения о направлении рапорта Кобцева А.С. и приложенных к нему документов в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его на учет (состав семьи один человек). При этом комиссия УФСИН России по Орловской области исходила из того, что Кобцев А.С. членом семьи собственника жилого помещения не является, в собственности жилых помещений не имеет.

Спустя год комиссия ФСИН России отказала Кобцеву А.С. в постановке на учет в связи с тем, что им не было предоставлено сведений о наличии в собственности или отсутствии жилых помещений у сына КобцеваА.С.- несовершеннолетнего КАА

Учитывая, что в силу положений действующего законодательства сотрудник предоставляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление и приложенные к нему документы, касающиеся в том числе сведений, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности проживающих совместно с сотрудником членов его семьи жилых помещений, а несовершеннолетний ребенок Кобцева А.С. с ним не проживает, о чем указывалось в рапорте Кобцева А.С. от <дата>, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от <дата> об отказе в постановке на учет Кобцева А.С.

Более того, как следует из материалов учетного дела Кобцева А.С. последний в <дата> предоставлял в комиссию УФСИН России по Орловской области сведения о том, что его сын КАА не является собственником жилых помещений. Однако, данные сведения были приобщены к материалам учетного дела и не были направлены в комиссию ФСИН России.

В соответствии со статьей Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей- родителей, усыновителей или опекунов.

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, наличие у несовершеннолетнего КАА регистрации по месту жительства его отца само по себе не может свидетельствовать о его фактическом проживании в данном жилом помещении. После расторжения брака супруги Кобцевы договорились о проживании несовершеннолетнего КАА с матерью.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным отказа комиссии ФСИН России и обязании поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

Довод апелляционной жалобы о том, что Кобцев А.С. не может быть признан нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, поскольку проживает один в жилом помещении общей площадью 28,3 кв.м. в качестве члена семьи собственника является несостоятельным по следующим основаниям.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения и строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ. В частности единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители собственника.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи ( часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В ранее действующем Жилищном кодексе РСФСР также было предусмотрено, что граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), квартиру, пользуются ими для личного проживания и проживания членов их семей. Они вправе вселять в дом, квартиру других граждан, а также сдавать их внаем на условиях и в порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. ( ст. 127 ).

Положениями статьи 131 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что в домах, квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, договор найма, аренды жилого помещения заключается нанимателем, арендатором с собственником дома, квартиры. Форма договора найма, аренды, а также срок, на который заключается договор, и другие условия определяются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством.

Из материалов дела следует, что Кобцев А.С. являлся собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

<дата> Кобцев А.С. подарил 1/2 долю своей матери КВН которая является собственником всего жилого помещения общей площадью 28, 3 кв.м.

Сразу после регистрации договора дарения между Кобцевым А.С. и его матерью КВН был заключен договор найма, по условиям которого Кобцев А.С. проживает в жилом помещении со своей семьей в срок с <дата> по <дата>, но самостоятельного права пользования жилым помещением не приобретает.

<дата> Кобцевым А.С. был подан рапорт о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку он и члены его семьи не имеют в собственности жилых помещений. Решением жилищно-бытовой комисии Кобцев А.С. в <дата> был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоит на данном учете до настоящего времени, что подтверждается представленным учетным делом, а также было подтверждено в суде представителями УФСИН России по Орловской области

<дата> Кобцев А.С. временно зарегистрировался в данном жилом помещении до <дата>, а с <дата> он был зарегистрирован постоянно.

<дата> Кобцевым А.С. был подан рапорт о выплате компенсации за наем жилого помещения и решением жилищно- бытовой комиссии исправительной колонии от <дата> было принято решение производить ему оплату компенсации за наем жилья. Данная выплата осуществлялась до <дата>

<дата> Кобцев А.С. и КВН заключили договор найма жилого помещения, по условиям которого жилое помещение было предоставлено в наем Кобцеву А.С. в срок до <дата>, а также было предусмотрено, что Кобцев А.С. не приобретает самостоятельного права пользования данным жилым помещением.

<дата> Кобцев А.С. и КВН вновь заключили договор найма жилого помещения со сроком до <дата>, по условиям которого Кобцев А.С. не приобретает права самостоятельного пользования жилым помещением.

Таким образом, при вселении Кобцева А.С. в жилое помещение между ним и собственником жилого помещения КВН с <дата> ( до введения в действие Жилищного кодекса российской Федерации) было достигнуто соглашение, определяющее его право пользование жилым помещением иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. Договоры найма предоставлялись Кобцевым А.С. с <дата> и ему выплачивалась денежная компенсация за наем жилого помещения, что не оспаривалось представителем ответчика в суде и подтверждается представленными документами.

Учитывая, что Кобцев А.С. был вселен в жилое помещение собственником на основании договора найма, между собственником жилого помещения и Кобцевым А.С. имеется соглашение, определяющее право пользования жилым помещением, то Кобцев А.С. не может быть признан членом семьи собственника. Поскольку Кобцев А.С. не является членом семьи собственника, а также не является собственником жилого помещения или нанимателем жилого помещения, членом семьи нанимателя жилого помещения, то он является нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты. В связи с чем не имеет правового значения площадь жилого помещения, занимаемая Кобцевым А.С.

Более того, до настоящего времени Кобцев А.С. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на учет он был принят еще до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, что также свидетельствует о наличии оснований для признания за ним права на получения единовременной социальной выплаты.

Между тем придя к правильному выводу, что КобцевуА.С. незаконно было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья, суд неправильно определил дату постановки- с даты подачи рапорта.

Так согласно пункту 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

Пунктом 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.

На основании пункта 8.2.2. Порядка формирования и работы комиссии учреждений и органов уголовно- исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, утверждённого приказом Федеральной службы наказаний от 29 августа 2013 г № 496 ( действующий на момент возникновения правоотношений), комиссия ФСИН России принимает решение о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него. Ведет Книгу учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения).

Из изложенного следует, что учет сотрудников учреждений и органов уголовно- исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения должен быть поставлен с даты рассмотрения комиссией соответствующего заявления (рапорта).

Поскольку постановка сотрудников уголовно- исполнительной системы на учет для получения выплаты осуществляется в порядке очередности, исходя из даты поступления в комиссию документов, которые поданы истцом <дата>, и рассмотрены комиссией <дата>, то судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части даты постановки на учет и обязывает ФСИН России поставить КобцеваА.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения с <дата>, то есть с даты нарушенного незаконным отказом ответчика права.

Поскольку исковые требования Кобцева А.С. были удовлетворены, то суд в соответствии со статьями 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распределил судебные расходы. В данной части решение суда не обжалуется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 27 июня 2016 г. изменить в части даты принятия Кобцева А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

Обязать комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Кобцева А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с <дата>г.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-2954/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Кобцев Александр Сергеевич
Ответчики
ФСИН России
Суд
Орловский областной суд
Судья
Забелина Оксана Александровна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
30.08.2016Судебное заседание
13.09.2016Судебное заседание
27.09.2016Судебное заседание
06.10.2016Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее