Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-666/2013 ~ М-68/2013 от 09.01.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2013 года Ленинский районный суд города Самары

в составе председательствующего судьи Морозовой Л.Н.,

при секретаре Печенкиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района города Самара в интересах ФИО1 к Главе городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района города Самары обратился в суд с интересах ФИО1 к Главе г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

В обоснование своих требований указал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за ним, не закреплялось, личного жилья для проживания он не имеет. ФИО1 был включен в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на внеочередное жилое помещение по договору социального найма по г.о. Самара, сформированный отделом по учёту и распределению жилой площади администрации г.о. Самара.

Ссылаясь на то, что до настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено, просил обязать ответчиков предоставить ФИО1 социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству за счет средство бюджета Самарской области.

В судебном заседании представитель прокуратуры Кировского района г. Самара исковые требования уточнила и просила обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент по управлению имуществом г.о. Самара предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения.

ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил предоставить ему благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения.

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебном заседании иск не признала, пояснив, что департамент занимается распределением жилых помещений на основании списков очередников, предоставленных администрацией г.о. Самара. Составление областного бюджета, организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями Министерства управления финансами Самарской области, которое является главным финансовым органом Самарской области. Министерство является главным распорядителем (распорядителем, получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством, а также осуществляет контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Департамент осуществляет свои полномочия в рамках выделенных средств соответствии с Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». В связи с этим, жилое помещение ФИО1 будет предоставлено только после наступления момента возникновения оснований к получению жилого помещения, предусмотренного законодательством РФ, а также после обеспечения жилыми помещениями или социальными выплатами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенных в список ранее и обладающих равным правом на внеочередное обеспечение жильём.

Представитель Администрации г.о. Самары, Главы г.о. Самары, иск не признал, пояснил, что предоставление жилых помещение для детей - сирот не относится к полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.

Представитель Департамента семьи, опеки и попечительства г.о. Самара в судебном заседании иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.

Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, представил суду отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159- ФЗ от 21.12.1996 (в редакции от 29.02.2012) (далее ФЗ № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия).

Законом Самарской области от 24.10.2006 №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органам местного самоуправления городского округа Самара переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно части 9 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения могут предоставляться с превышением нормы предоставления.

В соответствии с ч. 8 ст.8 ФЗ № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Частью 1 ст. 3 Закона Самарской области предусмотрено, что органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Частью 4 статьи 2 Закона Самарской области №135-ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".

Согласно ст. ст. 5, 6, 8 Закона №77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения им данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 45 Устава г.о. Самара от имени г.о. Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава г.о. Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст. ст. 45-47 Устава г.о. Самары.

Согласно ст. 8 Закона №159 ФЗ дополнительные гарантии детей сирот на жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, разработанным в соответствии с Законом Самарской области № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения могут предоставляться с превышением нормы предоставления.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за ФИО1, не закреплялось, личного жилья для проживания он не имеет.

В несовершеннолетнем возрасте ФИО1 осужден к лишению свободы и находился в местах лишения свободы с 16.02.2006 по 15.02.2012г.

После освобождения из мест лишения свободы. ФИО1 собрав необходимые документы. 26.03.2012 обратился в орган местного самоуправления с заявлением о принятии его на учет для предоставления жилою помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма, к заявлению кроме прочих документов была приложена справка об освобождении, подтверждающая отсутствие возможности ФИО1 обратиться с указанным заявлением в период с 18 до 23 лет.

Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 21.05.2012 ФИО1 отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с подачей заявления после достижения предельного возраста.

Решением Ленинского районного суда г.о.Самара данное решение признано незаконным, суд обязал администрацию г.о.Самара устранить допущенное нарушение прав и свобод ФИО1 издав распоряжение о постановке последнего на учет в качестве лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения по. договору социального найма.

Распоряжением заместителя руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара от 27.11.2012 ФИО1 включен в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по городскому округу Самара на 2012 год с датой подачи заявления 26.03.2012г.

Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании и подтверждаются доказательствами по делу.

Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области.

В соответствии со ст. 22 Устава городского округа Самара в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входят: Дума городского округа Самара, Глава городского округа Самара, Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.

В соответствии с Уставом г.о. Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.

В соответствии с п. 1.9 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара», утвержденного решением Думы г.о.Самара от 28.05.09 № 754, на основании ст. 27 Устава г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара осуществляет распоряжение муниципальным жилищным фондом, обеспечивает ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, осуществляет предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда нуждающимся гражданам по договорам социального найма, а также гражданам, имеющим право на получение жилых помещений, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Самарской области.

В силу п.3.12 Положения Департамент управления имуществом выступает от имени муниципального образования г.о.Самара наймодателем по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде.

Согласно ст.25 Устава г.о. Самара Администрация является исполнительно- распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.

Принимая во внимание данные обстоятельства, положения действующего законодательства, и учитывая, что до настоящего времени ответчики, наделённые полномочиями в рамках своей компетенции, не предоставили ФИО1 жилое помещение за счёт финансовых средств (субвенций) на осуществление подобных полномочий из средств областного бюджета, суд считает, что ответчиков надлежит обязать предоставить ФИО1 жилое помещение.

Доводы представителя Департамента управления имуществом о том, что объём средств, предоставляемый местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета в соответствии с утвержденной методикой, которая не признана противоречащей закону, не могут быть приняты во внимание, поскольку, обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Кировского района города Самары в интересах ФИО1 - удовлетворить.

Обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент по управлению имуществом г.о. Самара предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца через Ленинский районный суд города Самары.

Председательствующий подпись Л.Н. Морозова

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

2-666/2013 ~ М-68/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кировского района города Самара
Воронов В.Н.
Ответчики
Администрация г.о.САмара
ДУИ г.о.Самара
Глава г.о.Самара
Другие
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли САмарской области
Департамент семьи опеки и попечительства Администрации городского округа Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Морозова Л. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
09.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2013Передача материалов судье
11.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2013Судебное заседание
31.01.2013Судебное заседание
11.02.2013Судебное заседание
11.02.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее