Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-398/2016 ~ М-441/2016 от 17.08.2016


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

От 27 сентября 2016 года                      г. Завитинск

Завитинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи                  Щукиной Г.Д.

с участием

представителя истца – Главы администрации <***> ФИО15,

действующего на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчиков ФИО1, ФИО6,, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9 адвоката адвокатского кабинета «Поедалова Т.С.» Поедаловой Т.С.,

представившей удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ и ордер от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Середа А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

<***> к ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10 о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли,

У С Т А Н О В И Л:

<***> обратилась в суд с иском к ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10 о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли общей площадью <***> Га принадлежащие участникам долевой собственности ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10, расположенные на землях бывшего ТОО <***> с кадастровым номером , общей площадью <***> га и признать за ним право муниципальной собственности на данные земельные доли, указывая, что во исполнение постановлений Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлением главы администрации <***> от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче свидетельств на право собственности на землю членам коллектива ТОО <***>» на основании выписки из протокола конференции коллектива ТОО <***>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об уточнении и утверждении состава учредителей и списка граждан, имеющих право на земельные паи (доли)» - <***> членам коллектива ТОО <***>» из расчета <***> га на одного члена, был предоставлен в общую долевую собственность земельный участок площадью <***> кв. метров (<***> га), расположенный на землях ТОО <***> (села <адрес>), который ДД.ММ.ГГГГ был внесен в государственный кадастр с присвоением ему кадастрового номера . В ДД.ММ.ГГГГ году <***> <***> в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» подготовила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (список невостребованных земельных долей), которые были опубликованы в региональной общественно-политической газете «Амурская правда» от ДД.ММ.ГГГГ , а также размещены ДД.ММ.ГГГГ на информационном щите на территории <адрес>. После чего, администрация <***> <***> опубликовала в газете «Амурская правда» от ДД.ММ.ГГГГ сообщение, в котором известила о проведении ДД.ММ.ГГГГ в <***> часов в Доме культуры <адрес> общего собрания участников долевой собственности на землю для решения вопроса об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, которое также разместило на информационном щите в селе <адрес>, а затем ДД.ММ.ГГГГ опубликовала в газете «Амурская правда» , сообщение об изменении даты проведения общего собрания участников долевой собственности на землю на <***> часов ДД.ММ.ГГГГ, которое также разместило на информационном щите, расположенном в селе <адрес>. Однако ДД.ММ.ГГГГ собрание участников долевой собственности на землю из-за отсутствия кворума не состоялось, в связи с чем по истечении четырех месяцев со дня публикации списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, постановлением <***> от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (список невостребованных земельных долей).

Поскольку ответчики, входящие в список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, длительное время не пользуются предоставленными им в собственность земельными долями по назначению и не распорядились ими в соответствии с действующим законодательством, в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», закрепившей что орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными, просит признать за Верхнеильиновским сельсоветом Завитинского <адрес> право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10 общей площадью <***> га, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , находящемся на территории <адрес> (на землях бывшего ТОО <***>

Ответчики ФИО7 и ФИО10 надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, причину неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направили.

При данных обстоятельствах в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения данного дела в отсутствии ответчиков ФИО7 и ФИО10

В судебном заседании представитель истца ФИО15 поддержал исковые требования администрации <***> о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли ответчиков, расположенные на земельном участке бывшего ТОО <***>» с кадастровым номером , общей площадью <***> га, ссылаясь на доводы указанные в исковом заявлении, пояснив, что поскольку ответчики начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. с момента признания СПК <***> несостоятельны (банкротом), не пользовались по назначению предоставленными им в собственность земельными долями, то были включены администрацией <***> в список лиц, земельные, которых могут быть признаны невостребованными, а после публикации данных списков в региональной общественно-политической газете «Амурская правда» от ДД.ММ.ГГГГ , также не воспользовались правом предоставленным им ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», на подачу в орган местного самоуправления поселения письменных возражений на необоснованное включение их в список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и по настоящее время не пользуются принадлежащими им земельными долями, в связи с чем считает заявленные исковые требования обоснованными.

Представитель ответчиков ФИО1, ФИО6,, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9 - адвокат Поедалова Т.С., пояснила, исковые требованиями <***> о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли общей площадью <***> Га принадлежащие участникам долевой собственности ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, являются преждевременные, поскольку данные лица в ДД.ММ.ГГГГ году уже не проживали на территории <***> в связи с чем не могли воспользоваться правом предоставленным им ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», на подачу в орган местного самоуправления поселения письменных возражений на необоснованное включение их в список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, или за защитой своих прав обратиться в суд.

Заслушав представителя истца, представителя ответчиков ФИО1, ФИО6,, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, изучив материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу требований ст. 12 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России, принятой 12 апреля 1978 года и действовавшей до 25 декабря 1993 года, закрепившей, что собственностью совхозов, колхозов, кооперативных организаций, крестьянских хозяйств, их объединений являются произведенная ими продукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления их производственной и иной, не запрещенной законом деятельности», колхозы и совхозы не являлись государственными предприятиями.

С целью реализации Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года №374-1 «О земельной реформе» и Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», а также постановлениями Правительства РФ от 29 декабря 1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса», с учетом требований ст. 12 Конституции Российской Федерации, было принято решение не о приватизации колхозов и совхозов, а об их реорганизации, путем преобразования в иную организационно правовую форму и приватизации их земель, для чего колхозам и совхозам предписывалось до 1 января 1993 года осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а коллективам совхозов, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного пользования, - до 1 марта 1992 года принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР от 25 апреля 1991 года. При этом члены реорганизуемых совхозов, колхозов и кооперативов бесплатно наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.

В соответствии с Указом Президента РФ от 02 марта 1992 года №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», в списки лиц, имеющих право на получение земельной доли в собственность бесплатно включались: работники колхозов, совхозов и кооперативов; пенсионеры, ранее работавшие в данных совхозах, колхозах и кооперативах и проживающих на территории данных сельскохозяйственных предприятий; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (в редакции, действовавшей до 1999 года) документы, подтверждающие право собственности на земельный участок, подлежали регистрации в комитете по земельным ресурсам и землеустройству (абз.7 п. 3); каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утверждённой настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре (п.5); выдача комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельств о праве собственности на земельную долю в 10-днейный срок с момента принятия решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка гражданину в собственность(п.9).

Как следует из показаний представителя истца, сведений содержащихся в протоколе учредительной конференции уполномоченных представителей совхоза «<***> от ДД.ММ.ГГГГ, учредительном договоре товарищества с ограниченной ответственностью <***> закрепившего, что уставной фонд Товарищества образуется за счет земельных долей, общей площадью <***> га и имущественных долей в сумме <***> тысяч рублей (ст.3); Уставе Товарищества с ограниченной ответственностью «<***>», утвержденного собранием участников ТОО « <***>» от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированного решением Малого Совета народных депутатов <***> от ДД.ММ.ГГГГ , закрепившего основные положения учредительного договора, содержащиеся в ст. 3; решении Малого Совета <***> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации товарищества с ограниченной ответственностью <***>», свидетельстве о государственной регистрации предприятия от протоколе общего собрания трудового коллектива совхоза <***> от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Главы администрации <***> от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче обществу с ограниченной ответственностью <***> сельскохозяйственных угодий, паевой земли» - во исполнение вышеуказанных законодательных и нормативно-правовых актов постановлением Главы администрации <***> от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче свидетельств на право собственности на землю членам коллектива <***> было дано указание районному комитету по земельным ресурсам и землеустройству оформить и выдать свидетельства на право собственности на земельные паи (доли) <***> членам ТОО <***> расположенные на территории сельскохозяйственных земель <адрес>, площадью <***> га каждому, в том числе: ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01 февраля 1995 года № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» (утратившего силу с 27 января 2003 года), моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия)(п.18).

На основании постановления <***> от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче свидетельств на право собственности на землю членам коллектива ТОО <***> <адрес> комитетом по землеустройству и земельным ресурсам <***> членам ТОО «<***> в установленный срок были выданы свидетельства о праве собственности на земельные доли площадью <***> га, в том числе <***> га для сельскохозяйственных нужд, расположенные на земельном участке <адрес>, в том числе: ФИО1 - серии , ФИО6- серии , ФИО7 - серии , ФИО2 - серии , ФИО3- серии , ФИО8 - серии , ФИО4- серии , ФИО9 - серии ФИО10- серии , которые в силу требований ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», являются документами удостоверяющими право на земельную долю и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Впоследствии, согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по <адрес>, земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <***> кв. метров расположенный на землях бывшего <***> и находящийся в долевой собственности <***> граждан (в том числе ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10, общей площадью <***> га) был включенДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости (т.е. поставлен на кадастровый учет).

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что право собственности на земельную долю (пай) у вышеуказанных граждан (ответчиков ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10) в силу требований п. 18 постановления Правительства РФ от 01 февраля 1995 года № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» возникло на законном основании ДД.ММ.ГГГГ, в результате приватизации сельскохозяйственных угодий совхозов, колхозов и кооперативов в рамках проведения земельной реформы в Российской Федерации.

Согласно Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 года №96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» собственники земельной доли имели право: сдать ее в краткосрочную аренду для целей сельскохозяйственного производства другим собственникам земельных долей, получивших их в натуре для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также сельскохозяйственным организациям, образованными этими собственниками (действовавшего до 1 марта 1996 года); продать в соответствии с законодательством Российской     Федерации для целей производства сельскохозяйственной продукции, при этом преимущественное право покупки земельных долей имеют остальные участники долевой собственности; произвести обмен земельных долей на имущественные доли; внести земельные доли или права пользования земельной долей в уставной капитал сельскохозяйственной коммерческой организации; выделить земельный участок в натуре на основаниях, предусмотренных законодательством, на совершение иных сделок с земельными долями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При внесении земельных долей в уставной фонд сельскохозяйственной коммерческой организации, этой организации, как юридическому лицу, выдается свидетельство на право собственности на земельный участок, площадь которого соответствует снесенным земельным долям, и плану этого участка. Свидетельство на право собственности на земельную долю лица, внесшего свою долю в уставной капитал указанной организации, теряет юридическую силу. В случае внесения в уставной капитал сельскохозяйственной коммерческой организации права пользования земельными долями к ее учредительному договору прилагается план земельного участка, общая площадь которого соответствует площади земельных долей, на которые передано право пользования, и список лиц, внесших право пользования земельными долями в уставной капитал, районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству вносится соответствующая запись о совершенной сделке. Лицам, внесшим земельную долю или право пользования земельной долей в уставной капитал сельскохозяйственной коммерческой организации, на основании ее учредительного договора выдается документ, удостоверяющий долю их участия в уставном капитале.

Однако, несмотря на положения, закрепленные в ст. 3 учредительного договора товарищества с ограниченной ответственностью <***> принятом на конференции уполномоченных представителей ТОО <***> ДД.ММ.ГГГГ, ст. 3 Устава Товарищества с ограниченной ответственностью <***> утвержденного собранием участников ТОО <***> и зарегистрированного решением Малого Совета народных депутатов <***> от ДД.ММ.ГГГГ , закрепивших, что уставной фонд Товарищества образуется за счет земельных долей, общей площадью <***> га и имущественных долей в сумме <***> тысяч рублей, согласно показаний представителей сторон, сведениям содержащимся в кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по <адрес>, о том что земельный участок сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , общей площадью <***> кв. метров, расположенный на землях бывшего ТОО «<***> находится в долевой собственности <***> граждан; – следует, что <***> собственников(в том числе, ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10) земельных долей, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <***> кв. метров, расположенного на землях бывшего ТОО «<***>», являясь учредителями данного сельскохозяйственного предприятия, не вносили принадлежащие им земельные доли или права пользования земельными долями в уставной фонд (капитал) ТОО <***> но, несмотря на это, последнее (ТОО <***> как следует из постановления Главы администрации Завитинского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче обществу с ограниченной ответственностью <***> сельскохозяйственных угодий, паевой земли» безвозмездно пользовалось данными земельными долями

В последующем, согласно Устава СПК <***> утвержденного общим собранием работников от ДД.ММ.ГГГГ, которое закрепило, что СПК является правопреемником ТОО <***> (п. 4 ст. 1) и что уставной капитал( фонд) на момент создания кооператива формируется за счет средств пайщиков, размер которого составляет <***> рублей (п. 6.8 ст.6) постановления Главы администрации Завитинского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации ТОО <***> - в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального Закона от 30 ноября 1994 года №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ТОО <***> было преобразовано в СПК <***> учредителями которого являлись <***> собственников (в том числе: ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10) земельных долей, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <***> кв. метров расположенного на землях бывшего ТОО <***> которые не вносили принадлежащие им земельные доли или права пользования земельными долями в уставной фонд (капитал) СПК <***> но несмотря на это, последнее (СПК <***> на основании постановления Главы администрации <***> от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездно пользовалось данными земельными долями.

Согласно решения Арбитражного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ СПК <***> был признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него была открыта процедура банкротства - конкурсное производство, а согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ СПК <***> по решению арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекратило свою деятельность и было снято с регистрационного учета в налоговых органах ДД.ММ.ГГГГ.

Закрепляя общие положения о праве собственности на землю, Гражданский кодекс РФ в п. 2 ст. 260 определил, что земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, определяются на основании закона и в установленном им порядке; пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который сохранение целевого использования земельных участков закрепил как один из принципов, на которых, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения. С учетом данного принципа, вытекающего из ст. 9 Конституции Российской Федерации и исходя из того, что отношения общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения возникли в результате осуществления приватизации сельскохозяйственных угодий, принадлежащих колхозам, совхозам и кооперативам, законодатель в ст. 12.1 и 14.1 данного закона определил особенности признания земельной доли невостребованной.

С 01 июля 2011 года в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

При наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 12.1 данного федерального закона органы местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обязаны выполнить процедуру признания этих земельных долей невостребованными для чего: составить список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ (список невостребованных земельных долей);

опубликовать список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить его на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности, а также разместить указанный список также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования;

известить участников долевой собственности о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения его на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за сорок дней до проведения общего собрания участников долевой собственности, а также не позднее дня опубликования сообщения о проведении собрания разместить объявление на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования:

рассмотреть письменные возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей и устные заявления данных лиц, сделанные на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей;

представить список невостребованных земельных долей на утверждение общему собранию участников долевой собственности;

обеспечить участие уполномоченного лица в организации и проведении общего собрания, которое считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей, а в случае, если количества участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в утвержденный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, недостаточно для обеспечения правомочности общего собрания в соответствии с пунктом 5 ст. 14.1 данного закона, если на нем присутствуют не менее чем 50 процентов общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок, не включенных в указанный список;

в случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, утвердить самостоятельно список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ (список невостребованных земельных долей) (ст. 12.1 и ст. 14.1).

При проверке соблюдения истцом порядка и сроков признания спорных земельных долей невостребованными, суд с учетом сведений содержащихся в списке лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и списке земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (список невостребованных земельных долей) содержащий <***> лиц и <***> земельных долей, которые были опубликованы в региональной общественно-политической газете «Амурская правда» от ДД.ММ.ГГГГ и размещены на информационных щитах, расположенных на территории села <адрес>, в которых собственникам земельных долей было разъяснено, что они в письменной форме должны направить свои возражения в администрацию <***> и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности при рассмотрении вопроса об утверждении списков лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и невостребованных земельных долей; извещении о проведении ДД.ММ.ГГГГ общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный на землях бывшего ТОО <***>» для решения вопроса об утверждении списков лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (списка невостребованных земельных долей), опубликованном в региональной общественно-политической газете «Амурская правда» от ДД.ММ.ГГГГ, которое было также в этот же день размещено на информационных щитах, расположенных на территории села <адрес>; сообщении об изменении даты проведения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный на землях бывшего ТОО <***> на ДД.ММ.ГГГГ, которое было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в региональной общественно-политической газете «Амурская правда» , а также в этот же день размещено на информационных щитах, расположенных на территории села <адрес>; протоколе общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующего об участии в проведении данного собрания представителя администрации <***> и <***> из <***> участников долевой собственности, которое из-за отсутствия кворума (<***>) не состоялось; постановлении Главы <***> области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и невостребованных земельных долей», свидетельствующих о том, что по истечении четырех месяцев со дня публикации списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (списка невостребованных земельных долей) постановлением Главы <***> был самостоятельно утвержден список лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными и список невостребованных земельных долей на земельном участке с кадастровым номером , расположенном на территории <адрес> (на землях бывшего ТОО <***> преодставленном членам ТОО <***> в долевую собственность на основании постановления главы <***> от ДД.ММ.ГГГГ , приходит к убеждению, что истцом был соблюден порядок и сроки признания спорных земельных долей и лиц, имеющих земельные доли невостребованными, установленные ст. 12.1 и 14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Однако учитывая, что ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, определила, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, а статья 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», закрепила, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, суд приходит к убеждению, что данные определения не тождественны и оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, должен регулироваться главой 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 данного Федерального закона.

Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Передача земельной доли в уставный (паевой) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание, отказ от права собственности на земельную долю или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 данного Федерального закона, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.

В связи с тем, что ответчики ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года и по ДД.ММ.ГГГГ не использовали по назначению принадлежащие им на праве долевой собственности земельные доли, площадью <***> га на каждого, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , находящемся на территории <***> (на землях бывшего ТОО <***> то постановлением <***> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и невостребованных земельных долей», обоснованно были включены в список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.

В соответствии с ч.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или таковыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе: из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

Поскольку представленные доказательства, свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 ст. 12.1 специального Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для приобретения органами местного самоуправления права муниципальной собственности на земельные доли лиц, включенных в список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, то суд приходит к выводу, что исковые требования муниципального образования <***> о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в том числе, принадлежащие ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10, расположенные на земельном участке с кадастровым номером <***>, находящемся на территории <адрес> (на землях бывшего ТОО <***>»), общей площадью <***> га, в том числе <***> га пашни, подлежат удовлетворению, как законные и обоснованные.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования <***> к ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10 о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , находящемся на территории Верхнеильиновского сельсовета Завитинского <адрес> (на землях бывшего ТОО <***> общей площадью <***>, – удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности <***> на невостребованные земельные доли, выделенные для сельскохозяйственных нужд ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10, расположенные на земельном участке с кадастровым номером <***> находящемся на территории <***> (на землях бывшего ТОО <***> общей площадью <***> га, в том числе <***> га пашни.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, т. е начиная с 27 сентября 2016 года.

Председательствующий судья                Щукина Г.Д.

17.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.08.2016Передача материалов судье
19.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.09.2016Предварительное судебное заседание
16.09.2016Предварительное судебное заседание
27.09.2016Судебное заседание
27.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее