Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 4А-228/2019 от 17.05.2019

№ 4а – 228/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 июля 2019 года г. Томск

Заместитель председателя Томского областного суда Воротников С.А., рассмотрев жалобу председателя Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области П. на вступившее в законную силу решение судьи Томского областного суда от 12.03.2019, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Расторгуева Олега Анатольевича,

установил:

постановлением судьи Томского районного суда Томской области от 05.02.2019 Расторгуев О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением судьи Томского областного суда от 12.03.2019 постановление судьи районного суда отменено, производство по делу прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях Расторгуева О.А. состава административного правонарушения.

В жалобе председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области П. выражает несогласие с решением судьи Томского областного суда от 12.03.2019, просит его отменить, оставить в силе решение, вынесенное судьей Томского районного суда Томской области от 05.02.2019. В обоснование жалобы указывает, что земельный участок, расположенный по адресу: /__/ (/__/), принадлежащий на праве аренды Расторгуеву О.А. находится в границах объектов культурного (археологического) наследия федерального значения «Тимирязевский курганный могильник I» и «Тимирязевское поселение IV», что подтверждается письмом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области» от 29.08.2018 № 01-18/06439, согласно которому соотношение границ земельного участка с кадастровым номером /__/ соотносится с координатным описанием границ, указанных в приказе Департамента по культуре Томской области от 12.05.2011 № 152/01-07 «Об утверждении границ объектов культурного наследия (памятников археологии) «поселение Тимирязевское IV», «поселение Тимирязевское VI» и «Тимирязевский курганный могильник I». Утверждает, что на момент приобретения Расторгуевым О.А. права аренды на земельный участок с кадастровым номером /__/, последний обладал информацией о том, что указанный земельный участок находится в границах объекта культурного наследия федерального значения «Тимирязевский курганный могильник I» и «Тимирязевское поселение IV», что подтверждается договором № 2 от 01.03.2018, на основании которого у Расторгуева О.А. возникло право владения данным земельным участком, подписав который он удостоверил факт ознакомления с установленными на данном земельном участке ограничениями, а также письмом 11.07.2018 № 48-01-4667, направленным Расторгуеву О.А. Комитетом по охране объектов культурного наследия Томской области о необходимости соблюдения требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия на указанном земельном участке. Обращает внимание, что несмотря на наличие ограничений, установленных действующим законодательством в сфере охраны объектов культурного наследия, Расторгуев О.А. требования уполномоченного органа в сфере охраны объектов культурного наследия проигнорировал, провел строительные земляные работы на данном земельном участке, в связи с чем, объектам археологического наследия были нанесены повреждения. Указывает, что в настоящее время разрушенные части восстановлению не подлежат, для сохранения объекта археологического наследия необходимы спасательные археологические полевые работы с полным изъятием археологических находок, стоимость которых составляет 1599140 рублей. Ссылается на то, что Администрации Томского района было достоверно известно о наличии существующих ограничений на данном земельном участке, а также особом режиме использования указанной земли, что подтверждается письмом Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области от 28.12.2017 № 48-01-3308. Обращает внимание, что оценку кадастрового инженера по осмотру данного земельного участка, результаты которой были внесены в акт от 28.02.2018, нельзя принимать во внимание, поскольку инженер не обладает специальными познаниями в данной сфере, более того визуально невозможно определить наличие (отсутствие) объектов археологического наследия, тем более в заснеженный период времени. При изложенных обстоятельствах считает, что Расторгуев О.А. сознательно проигнорировал требования законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, в связи с чем, в его действиях имеются признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия жалобы направлена Расторгуеву О.А., возражений по доводам жалобы в установленный срок не поступило.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы председателя Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области П., прихожу к нижеследующему.

Согласно ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение является обязательным, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15000 до 100000 рублей.

Подпунктом 1 пунктом 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ) установлено, что на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 2 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ) изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст. 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия (п. 3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

Из представленных материалов дела следует, что судья Томского районного суда Томской области, рассматривая настоящее дело по существу, пришел к выводу, что 20.07.2018 в 16 часов 00 минут Расторгуев О.А., являясь владельцем на основании договора о передаче (уступки) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности № 2 от 01.03.2018 и расположенный по адресу: /__/ (/__/), нарушил требования действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного (археологического) наследия федерального значения «Тимирязевский курганный могильник I» и «Тимирязевское поселение IV», а именно на указанном участке организовал, провел строительные, земляные работы без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, которые привели к уничтожению культурного слоя на площади /__/ кв.м., чем нарушил требования пп. 1 п. 1 ст. 5.1, п. 2 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства совершенного Расторгуевым О.А. административного правонарушения, по мнению судьи районного суда, подтверждаются следующей совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении № 13/04-05 от 31.08.2018 (л.д. 1-5); уведомлением о необходимости соблюдения требований законодательства об объектах культурного наследия от 11.07.2018 № 48-01-4667 (л.д. 12-13); телефонограммой от 25.07.2018 (л.д. 14); выпиской из ЕГРН от 20.06.2018 (л.д. 15-20); свидетельствами о государственной регистрации права от 16.08.2012 (л.д. 21-22); приказом Департамента по культуре Томской области № 152/01-07 от 12.05.2011 и приложением к нему (л.д. 23-31); приказом Департамента по культуре Томской области № 074/01-09 от 11.03.2014 и приложением к нему (л.д. 32-36); актами осмотров объектов культурного (археологического) наследия федерального значения «Тимирязевский курганный могильник I» и «Тимирязевское поселение IV» (л.д. 37-68, 71-77); информацией о проведении торгов (л.д. 80-83); договором № 2 между Н. и Расторгуевым О.А. от 01.03.2018 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 01.03.2018 (л.д. 109-111) и иными доказательствами.

Вместе с тем, исследование материалов дела позволяет прийти к выводу, что судья Томского областного суда, отменяя постановление судьи районного суда и прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях Расторгуева О.А. состава административного правонарушения, обоснованно исходил из того, что в нарушение ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении № 13/04-05 от 31.08.2018 событие административного правонарушения описано не полно, поскольку не указано какие именно земляные работы осуществлялись Расторгуевым О.А. и каким способом они осуществлялись, а также неправильно определено время совершения административного правонарушения, которое, в силу абзц. 3 ст. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся не является и должно определяться временем проведения земляных работ, что также установлено не было. Более того, судья указал на отсутствие в материалах дела доказательств, бесспорно подтверждающих, что Расторгуев О.А. организовывал и проводил земельные работы на охраняемом земельном участке без разрешения специализированного органа. При изложенных обстоятельствах судья Томского областного суда пришел к правильному выводу, что указанные нарушения являются существенными, в связи с чем, состоявшийся по делу судебный акт подлежит отмене, а производство по делу прекращению. Решение судьи Томского областного суда является законным, обоснованным, мотивированным и, вопреки доводам жалобы, сомнений в правильности не вызывает.

Все доводы жалобы по существу сводятся к утверждению о наличии в действиях Расторгуева О.А. состава административного правонарушения.

Вместе с тем эти доводы не свидетельствуют о нарушении судьей областного суда норм процессуального права, а сводятся к несогласию с оценкой доказательств и фактических обстоятельств административного правонарушения, направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств. Данное обстоятельство, равно как и само по себе несогласие с выраженным в обжалуемом решении мнением судьи, основанием для его отмены не является, поскольку решение судьи Томского областного суда от 12.03.2019 вступило в законную силу, а Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, которая предусматривала бы возможность отмены вступившего в законную силу решения или постановления по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлеченного к административной ответственности.

Недопустимость ухудшения положения такого лица соответствует и положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно: поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления как общее правило недопустим.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановления, решения, не допускается.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановления или решения по делу об административном правонарушении, вступившие в законную силу, могут быть отменены с возвращением дела на новое рассмотрение только в случаях существенного (фундаментального характера) нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенных, фундаментального характера нарушений процессуального законодательства судьей областного суда при рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда от 12.03.2019 не допущено.

С учетом изложенного, обжалуемое решение судьи Томского областного суда является законным, обоснованным и отмене, в том числе по доводам жалобы, не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Томского областного суда

постановил:

решение судьи Томского областного суда от 12.03.2019, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Расторгуева Олега Анатольевича, оставить без изменения, жалобу председателя Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области П. – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Томского областного суда С.А.Воротников

4А-228/2019

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Ответчики
РАСТОРГУЕВ ОЛЕГ АНАТОЛЬЕВИЧ
Суд
Томский областной суд
Статьи

КоАП: ст. 7.14

Дело на сайте суда
oblsud--tms.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее