Дело № 1/2-1707/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 ноября 2014 года Орловская область г. Ливны
Ливенский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Андрюшиной Л.Г.,
при секретере Ситниковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области гражданское дело по жалобе Агеева О.А. на действия администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области,
УСТАНОВИЛ:
Агеев О.А. отбывает наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 2» (ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области).
Агеев О.А. обратился в суд с жалобой на действия администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении покамерного обхода дежурным помощником начальника колонии он обратился к нему с просьбой о вызове дежурного врача в связи с резким ухудшением его здоровья (высокая температура тела, озноб, головная боль, ломота в теле), на что получил ответ, что медик на дежурстве отсутствует и находится дома, однако его вызовут. Спустя несколько часов ему сказали, что дежурного врача нет и до утра не будет, и были предложены медикаменты на выбор, от которых он отказался, поскольку медицинского образования не имеет и поставить себе диагноз не может. Он был осмотрен медиком только днем ДД.ММ.ГГГГ.
Просил признать действия администрации колонии незаконными, ограничивающими его право на квалифицированную медицинскую помощь.
В судебном заседании Агеев О.А. свои требования поддержал.
Представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области Скуридин А.В. и заинтересованное лицо Мельников В.С. в судебном заседании требования Агеева О.А. не признали.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Федеральным законом от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрены формы оказания медицинской помощи: 1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью (п. 4 ст. 32).
В соответствии с п. 47 Приказа Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17.10.2005 "О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу", лицам, содержащимся в ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запираемых помещениях, а также в карцерах следственных изоляторов, медицинский осмотр и помощь проводятся на месте медработниками при ежедневной проверке санитарного состояния этих помещений, а также при обращениях. В случаях, когда имеется угроза здоровью или жизни лиц, содержащихся в указанных помещениях, медицинский работник принимает меры к срочной доставке такого лица в медицинскую часть.
Согласно п.79 вышеназванного Приказа, одной из основных функций медицинской части является организация и оказание неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях, отравлениях, травмах и иных состояниях. Порядок оказания неотложной медицинской помощи определяется начальником медицинской части в зависимости от распорядка работы Учреждения, имеющихся в его распоряжении штатных сил и средств, особенностей дислокации Учреждения по отношению к лечебно-профилактическим учреждениям УИС и территориальным ЛПУ, иных местных условий, утверждается начальником Учреждения и доводится до сведения всех заинтересованных лиц.
П. 81 Приказа предусматривает, что своевременность вызова медработника или скорой медицинской помощи в часы, когда распорядком работы Учреждения не предусмотрено нахождение в нем медицинского персонала, а также обеспечение экстренной эвакуации больного транспортом с охраной и надзором, является обязанностью оперативного дежурного исправительного учреждения, дежурного помощника начальника следственного изолятора, тюрьмы.
Как следует из материалов дела, Агеев О.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области в виде лишения свободы.
В Учреждении разработан начальником медчасти и утвержден начальником Учреждения график дежурств по экстренности личного состава медчасти ИК-2, в соответствии с которым дежурство в период времени с 19-30 до 6-00 осуществляется по месту жительства.
Начальником медицинской части разработана памятка для оперативного дежурного ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области «Вызов медицинского работника в ночное время при неотложных состояниях», в которой перечислены признаки неотложных состояний, в составе которых отсутствуют признаки, на наличие которых ДД.ММ.ГГГГ ссылается заявитель.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля фельдшер медицинской части учреждения ФИО1 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ к нему обратился Агеев О.А. с жалобами на повышенную температуру, была замерена температура, которая составила 37°С и Агееву О.А. были выданы две таблетки парацетамола. На следующий день утром температура у Агеева О.А. составила 37,2°С. Он являлся в соответствии с графиком дежурным врачом в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ и должен был выехать по вызову в случае экстренной необходимости, однако в данном случае необходимость оказания экстренной или неотложной помощи отсутствовала.
Таким образом, действующим законодательством обеспечивается право осужденных на получение квалифицированной медицинской помощи.
Однако формы оказания медицинской помощи дифференцируются в зависимости от состояния больного, при этом само по себе наличие признаков заболевания, не входящих в перечень признаков, требующих экстренной или неотложной помощи, предполагает оказание больному плановой медицинской помощи.
Факт оказания Агееву О.А. плановой медицинской помощи в указанный им период нашел свое подтверждение в судебном заседании, поскольку при наличии жалоб он был осмотрен медицинским работником как утром 6 октября, так и утром ДД.ММ.ГГГГ, ему выдавались лекарственные средства для нормализации его состояния, были предложены лекарственные средства и вечером ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, отказ сотрудника Учреждения вызвать врача, осуществлявшего дежурство лишь в целях оказания неотложной медицинской помощи в вечернее и ночное время, вечером ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии показаний для оказания Агееву О.А. неотложной медицинской помощи, перечень которых установлен начальником медицинской части, не может быть признан незаконным и нарушающим права заявителя на получение им квалифицированной медицинской помощи, в связи с чем в удовлетворении жалобы Агеева О.А. на действия администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области суд считает необходимым отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы Агеева О.А. на действия администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья