Дело №12-4/18 РЕШЕНИЕ
«31» января 2018 года г. Кольчугино
Судья Кольчугинского городского суда Владимирской области Иванов В.Ю.
рассмотрев материал по жалобе Калайчева Тамази Семеновича на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области от 14.12.2017 года о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
14 декабря 2017 постановлением по делу об административном правонарушении заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области (далее административный орган) признала Калайчева Т.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земельного участка от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительности, предусмотренных п.п.3 п.2 ст.13 ЗК РФ.
Не согласившись с постановлением Калайчев Т.С. обратился в Кольчугинский городской суд с жалобой на постановление административного органа считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку он обкашивал траву и ухаживал за земельным участком, не был уведомлен о месте и времени проверки, зарастание древесно-кустарниковой растительностью имеется лишь по краю участка, примыкающему к лесному массиву, а не на всей площади участка. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить, учесть его тяжелое материальное положение.
В судебном заседании Калайчев Т.С. доводы жалобы поддержал в полном объеме по тем же основаниям и пояснил, что имеет на иждивении дочь студентку вуза, обучающуюся на очном отделении без стипендии, жену, доходов от предпринимательской деятельности не имеет, уплачивает налоги и коммунальные платежи.
Должностное лицо административного органа, вынесшее обжалуемое постановление, просило рассмотреть дело без его участия.
Из представленных в суд материалов следует, что 12 июля 2017 года Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управления по Владимирской области установлено провести плановую проверку в отношении Калайчева Тамази Семеновича, адрес места регистрации: <адрес>, место нахождение объектов: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером: №.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № является Калайчев Т.С.
12 июля 2017 и.о. руководителя Управления Калайчеву Т.С. по месту регистрации направлено уведомление о проведении 28 августа 2017 года в 13 часов 30 минут плановой выездной проверки на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном <адрес>.
04 августа 2017 года почтовый конверт с уведомлением вернулся с отметкой «истек срок хранения».
22 сентября 2017 отделом государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области составлен акт № проверки соблюдения земельного участка с кадастровым номером №, где нашли отражение выявленные нарушения собственником земельного участка Калайчевым Т.С. требований ст.ст.13, 42 Земельного Кодекса Российской Федерации и ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а именно невыполнение обязательных мероприятий по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, и вынесено предписание № об устранении нарушения земельного законодательства.
26 сентября 2017 направлено заказное письмо Калайчеву Т.С. о том, что проведена выездная плановая проверка в ходе которой выявлены нарушения требований земельного законодательства и уведомление о необходимости явиться 09 ноября 2017 года в 09 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении.
04.10.2017 года Калайчеву Т.С. вручено уведомление.
09 ноября 2017 уполномоченным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ в отношении Калайчева Т.С. и в тот же день лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ вынесено определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В тот же день в адрес Калайчева Т.С. почтовым отправлением направлены протокол об административном правонарушении и определение о времени и месте рассмотрения дела.
10.11.2017 руководителем Управления Калайчев Т.С. был извещен о необходимости явки 14.12.2017 к 11.00 часам в Управление Россельхознадзора для рассмотрения дела об административном правонарушении.
11.12.2017 года Калайчеву Т.С. вручен протокол об административном правонарушении и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.
14.12.2017 заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области Шалашова Л.А. постановлением по делу об административном правонарушении признала Калайчева Т.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, в виде штрафа в размере 20 000 рублей,
Проверяя законность и обоснованность обжалуемого постановления, выслушав Калайчева Т.С., изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное разрешение дела в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Как установлено в ходе выездной плановой проверки, при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении дела в отношении Калайчева Т.С., им на принадлежащем ему земельном участке не выполнялись обязательные мероприятия (агротехнические, фитосанитарные, мелиоративные, агрохимические) по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п.1 - 3 ст.71 ЗК под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Как установлено судом плановая выездная проверка земельного участка с кадастровым номером № была проведена на основании приказа № от 12.07.2017 и. о. руководителя Управления. Калайчев Т.С. был извещен о времени и месте проведения проверки. Проверка проведена лицами, указанными в приказе в установленные сроки. По результатам проверки был составлен акт, о выявленных нарушениях, который заказной почтой был отправлен Калайчеву Т.С. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении Калайчев Т.С. был уведомлен надлежащим образом и протокол в соответствии с ч.4-1 ст.28.2 КоАП РФ, уполномоченным лицом был составлен без его участия, и в установленные сроки копия протокола была ему направлена. Калайчев Т.С. уполномоченным лицом на рассмотрении дела об административном правонарушении, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
По смыслу закона, поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, дело рассмотрено в пределах сроков давности.
При таких обстоятельствах суд, находит постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области Шалашовой Л.А.от 14.12.2017 о привлечении Калайчева Т.С. к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, законным и обоснованным, принятым без нарушений норм КоАП РФ, постановление принято с учетом исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка, при отсутствии смягчающих и отягчающих обстоятельств назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи. Установив все фактические обстоятельства совершенного административного правонарушение, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о наличии вины Калайчева Т.С. в совершении административного правонарушения.
Доводы Калайчева Т.С., о приобретении участка в заросшем состоянии, не освобождает его от обязанности по соблюдению требований земельного законодательства и от ответственности, и направлены на переоценку исследованных доказательств, что суд расценивает как способ защиты, поскольку это полностью опровергается представленными в суд материалами.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Представленные материалы и обжалуемое постановление не содержит сведений об исследовании материального положения правонарушителя при рассмотрении дела, в суде он пояснил, что находится в тяжелом финансовом положении, поскольку имеет на иждивении дочь студентку вуза, обучающуюся на дневном отделении без стипендии, жену, доходов от предпринимательской деятельности не имеет, уплачивает налоги и коммунальные платежи, что подтвердил представленными документами: из колледжа, управляющей компании, налоговых органов об отсутствии полученных доходов.
Согласно части 2.2. ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для физических лиц составляет не менее десяти тысяч рублей.
Суд, учитывая обстоятельства и характер административного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности физического лица, находит их исключительными, в связи с чем назначенное наказание подлежит снижению.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области Шалашовой Л.А. от 14.12.2017 года о привлечении Калайчева Т.С. к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ изменить.
Назначить Калайчеву Тамази Семеновичу административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд Владимирской области в течение 10 суток с момента вынесения, с соблюдением требований ст.30.9 КоАП РФ.
Судья В.Ю.Иванов