Дело №2-1260/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 ноября 2017 г.
Чусовской городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Шакирзяновой Е.А.
при секретаре Бодровой А.И.
с участием представителя истца Бабенцевой О.С.
представителя ответчика Боброва М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к администрации Никифоровского сельского поселения об устранении нарушения законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
у с т а н о в и л:
.... в суд в интересах неопределенного круга лиц обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю с иском к администрации Никифоровского сельского поселения об устранении нарушения законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
Из искового заявления следует, что основанием для подачи искового заявления являются материалы проведенной в отношении администрации Никифоровского сельского поселения плановой выездной проверки, в результате которой обследованы объекты водоснабжения на территории д. ... Никифоровского сельского поселения и выявлены нарушения обязательных требований действующего санитарного законодательства. Для источника хозяйственно-питьевого водоснабжения - скважины в ... ... не разработан в установленном порядке проект зон санитарной охраны; использование водозабора подземных вод из скважины в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения допущено при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; администрацией поселения не разработана и не согласована в установленном порядке программа производственного контроля качества питьевой воды для водопровода из скважины; оценить стабильность качества питьевой воды, подаваемой населению ... не представляется возможным, так как за .... г. администрацией не осуществлялся производственный лабораторный контроль качества питьевой воды в месте водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в распределительной сети ... по микробиологическим, санитарно-химическим показателям; по состоянию на территория первого пояса ЗСО скважины не обеспечена охраной (доступ в павильон не ограничен, на дверях отсутствует замок), не ограждена, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия; оголовок скважины не оборудован с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок скважины (оголовок скважины не герметичен, полы внутри павильона выполнены из грунта). В адрес администрации Никифоровского сельского поселения выданы предписания должностного лица Роспотребнадзора об устранении выявленных нарушений, администрация поселения привлечена к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. У администрации поселения имелся достаточный период времени, а именно с момента передачи имущества на баланс поселения - .... г. до настоящего времени по соблюдению требований санитарного законодательства, однако до настоящего времени при решении вопросов местного значения поселения (организация водоснабжения поселения) ответчик продолжает допускать не соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-питьевому водоснабжению для населения Никифоровского сельского поселения. Допущенные нарушения могут повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, так как организация водоснабжения населения с нарушением требований санитарного законодательства может повлечь за собой причинение вреда здоровью, отсутствие организации и надлежащей эксплуатации 1-го пояса зоны санитарной охраны скважины может послужить причиной микробного или химического загрязнения источника водоснабжения, снижения степени естественной защищенности источника водоснабжения, вследствие этого велика вероятность возникновения вспышек острых кишечных инфекций водного характера среди населения в паводковый период, повышается риск возникновения массовых инфекционных заболеваний (отравлений), связанных с водным фактором.
Истец просит возложить на ответчика администрацию Никифоровского сельского поселения обязанность устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, а именно: в срок до 30.11.2017 разработать и согласовать в установленном порядке программу производственного контроля качества питьевой воды для водопровода из скважины в ... (...) в соответствии с требованиями пункта 2.4, пункта 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», пункта 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», пункта 5 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении»; в срок до 05.06.2018 обеспечить проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению д. Никифорово в местах водозабора (скважине), перед поступлением в распределительную сеть, а также в распределительной сети в соответствии с требованиями пунктов 4.2, 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», пунктов 2.7, 4.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий». Протоколы лабораторных испытаний за осенний сезон 2017 г., зимний, весенний сезоны 2018 г. представить в Восточный территориальный отдел по адресу: г. Чусовой, ул. Сивкова, 5; устранить нарушения требований пункта 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - обеспечить территорию первого пояса ЗСО скважины в ... (...) охраной, ограждением, дорожки к водопроводным сооружениям выполнить в твердом исполнении; устранить нарушения требований пункта 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - оголовок скважины в ... (...) оборудовать с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок скважины (оголовок скважины оборудовать цементным воротником); в срок до 08.08.2019 устранить нарушения требований пунктов 1.4, 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункта 2.4 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» - для источника хозяйственно-питьевого водоснабжения - скважины в ... (...) разработать и согласовать в установленном порядке проект организации зон санитарной охраны (ЗСО) источника питьевого водоснабжения. Подтверждающие документы представить в Восточный территориальный отдел по адресу: г. Чусовой, ул. Сивкова, 5; устранить нарушение пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - представить в Восточный территориальный отдел по адресу: г. Чусовой, ул. Сивкова, 5 санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта скважины в ... (...).
В судебном заседании представитель истца Бабенцева О.С. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Бобров М.П. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, выявленные в ходе проверки нарушения не оспаривал. Пояснил, что принимают меры устранению выявленных нарушений.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, в том числе письменные доказательства, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на территории Никифоровского сельского поселения находится объект водоснабжения артезианская скважина, водонапорная башня в ... (...). Данная скважина является источником хозяйственно-питьевого водоснабжения населения в д. .... Принадлежность насосной над артезианской скважиной и водонапорной башни ... Муниципальному образованию «Никифоровское сельское поселение» на праве собственности подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. ...
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», Уставом Муниципального образования «Никифоровское сельское поселение» (пункт 4 части 1 статьи 6) организация в границах Никифоровского сельского поселения водоснабжения населения и водоотведения относится к вопросам местного значения.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Судом установлено, что в результате проведенной проверки в отношении администрации Никифоровского сельского поселения были выявлены нарушения обязательных требований действующего санитарного законодательства. Из акта проверки от .... (л.д. ...) следует, что источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения населения в д. ... являются три артезианские скважины. Водозаборы подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения представлены тремя эксплуатационными участками, расположенными на окраинах населенного пункта, а именно: скважина в ..., ..., скважина в ..., ..., ... и скважина в д. ... (...). Данным актом подтвержден факт выявленных нарушений, которые отражены в исковом заявлении и об устранении которых заявлены исковые требования. При этом ответчик наличие нарушений не оспаривает.
Согласно положениям статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. В соответствии с частью 5 указанной статьи программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В судебном заседании установлено, что указанная программа не разработана, поэтому исковые требования разработать и согласовать программу производственного контроля подлежат удовлетворению. Срок для устранения данного нарушения суд определяет относительно даты вступления в законную силу решения суда, и устанавливает срок для исполнения месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
С 1 января 2002 года введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001. Согласно пункту 4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
Пункт 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливает, что производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно пункту 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 4.1 Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г., и введенных в действие с 1 января 2002 года, производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на водных объектах, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенных в черте городских и сельских поселений. Лабораторный контроль осуществляется за соответствием питьевой воды требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.
В ходе проверки установлено, что производственный лабораторный контроль качества питьевой воды не осуществляется, поэтому обоснованно заявлены требования о возложении на ответчика обязанности обеспечить данный контроль, срок для исполнения решения в этой части суд определяет до 30.06.2018.
С 1 июня 2002 г. введены в действие санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г. Указанные СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. При этом ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4). Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Из пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (пункт 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Пункт 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 устанавливает, что водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
В целях устранения выявленных нарушений СанПиН, на ответчика суд возлагает обязанность обеспечить территорию первого пояса ЗСО скважины охраной, ограждением, выполнить дорожки в твердом исполнении, оголовок скважины оборудовать с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды (в срок до 30.06.2018) и разработать и согласовать в установленном порядке проект организации ЗСО (в срок до 08.08.2019).
Суд отказывает в удовлетворении требований, касающихся представления в Восточный территориальный отдел протоколов лабораторных испытаний за осенний сезон 2017 г., зимний и весенний сезоны 2018 г. ввиду их беспредметности, поскольку иск предъявлен об обеспечении проведения производственного лабораторного контроля качества питьевой воды, срок исполнения решения в этой части определен до 30.06.2018. Относительно представления в Восточный территориальный отдел подтверждающих разработку и согласование проекта организации ЗСО документов суд отмечает, что возложение такой обязанности на ответчика не требуется, поскольку исполнение решения суда подразумевает уведомление взыскателя об этом. Кроме того, как взыскатель, Роспотребнадзор вправе знакомиться с информацией относительно исполнения судебного решения.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Вместе с тем, в компетенцию администрации поселения выдача санитарно-эпидемиологического заключения не входит, и ввиду отсутствия у ответчика указанного заключения, только возложение на него обязанность по его представлению заключения в Восточный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю» не восстановит нарушение прав.
Суд не определяет, каким образом следует оборудовать оголовок скважины, поскольку пункт 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 не содержит такого требования как оборудование цементного воротника. Доказательств того, что в ином порядке предотвратить возможность загрязнения питьевой воды нельзя, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд исковые требования удовлетворяет частично.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
обязать администрацию Никифоровского сельского поселения:
разработать и согласовать в установленном порядке программу производственного контроля качества питьевой воды для водопровода из скважины в ... (...) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
обеспечить проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению ... в местах водозабора (скважине) перед поступлением в распределительную сеть и в распределительной сети, обеспечить территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважины в ... (...) охраной, ограждением, дорожки к водопроводным сооружениям выполнить в твердом исполнении, оголовок скважины в ... (...) оборудовать с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды в срок до 30.06.2018;
для источника хозяйственно-питьевого водоснабжения скважины в ... (...) разработать и согласовать в установленном порядке проект организации зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в срок до 08.08.2019.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение в течение месяца со дня составления мотивированного решения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд.
Судья: Е.А. Шакирзянова