Судья: Тимченко Ю.М. Дело № 33-23322/2020
2-558/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 августа 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Малахай Г.А.,
судей: Комбаровой И.В., Волошиной С.Г.,
по докладу судьи Малахай Г.А.,
при ведении протокола
помощником судьи Чайковской М.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах к Федеральному дорожному агентству, Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства о понуждении к выполнении обязательных требований санитарного законодательства,
по апелляционной жалобе представителя ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог» «Черноморье» Федерального дорожного агентства» по доверенности Сарибекян Г.Г. на решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 15 июня 2020 года.
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевическом и Тбилисском районах обратилось в суд с иском к Федеральному дорожному агентству, Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства.
Обжалуемым решением Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 15 июня 2020 года иск Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевическом и Тбилисском районах к Федеральному дорожному агентству, Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства о понуждении к выполнении обязательных требований санитарного законодательства удовлетворен.
Федеральное дорожное агентство и Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства провести в срок до 31.12.2020 г. обязано произвести мероприятия по снижению уровня шума на территории жилой застройки, расположенной в Краснодарском крае, Гулькевическом районе, с.Новоукраинское.
С Федерального дорожного агентства и Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства, в солидарном порядке, взыскана государственная пошлина в размере 6000 рублей (шесть тысяч рублей).
В апелляционной жалобе представитель ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог» «Черноморье» Федерального дорожного агентства» по доверенности Сарибекян Г.Г. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии нового судебного постановления, ссылаясь на неправильное определение юридически значимых по делу обстоятельств, неверную оценку доказательств.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
Согласно статье 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 8.4.6 положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Данное полномочие указано в ч.1 ст.51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Установлено, что в адрес истца поступило обращение жителей с. Новоукраинского Гулькевического района проживающих по ул. <№..>
В рамках Федерального закона РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" по указанному в обращении адресу 29.07.2019 года в вечернее и ночное время специалистами территориального отдела Роспотребнадзора совместно с сотрудниками Тихорецкого филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» осуществлен выезд для проведения дневных и ночных замеров шума в жилых комнатах домовладения по адресу: Гулькевичский район, с. Новоукраинское, ул. Дорожная, 5, кв. 4.
По результатам проведенных замеров шума №1713.6.7 от 30.07.2019 г. выполненных аккредитованным испытательным лабораторным центром Тихорецкого филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» установлено, что эквивалентные уровни звукового давления превышают допустимые уровни.
По результатам проведенных лабораторных испытаний (измерений) шума дана гигиеническая оценка в соответствии с которой эквивалентные уровни звукового давления в ночное время суток также превышают допустимые уровни, что не соответствуют требованиям п. 6.3. таблица № 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (далее СН 2.2.4/2.1.8.562-96).
Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 6 статьи 3 указанного закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Росавтодор осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству (п. 5.2. Положения о Федеральном дорожном агентстве, утв. постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374).
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 01.07.2014 № 1296-р ФКУ Упрдор «Черноморье» предоставлена в оперативное управление автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой.
Соответственно эксплуатацию магистральной автомобильной дороги № Р-217 «Кавказ» осуществляет федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства».
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон № 52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
Положениями ст. 11 Федерального закона РФ № 52-ФЗ предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона РФ № 52-ФЗ жилые помещения, в том числе по уровню шума, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания, независимо от его срока.
В силу ст. 24 Федерального закона РФ № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 27 Федерального закона РФ № 52-ФЗ условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, не ионизирующего! иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами,
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 11, пункт 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно п. 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 допустимые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звук проникающего шума в помещения жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки следует принимать по табл.3.
В таблице 3 указанного документа приведены допустимые уровни звукового давления, уровня звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шум; в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории застройки.
Согласно пункту 1 статьи 55 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия, шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты. Запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий (пункт 3).
Судом правильно указано, что факт превышения уровня шума свидетельствует о ненадлежащей, небезопасной услуге по эксплуатации названной автодороги, оказываемой ФКУ Упрдор «Черноморье».
Из представленных в дело объяснений ФКУ Упрдор «Черноморье» следует, что 09.10.2018 г. ФКУ Упрдор «Черноморье» заключило с Обществом с ограниченной ответственностью «ДОРСТРОЙКУБАНЬ-19» (ООО «ДСК-19») государственный контракт № 636 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 93+000 - км 101+700, Краснодарский край».
Из ответа ООО «ДСК-19», поступившего в адрес Учреждения, следует, что в связи с устройством переходно-скоростных полос и изменением схемы организации дорожного движения в районе с. Новоукраинское, ул. Дорожная, проектной документацией предусматривается установка шумозащитных экранов с целью снижения уровня шума на территории жилой застройки.
В настоящее время проектная документация, которая содержит результаты инженерных изысканий по указанному объекту, подготовлена для направления в Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» для получения положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, как это предусмотрено государственным контрактом № 636 от 09.10.2018.
Ответчик пояснил, что мероприятия по снижению уровня шума в районе с. Новоукраинское, ул. Дорожная будут проведены при выполнении работ «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 93+000 - км 101+700, Краснодарский край», после заключения государственного контракта на выполнение таких работ, соответственно.
В то же время суд правильно учел, что жалоба от граждан на превышение допустимого уровня шума от эксплуатируемой автодороги была подана 23.01.2019 г. и к настоящему времени, то есть на протяжении более одно года выявленные при проверке жалобы не устранены ответчиками.
Исходя из изложенного вывод суда об удовлетворении искового заявления, не противоречит закону.
Поскольку требования истца признаны подлежащими удовлетворению, суд обоснованно взыскал в солидарном порядке в доход государства государственную пошлину от которой истец был освобожден.
Доводы апелляционной жалобы представителя ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог» «Черноморье» Федерального дорожного агентства» по доверенности Сарибекян Г.Г. о том, что исковые требования предъявлены преждевременно, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку как следует из материалов гражданского дела установлены обстоятельства нарушения прав граждан, которые ответчиками не устраняются более одного года.
Более того, ответчиками не учитывается, что в силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном соотношении правовых норм действующего законодательства и подтвержден материалами дела, в связи с чем отсутствуют предусмотренные законом основания для отмены обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 327, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 15 июня 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог» «Черноморье» Федерального дорожного агентства» по доверенности Сарибекян Г.Г. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: