ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № |
03 марта 2016 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием:
истца – ФИО1,
представителя истца ФИО4,
ответчика – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 о восстановлении срока для принятия наследства,
У С Т А Н О В И Л
В декабре 2015 года ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2 о восстановлении срока для принятия наследства.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умерла её мать ФИО5 После её смерти открылось наследство, состоящее из доли в праве собственности на <адрес> в городе Севастополе.
В декабре 2015 года ФИО6 обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако в выдаче свидетельства было отказано ввиду пропуска установленного законом срока на принятие наследства. Истец является наследником по закону.
ФИО6 просила суд восстановить ей срок для принятия наследства и признать её принявшей наследство связи с тем, что она пропустила срок для принятия наследства по той причине, что была введена ответчиком ФИО2 в заблуждение относительно содержания завещания, составленного наследодателем ФИО5, а именно о том, что оно оформлено в пользу ответчика. В последующем ФИО6 узнала, что завещание было оформлено на имя родного брата истца (отца ответчика ФИО7) ФИО8, который умер за месяц до смерти наследодателя ФИО5
В судебном заседании истец и её представитель, каждый в отдельности, просили удовлетворить требования иска и восстановить срок для принятия наследства по основаниям изложенным в исковом заявлении. При этом других, кроме указанных в исковом заявлении, причин пропуска срока для принятия наследства, не привели.
Ответчик возражала против удовлетворения иска по тем основаниям, что она не вводила в заблуждение ФИО1 относительно содержания завещания.
Заслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Днем открытия наследства является день смерти гражданина (п. 1 ст. 1114 ГК РФ).
Для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1 ст. 1152 ГК РФ).
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
Наследство в соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Судом установлено, что наследодатель ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, течение срока для принятия наследства, исчисленного по правилам статей 1114, 1154 ГК РФ, началось ДД.ММ.ГГГГ, закончилось ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответа нотариуса ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 обратилась с заявлением о принятии наследства по истечению срока, установленного ст. 1154 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, приведенным в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: во-первых, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (ст. 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; во-вторых, обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
В силу положения п. 1 ст. 1155 ГК РФ при отсутствии хотя бы одного из этих условий срок на принятие наследства, пропущенный наследником, восстановлению судом не подлежит.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, исходя из смысла приведенных норм закона, бремя доказывания наличия уважительных причин пропуска срока для принятия наследства после смерти наследодателя лежит на лице, обратившемся с требованием о восстановлении данного срока.
Установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 была осведомлена об открытии наследства, поскольку принимала участие в похоронах своей матери ФИО5, знала об объеме наследственного имущества.
Между тем, как следует из материалов дела, ФИО1 не представила суду доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, не зависящих от её воли, объективно препятствовавших реализации ею наследственных прав в установленный законом срок.
Одно лишь обстоятельство, по мнению истца, как введение в заблуждение о содержании завещания, не может быть отнесено к числу уважительных причин, влекущих восстановление срока для принятия наследства, так как оно не лишало истца объективной возможности своевременно заявить о принятии наследства.
При таких обстоятельствах требования иска ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении искового заявления ФИО1 о восстановлении срока на принятие наследства.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный