№2-187/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2018 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Федяевой О.А.,
истца Воробьевой Е.А.,
представителя ответчика Департамента здравоохранения Орловской области Пензевой М.И.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Поликлиника №2» Сапелкиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Воробьевой Е.А., действующей в своих интересах и в интересах ФИО5, к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечения изделиями медицинского назначения,
УСТАНОВИЛ:
Воробьева Е.В. обратилась в суд в своих интересах и в интересах ФИО5 с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечения изделиями медицинского назначения.
В обоснование требований указав, что является матерью ФИО5, ДД.ММ.ГГ года рождения. На протяжении нескольких лет ФИО5 наблюдается в БУЗ ОО «Детская поликлиника №2», является ребенком-инвалидом, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение бесплатной медицинской помощи и набора социальных услуг. Он страдает <данные изъяты> первого типа, срок инвалидности установлен до ДД.ММ.ГГ.
В ДД.ММ.ГГ году по решению консилиума ФГБУ «РДКБ» Минздрава России ФИО5 был переведен на инсулинотерапию при помощи помпы «Аккучек Комбо». К расходным материалам установленной инсулиновой помпы относятся: картридж - система «Акку Чек Спирит» для инсулина; инфузионный набор «Акку Чек Флекс Линк Плюс», в который входит канюля и катетер. Использование инсулиновой помпы является жизненно необходимым для ребенка. Использовать инсулиновую помпу без расходных материалов к ней не представляется возможным. Вместе с тем, рецепты на бесплатное получение расходных материалов к инсулиновой помпе не выписываются, ребенок данными изделиями медицинского назначения не обеспечивается.
Просит суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление ФИО5 изделий медицинского назначения - расходных материалов к инсулиновой помпе «Аккучек Комбо»: картридж-система «Аккучек Спирит» для инсулина 3, 15 мл - в месяц 2 упаковки (10 шт.), инфузионный набор «Аккучек Флекс Линк Плюс» 6/40, в который входит канюля 6 мм, катетер 40 см - в месяц 1 упаковка (10 шт.), до момента отмены применения инсулиновой помпы по медицинским показаниям.
В судебном заседании Воробьева Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области по доверенности в деле Пензева М.И. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, полагала их необоснованными.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Поликлиника №2» Сапелкина О.Ю. при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Пункт 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.12.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 323-ФЗ) обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 78-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 78-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29.12.2004 N328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" (далее - Порядок).
Процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная пунктами 2.1 - 2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление Правительства РФ №890) утвержден Перечень граждан, которые имеют право на бесплатное получение лекарственных средств, и к таким гражданам относятся неработающие инвалиды 2 группы. В соответствии с указанным Перечнем они обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.
В ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
-организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
-заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
-организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В целях реализации указанных положений федерального законодательства на территории Орловской области Правительством Орловской области принято постановление от 22.12.2014 № 399 (далее - Постановление), пунктом 1 которого постановлено определить Департамент здравоохранения Орловской области органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения.
В соответствии с п. 5.7 Постановления, а также Порядком лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, и организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, на территории Орловской области, утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 26.11.2015 №517, на Департамент здравоохранения Орловской области возложены обязанности по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, закупленными по государственным контрактам; организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения Орловской области, амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Номенклатура и объемы лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для льготного обеспечения отдельных категорий граждан, для размещения государственного заказа формируются Департаментом здравоохранения Орловской области в соответствии с заявками государственных медицинских организаций Орловской области, составленными в соответствии с областным регистром граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, не реже чем 2 раза в год исходя из лимитов бюджетных обязательств, доведенных главному распорядителю бюджетных средств на соответствующий финансовый год на указанные цели.
Поставка лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется организацией, выигравшей государственный заказ на поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в уполномоченную фармацевтическую организацию.
Уполномоченная фармацевтическая организация определяется в соответствии с Федеральным законом (п. 8 Порядка льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Орловской области за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 31 декабря 2015 года № 590).
Обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врача (фельдшера) производится через аптечные организации по месту жительства граждан или в аптечных организациях, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий по рецептам врачей специализированных государственных медицинских организаций, на основании договорных отношений между уполномоченной фармацевтической организацией и аптечными организациями (п. 9 Порядка льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Орловской области за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 31 декабря 2015 года № 590).
В судебном заседании установлено, что ФИО5., ДД.ММ.ГГ рождения, наблюдается в БУЗ ОО «Детская поликлиника №2», является ребенком-инвалидом, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение бесплатной медицинской помощи и набора социальных услуг. Он страдает инсулинозависимым диабетом первого типа, срок инвалидности установлен до ДД.ММ.ГГ.
По рекомендации врача ФИО5 нуждается в контроле содержания глюкозы в крови, в связи с чем имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета медицинскими изделиями «Тест - полоски для определения содержания уровня глюкозы в крови One Touch Ultra».
В 2016 году по решению консилиума ФГБУ «РДКБ» Минздрава России Воробьев С.И. был переведен на инсулинотерапию при помощи помпы «Аккучек Комбо». К расходным материалам установленной инсулиновой помпы относятся: картридж - система «Акку Чек Спирит» для инсулина; инфузионный набор «Акку Чек Флекс Линк Плюс», в который входит канюля и катетер.
Допрошенная в судебном заседании заместитель главного врача БУЗ ОО «Поликлиника №2» Думнова Е.В. подтвердила то обстоятельство, что ФИО5 нуждается в регулярном применении медицинских изделий «Тест - полоски для определения содержания уровня глюкозы в крови One Touch Ultra» и обеспечивается ими в соответствии с формируемыми медицинским учреждением заявками. В свою очередь, заявки на обеспечение ФИО5 картридж - системой «Акку Чек Спирит» для инсулина; инфузионным набором «Акку Чек Флекс Линк Плюс», в который входит канюля и катетер, не формировались, поскольку указанные медицинские изделия являются средствами высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечение которыми действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно ст. 11 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
В силу ст. 19 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 37 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (части 1, 2, 5).
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
В силу ст. 73 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 3 ст. 80 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Согласно ч. 4 ст. 80 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе: перечень видов (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи), форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание, медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно (ч. 5 ст. 80 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
В силу ч. 7 ст. 80 указанного Федерального закона программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
В силу ст. 81 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1).
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ч. 2).
Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи (ч. 3).
Поскольку в судебном заседании установлено, что обеспечение льготных категорий граждан медицинскими изделиями осуществляется на основании Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 г. №2762-р, в который расходные материалы к инсулиновой помпе не входят, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Воробьевой Е.А., действующей в своих интересах и в интересах ФИО5, к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечения изделиями медицинского назначения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, который будет изготовлен 02.02.2018 г.
Судья Ю.С. Самойлова