Дело № 2-505\2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Георгиевск 23 марта 2018 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ивахненко Л.С.,
при секретаре Ломакиной А.О.,
с участием представителя ответчика, адвоката Лесняк В.В., действующего по ордеру,
рассмотрев гражданское дело по иску ООО «Коллекторское агентство «БИЗНЕСАКТИВ» к Мкртичану Альберту Юрьевичу о взыскании задолженности по кредитному договору, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Коллекторское агентство «БИЗНЕСАКТИВ» обратилось в суд с иском к Мкртичану А.Ю. о взыскании задолженности по кредитному договору в размере 1596486,92 рублей, судебных расходов в размере 16182,00 рублей
В судебное заседание представитель истца не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддержал в полном объеме, указал в исковом заявлении, что 12 марта 2012 года ПАО Банк «ТРАСТ» и Мкртичан А.Ю. заключили кредитный договор №. Договор заключен в офертно-акцептной форме, в соответствии с положениями ст.ст. 428, 432, 435 и 438 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с условиями договора, содержащимися в заявлении о предоставлении кредита, условиях предоставления и обслуживания кредитов БАНК «ТРАСТ» (ПАО), тарифах БАНК «ТРАСТ» (ПАО), а также в иных документах, содержащих условия кредитования, кредит предоставлен на следующих условиях: сумма кредита (лимит овердрафта): 999989,76 рублей; срок пользования кредитом: 60 месяцев; процентная ставка по кредиту: 31,49 % годовых.
В заявлении/анкете-заявлении заемщик согласился с тем, что акцептом его оферты о заключении договора являются действия кредитора по открытию ему счета, а тарифы, условия, (график платежей) являются неотъемлемой частью заявления/анкеты-заявления и договора.
Банк исполнил взятые на себя обязательства. Акцептом оферты заемщика о заключении договора стали действия банка, в порядке ст. 438 ГК РФ, по открытию банковского счета №.
Согласно условий, кредит считается предоставленным в дату отражения суммы операции, произведенной за счет денежных средств, предоставленных банком на счете клиента.
В соответствии с условиями, с даты заключения договора у клиента возникают обязательства по оплате штрафов, комиссий, погашения задолженности, в размере и в порядке, которые предусмотрены тарифами и настоящими условиями.
В нарушение условий и положений законодательства ответчик не предпринимает и продолжает уклоняться от исполнения принятых обязательства по плановому погашению текущей задолженности.
26 апреля 2014 года ПАО БАНК «ТРАСТ» и ООО «Коллекторское агентство «БИЗНЕСАКТИВ» заключили договор уступки прав требований № НБТ/БА-5/14, в соответствии с которым к Цессионарию перешло право требования задолженности с Должника в полном объеме.
За период уклонения Должника от исполнения своих обязательства по кредитному договору до момента уступки прав требования к цессионарию, у Мкртичана А.Ю. по кредитному договору образовалась задолженность в размере 1596486,92 рублей, в том числе: сумма основного долга в размере 985753,71 рублей, проценты за пользование кредитом в размере 543685,23 рублей, плата за пропуск платежей (штрафы) в размере5500,00 рублей, проценты за просроченный долг в размере61547,98 рублей. До настоящего времени сумма задолженности ответчиком не погашена. Задолженность возникла за период с 13 мая 2012 года по 07 декабря 2017 года.
Таким образом, нарушение ответчиком условий кредитного договора необходимо признать существенным, поскольку оно влечет для банка такой ущерб, что банк в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.
В судебное заседание ответчик Мкртичан А.Ю. не явился, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 ГПК РФ на ведение дела в суде через своего представителя Лесняк В.В.
Представитель ответчика адвокат Лесняк В.В. в судебном заседании исковые требования ООО «Коллекторское агентство «БИЗНЕСАКТИВ» к Мкртичану А. Ю. не признал, суду пояснил, что истцом не представлены доказательства исполнения им своих обязательств по предоставлению ответчику кредита в размере 999989,76 рублей. Истцом заявлена ко взысканию сумма в размере 1596486,92 рублей, не соответствующая сумме задолженности, в отношении которой переданы права требования по договору цессии. Просит суд применить срок исковой давности и в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования банка не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 12 марта 2012 года ПАО Банк «ТРАСТ» и Мкртичан А.Ю. заключили кредитный договор №. Договор заключен в офертно-акцептной форме, в соответствии с положениями ст.ст. 428, 432, 435 и 438 Гражданского кодекса РФ.
На основании договора уступки прав требования от 26 апреля 2014 года № НБТ/БА-5/14 ПАО БАНК «ТРАСТ» передал ООО «Коллекторское агентство «БИЗНЕСАКТИВ» права требования к физическим лицам - должникам цедента, возникшие из кредитных договоров, заключенных цедентом с должниками.
Согласно приложению № 1 к вышеуказанному договору цессии перешло право требования задолженности с Мкртичана А.Ю. в размере 316104,41 рублей.
Согласно расчету истца, за период с 13 мая 2012 года по 07 декабря 2017 года общая сумма задолженности заемщика перед истцом составляет 1596486,92 рублей, в том числе: сумма основного долга в размере 985753,71 рублей, проценты за пользование кредитом в размере 543685,23 рублей, плата за пропуск платежей (штрафы) в размере5500,00 рублей, проценты за просроченный долг в размере 61547,98 рублей. Указанный размер задолженности образовался на момент заключения договора цессии 26 апреля 2014 года.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1). По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2).
В статье 201 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что по смыслу статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указано, что по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Как следует из выписки по счету, последний платеж по кредитному договору Мкртичаном А.Ю. был произведен 13 апреля 2012 года, период задолженности ответчика начался с 13 мая 2012 года.
Таким образом, трехгодичный срок исковой давности по заявленным исковым требованиям истек 13 мая 2015 года. В суд настоящий иск поступил 09 января 2018 года.
В силу ч.2 ст.199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку представителем ответчика заявлено ходатайство о применении последствия пропуска истцом исковой давности, в удовлетворении исковых требований ООО «Коллекторское агентство «БИЗНЕСАКТИВ» к Мкртичану А. Ю. о взыскании задолженности по кредитному договору, судебных расходов, надлежит отказать.
Кроме того, следует отметить, что в досье клиента Мкртичан А.Ю. указан как Индивидуальный предприниматель, однако согласно сведениям ИФНС ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей информация в отношении него отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
( ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░ 2018 ░░░░).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░