Решение
10 декабря 2018 г. с. Кинель–Черкассы
Судья Кинель–Черкасского районного суда Самарской области Казанцев И.Л., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Семеновское» на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Самарской области № от 19.10.2018 г.,
Установил:
Директор Общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Семеновское» Каримов Я.Х. обратился в суд с жалобой на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Самарской области № от 19.10.2018 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в жалобе указав, что указанным постановлением ООО «Семеновское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб.
С постановлением не согласен по следующим основаниям.
Согласно статье 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом установлена административная ответственность. В силу ч. 1 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Касательно оборота земель сельскохозяйственного назначения в пункте 3 статье 1 Закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» указаны принципы такого оборота: в частности, сохранение целевого использования земельных участков.
Таким образом, поддержание севооборота сельскохозяйственных угодий является обязанностью собственников, арендаторов, владельцев таких земельных участков.
Договор аренды земельных участков № от 21 декабря 2012 года и акт приема-передачи земельных участков площадью <данные изъяты> был подписан обеими сторонами также 21 декабря 2012. Поскольку согласно приложению № к договору аренды количество участков составило 96 штук по <данные изъяты>, то в момент подписания было невозможно проверить состояние каждого из них. Более того, 21 декабря — это зимний месяц и снежный покров не позволяет органолептическим методом определить состояние сельскохозяйственной земли. Таким образом, факт отсутствия осмотра при передаче земельных участков является неоспоримым общеизвестным обстоятельством.
Наличие засоренности спорного участка, установленного актом проверки от 21 сентября 2018 года является следствием неисполнения собственником земельных участков, передаваемых в аренду, ФИО1 обязанностей установленных Земельным кодексом РФ до подписания договора аренды. Поскольку растительность на участке размером <данные изъяты>, не позволяла арендатору использовать землю по назначению, а арендодатель не указал на наличие указанных недостатков на земельном участке, то виновным в зарастании растительностью является собственник земельного участка ФИО1
О недостатках переданного земельного участка, устно было сообщено ФИО1 весной 2013 года. В ответ Арендодатель сообщил о том, что он знает о зарастании кустарником <данные изъяты> земли. Однако, его это не беспокоит, если мы будет платить арендную плату за весь участок, а с зарослью он решит вопрос о расчистке сам.
Обращает внимание на тот факт, что сельскохозяйственное предприятие обрабатывает сельскохозяйственные земли на площади более <данные изъяты> на территории Кинель-Черкасского района Самарской области. При этом, осуществляется строгий контроль за соблюдением севооборота земельных участков, соблюдением целевого назначения использования пашни, добросовестном выполнении своих должностных обязанностей. Никаких нарушений в соблюдении требовании к обработке почвы и сбору урожая со стороны проверяющих органов никогда не было.
Считает, что вины в зарастании участка нет, поскольку 21 февраля 2018 года Кинель-Черкасский районный суд Самарской области вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований собственника засоренного земельного участка ФИО1 (арендодателя) к ООО СХП «Семеновское» (арендатору) о расторжении договора аренды земельных участков № от 21 декабря 2012 года по причине несоблюдения режима использования земель и возложении обязанности на арендатора по приведению арендованных земель в состояние, пригодное для использования земель по целевому назначению.
Решение вступило в законную силу 27 апреля 2018 года при вынесении апелляционного определения об оставлении решения Кинель-Черкасского районного суда без изменения. В ходе вышеуказанного судебного заседания было проведено выездное судебное заседание с участием Руководителя лесничества Кинель-Черкасское ГКУ СО «Самарские лесничества» ФИО2, представителя Управления сельского хозяйства администрации Кинель-Черкасского района Самарской области главного агронома ФИО3, геодезиста ООО «КЧЗК» ФИО4, сторон по делу. Приглашенные специалисты дали в суде пояснения о том, что возраст и происхождение кустарниковой растительности разный и нельзя сделать однозначный вывод о зарастании части поля только по вине СХП «Семеновское» нельзя. При имеющемся состоянии поля его нельзя использовать по назначению, но в принципе есть технологии проведения специальных работ для его очистки.
В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснения обстоятельств каждого дела. В силу ст. 26.1. КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. Событие административного правонарушения - факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП РФ, за которое установлена административная ответственность.
Считает нарушение малозначительным, поскольку никому не причинен имущественный вред. Просит суд заменить назначенное наказание в виде штрафа, в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ, 3.4. КоАП РФ на предупреждение.
В судебном заседании директор Каримов Я.Х., представитель общества по доверенности ФИО5 поддержали доводы жалобы, по указанным в ней основаниям, просили жалобу удовлетворить.
Представитель отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Самарской области ФИО6 представил отзыв, в котором указал, что в Управление Россельхознадзора по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ поступила жалоба от гражданина ФИО1
По информации содержащейся в обращении, земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, не обрабатывается, зарос деревьями, кустарниками и сорной растительностью.
Земельный участок с кадастровым номером № передан в аренду ООО СХП «Семеновское» (договор № от 21.12.2012 г.) Данный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 26.07.2017 № 363 «Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору административного обследования объектов земельных отношений и оформления результатов таких обследований» Управлением Россельхознадзора по Самарской области было подготовлено задание № от 13.08.2018 на проведение административного обследования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №
В соответствии с п. 5 Приказа Минсельхоза России от 26.07.2017 № 363, в случае выявления по итогам проведения административного обследования признаков нарушения земельного законодательства Российской Федерации, за которые предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
В результате административного обследования было установлено, что обследуемый земельный участок зарос многолетней сорной растительностью и кустарниками.
По результатам административного обследования был составлен Акт № от 14.08.2018.
В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении административного обследования не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3). Так же не требуется участие собственника земельного участка при составлении акта о проведении обследования. Кроме того не предусмотрено направление копии акта такому лицу.
В соответствии с пп. 2 п. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, является основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации.
На основании выше изложенного Управлением было подготовлено распоряжении о проведении внеплановой выездной проверки. Которая в свою очередь была согласована с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой (письмо от 23.08.2018г. №).
В ходе проведения проверки было установлено: на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер
№, расположенный по адресу: площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> согласно договора аренды № от 21.12.2012 г. допущено зарастание многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительностью вследствие невыполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв в части защиты от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями.
Управлением был составлен протокол об административном правонарушении № от 21.09.2018 г. по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, о составлении которого законный представитель Заявителя был уведомлен надлежащим образом.
По результатам административного производства было вынесено постановление №, в соответствии с которым Заявитель признан виновным в административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, к Заявителю было применено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Состав правонарушения является формальным, наступление вредных последствий не требуется, объективную сторону образуют деяния в форме бездействия, которые содержатся в диспозиции части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Конституция РФ гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и, кроме того, устанавливает, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов» (ст. 9). Таким образом, действия (бездействия) должностного лица нарушают одно из важнейших, гарантированных Конституцией РФ, прав граждан и основной принцип охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред
окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Ч. 2 ст. 13 Земельного Кодекса устанавливает, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации; загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Данная обязанность обществом не была выполнена.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт нарушения подтверждается протоколом № от 21.09.2018 г., Актом проверки № от 21.09.2018, фототаблицей.
Относительно довода Заявителя о том, что вины Общества в совершении административного правонарушения нет, мотивируя тем, что на момент заключения договора аренды № от 21.12.2012 древесно-кустарниковая растительность уже произрастала, пояснил следующее.
У Общества имелось достаточно времени устранить нарушения требований земельного законодательства (с 2016 года). В данном случае рассматривается вопрос о не выполнении обязательных мероприятий по недопущению нарушений земельного законодательства.
Кроме того, в Акте приема-передачи земельных участков от 21 декабря 2012 года нет указаний на зарастание сорной и древесно-кустарниковой растительностью на земельных участках.
Тем самым, ООО СПХ «Семеновское» нарушены требования п. 3 ч. 2 ст. 13 и ст. 42 Земельного Кодекса РФ. Административная ответственность за совершенное административное правонарушение предусмотрена частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО7 в судебном заседании указал на виновность ООО СХП «Семеновское» в совершении административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, выслушав стороны, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд считает, что постановление начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Самарской области № от 19.10.2018 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ подлежит изменению.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ состоит в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель
Из материалов дела усматривается, что 21.09.2018 г. в 11.00 часов по результатам внеплановой выездной проверки согласно распоряжению от 22.08.2018 г. № в отношении ООО сельскохозяйственное предприятие «Семеновское» выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, находящемся в аренде у ООО сельскохозяйственное предприятие «Семеновское» по договору аренды от 21.12.2012 г. № допущено зарастание многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительностью.
Был составлен протокол об административном правонарушении № от 21.09.2018 г., вынесено обжалуемое постановление.
Правильность выводов начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Самарской области о событии административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и виновности ООО СХП «Семеновское» в его совершении подтверждается материалами дела:
Копией жалобы от ФИО1 в отношении ООО СХП «Семеновское»;
Заданием на проведение административного обследования № от 13.08.2018 г.;
Актом административного обследования № от 14.08.2018 г., которым визуально выявлено зарастание сорной растительностью;
Распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 22.08.2018 г.
Решением заместителя Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 23.08.2018 г. о согласовании проведения внеплановой выездной проверки;
Актом проверки № от 11.09.2018 г., которым установлено, что допущено зарастание многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительностью;
Фототаблицей к акту внеплановой выездной проверки, на фототаблице изображен участок местности, заросший многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительностью;
Телеграммой о вызове для составления протокола об административном правонарушении
Протоколом № от 21.09.2018 г., составленным в соответствии с требованиями КоАП РФ;
Данные доказательства оценены начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Самарской области в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ в их совокупности, являются допустимыми, достоверными и объективно ничем не опровергнуты.
При таких обстоятельствах действия ООО СХП «Семеновское» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы о его невиновности в совершении указанного административного правонарушения суд оценивает как несостоятельные.
Материалами дела установлен факт нарушения требований законодательства.
Доводы Каримова Я.Х., представителя общества по доверенности ФИО5 о том, что участок зарос до его передачи по договору аренды, не может быть приняты внимание, поскольку приняв участок в аренду, общество обязано его использовать в соответствии с его назначением, в том числе обрабатывать от растительности.
Также, суд не соглашается с мнением Каримова Я.Х. представителя общества по доверенности ФИО5 о малозначительности совершенного административного правонарушения, учитывая положения п. 21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Суд не усматривает существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановленного по делу акта.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции.
Вместе с тем, суд считает, что при вынесении постановления должностным лицом не были учтены обстоятельства, влияющие на назначение наказания, а именно неоднократные поощрения от лица Губернатора Самарской области за высокие достижения в области сельского хозяйства, при том, что данное обстоятельство, в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, должно учитываться при назначении административного наказания юридическому лицу.
На основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, учитывая наличие смягчающих ответственность обстоятельств, а также заслуги общества в области сельского хозяйства, учитывая, в совокупности, данные обстоятельства исключительными, суд считает, что назначенный штраф в размере 400 000 рублей подлежит снижению до 200 000 рублей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении возможно вынесение решения об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ 19.10.2018 ░., ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 8.7 ░░░░ ░░ - ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 200 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░–░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>