Дело № 2-1944/2013
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Красноярск 25 июня 2013 года
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Корчинской И.Г.
с участием:
помощника прокурора Кировского района г.Красноярска Араповой А.С.,
представителя ответчика Орг 1» Харисовой М.Х.
представителей третьего лица Гайдука А.И., Пискунова Д.А.
при секретаре Ванеевой Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Орг 1» о признании незаконным результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, обязании внести изменения в строку карты аттестации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Орг 1» о признании незаконными результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в части отсутствия оснований для установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенного рабочего времени работникам Орг 1», занятым на рабочих местах менеджера №50, старшего менеджера №51, менеджера оптовых продаж №52, начальника отдела региональных продаж №61, торгового представителя ( менеджера)№ 62, № 63, менеджера №64, оператора 1С ( оператора ЭВМ) №66, супервайзера ( менеджера) №67, главного бухгалтера № 68, бухгалтера № 69,70,71,77, бухгалтера – кассира ( бухгалтера) № 72, бухгалтера материальной группы ( бухгалтера) № 75, заместителя главного бухгалтера № 76, инженера по охране труда №79, офис-менеджера ( секретаря руководителя) № 80, директора № 82, программиста 1С № 85, системного администратора ( администратора вычислительной сети) № 86, менеджера 1Т- отдела ( менеджера) № 87, товароведа № 88, начальника отдела качества №89.
Обязать Орг 1» внести изменения в строку 040 карт аттестации рабочих мест по условиям труда менеджера №50, старшего менеджера №51, менеджера оптовых продаж №52, начальника отдела региональных продаж №61, торгового представителя ( менеджера)№ 62, № 63, менеджера №64, оператора 1С ( оператора ЭВМ) №66, супервайзера ( менеджера) №67, главного бухгалтера № 68, бухгалтера № 69,70,71,77, бухгалтера – кассира ( бухгалтера) № 72, бухгалтера материальной группы ( бухгалтера) № 75, заместителя главного бухгалтера № 76, инженера по охране труда №79, офис-менеджера ( секретаря руководителя) № 80, директора № 82, программиста 1С № 85, системного администратора ( администратора вычислительной сети) № 86, менеджера 1Т- отдела ( менеджера) № 87, товароведа № 88, начальника отдела качества №89, установив дополнительные компенсации в виде дополнительного отпуска ( не менее 7 календарных дней), сокращенной рабочей недели ( не более 36 часов в неделю).
В обоснование своих требований сослался на то, что прокуратурой Кировского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения трудового законодательства в Орг 1». В ходе проверки ответчик представил в прокуратуру карты аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно картам аттестации рабочих мест менеджера №50, старшего менеджера №51, менеджера оптовых продаж №52, начальника отдела региональных продаж №61, торгового представителя ( менеджера)№ 62, № 63, менеджера №64, оператора 1С ( оператора ЭВМ) №66, супервайзера ( менеджера) №67, главного бухгалтера № 68, бухгалтера № 69,70,71,77, бухгалтера – кассира ( бухгалтера) № 72, бухгалтера материальной группы ( бухгалтера) № 75, заместителя главного бухгалтера № 76, инженера по охране труда №79, офис-менеджера ( секретаря руководителя) № 80, директора № 82, программиста 1С № 85, системного администратора ( администратора вычислительной сети) № 86, менеджера 1Т- отдела ( менеджера) № 87, товароведа № 88, начальника отдела качества №89 по результатам общей оценки условий труда на данных рабочих местах установлен вредный класс условий труда 3.1 и 3.2, что свидетельствует о том, что работники, занятые на указанных рабочих местах, работают во вредных условиях труда. Действующим трудовым законодательством за работу во вредных и ( или) опасных условиях предоставляются компенсации, предусмотренные ст. 92, 117, 147 ТК РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и ( или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со ст.92 ТК РФ; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней, повышение оплаты труда – не менее 4 % тарифной ставки ( оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. МЗиСР РФ предписывалось установить минимальные размеры компенсаций, а также условия предоставления указанных компенсаций. До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не издан, но это не освобождает работодателя от обязанностей по предоставлению названных компенсаций. Как следует из указанных карт аттестации рабочих мест Орг 1», работникам, занятым на данных рабочих местах, где установлены вредные условия труда, в качестве компенсации за работу в таких условиях труда установлен только повышенный размер оплаты труда. Дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенная рабочая неделя картами аттестации рабочих мест не предусмотрены.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Красноярска Арапова А.С. исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно суду показала, что до настоящего времени нормативный правовой акт устанавливающий минимальные размеры компенсаций, а также условия предоставления указанных компенсаций не издан, однако, это не освобождает работодателя от установления работникам, занятым во вредных условиях труда указанных в постановлении № 870 компенсаций. При этом, данным постановлением предусмотрены несколько компенсаций, которые необходимо устанавливать все, а не одну из компенсаций, как считает ответчик и третье лицо, поскольку установленные компенсации, предусмотрены также нормами трудового права. При этом необходимо руководствоваться указанным постановлением № 870, а не информационным письмом Министерства труда и социальной защиты РФ.
Представитель ответчика – Орг 1» ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила в суд письменный отзыв, который поддержала в полном объеме, дополнительно суду показала, что действительно до настоящего времени МЗиСР РФ не разработан акт по минимальной продолжительности компенсаций. В связи с чем, в работе работодатель должен руководствоваться информационным письмом Министерства труда и социальной защиты РФ, согласно которому до принятия вышеуказанного акта, работодатель должен руководствоваться ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций. Таким образом, законодательно не предусмотрена обязанность работодателя устанавливать компенсации, перечисленные в п. 1 постановления, данный вопрос отнесен на усмотрение работодателя. Дополнила, что работодателем устранены условия, в которых находились работники, занятые на должностях, указанных в иске, из-за которых предыдущей аттестацией рабочих мест данные рабочие места были отнесены к вредному классу условий труда, однако, ответчиком не будет проводиться новая аттестация рабочих мест, которая бы подтвердила устранение вредности условий труда.
Представитель третьего лица <данные изъяты>» Гайдук А.И., действующий на основании доверенности, представил в суд письменные возражения на исковые требования прокурора, которые поддержал в судебном заседании в полном объеме. Дополнительно суду показал, что размеры соответствующих гарантий, а также порядок их предоставления устанавливается Правительством РФ. До настоящего времени поручение Правительства РФ о разработке соответствующих законодательных актов остается нереализованным. Порядок применения постановления № 870 от 20.11.2008 г. изложен в информационном письме от 13.02.2013 г. Министерства труда и социальной защиты РФ, согласно которому работодатель может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций за работу с вредными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом. Для установления соответствующего размера компенсаций работодатель может руководствоваться Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, а также Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие размеры компенсаций, в части не противоречащей ТК РФ. Ответчик при установлении размеров гарантий и компенсаций по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда правомерно руководствовался указанным списком, не предусматривающим компенсаций за вредные условия труда в виде сокращенной продолжительности рабочего дня и дополнительных дней к ежегодному оплачиваемому отпуску для указанных в исковом заявлении должностей и профессий.
Представитель третьего лица <данные изъяты>» Пискунов Д.А., действующий на основании доверенности, поддержал доводы представителя Гайдук А.И. Дополнительно ничего не пояснил.
Исследовав представленные материалы, заслушав пояснения участников процесса, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст. 21 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) работник имеет право на предоставление рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
Обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в соответствии со ст. 212 ТК РФ, возлагается на работодателя. Последний обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Пунктом 1 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569, аттестация по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения таковой устанавливаются исходя и того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также включает в себя гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (п.п. 2, 5 Положения).
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Кировского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения трудового законодательства в Орг 1». Установлено, что на предприятии во исполнение требований ч.1 ст.212 ТК РФ проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. В качестве аттестующей организации Орг 1» привлекло Некоммерческое партнерство « Центр условий и охраны труда». Аттестация рабочих мест по условиям труда в Орг 1» проведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.44 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому, в том числе прилагаются карты аттестации рабочих мест по условиям труда и сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам. Карта аттестации содержит сведения о присвоении класса условий труда в зависимости от степени вредности или опасности факторов производственной среды и трудового процесса.
В ходе проверки ответчик представил в прокуратуру карты аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно картам аттестации рабочих мест менеджера №50, старшего менеджера №51, менеджера оптовых продаж №52, начальника отдела региональных продаж №61, торгового представителя ( менеджера)№ 62, № 63, менеджера №64, оператора 1С ( оператора ЭВМ) №66, супервайзера ( менеджера) №67, главного бухгалтера № 68, бухгалтера № 69,70,71,77, бухгалтера – кассира ( бухгалтера) № 72, бухгалтера материальной группы ( бухгалтера) № 75, заместителя главного бухгалтера № 76, инженера по охране труда №79, офис-менеджера ( секретаря руководителя) № 80, директора № 82, программиста 1С № 85, системного администратора ( администратора вычислительной сети) № 86, менеджера 1Т- отдела ( менеджера) № 87, товароведа № 88, начальника отдела качества №89 по результатам общей оценки условий труда на данных рабочих местах установлен вредный класс условий труда 3.1 и 3.2, что свидетельствует о том, что работники, занятые на указанных рабочих местах, работают во вредных условиях труда.
Согласно ст.92 ТК РФ продолжительность рабочей недели для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда устанавливается не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии со ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В силу положений ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно постановлению Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870 « Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и ( или) опасными и иными особыми условиями труда», работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливается: сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней, повышение оплаты труда – не менее 4 % тарифной ставки ( оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Как следует из карты аттестации рабочих мест Орг 1», работникам, занятым на данных рабочих местах, где установлены вредные условия труда, в качестве компенсации за работу в таких условиях труда установлен только повышенный размер оплаты труда. Вместе с тем, дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенная рабочая неделя картами аттестации рабочих мест не предусмотрена в нарушение требований закона.
В своих возражениях ответчик и третье лицо указывают, что порядок применения постановления № 870 от 20.11.2008 г. изложен в информационном письме от 13.02.2013 г. Министерства труда и социальной защиты РФ, согласно которому работодатель может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций за работу с вредными условиями труда. Для установления соответствующего размера компенсаций работодатель может руководствоваться Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, а также Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие размеры компенсаций, в части не противоречащей ТК РФ; ответчик при установлении размеров гарантий и компенсаций по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда правомерно руководствовался указным списком, не предусматривающим компенсаций за вредные условия труда в виде сокращенной продолжительности рабочего дня и дополнительных дней к ежегодному оплачиваемому отпуску для указанных в исковом заявлении должностей и профессий.
Однако, указанные доводы ответчика и третьего лица суд не может принять во внимание по следующим основаниям.
Согласно статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
С учетом этого в ТК РФ для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени (часть первая статьи 92), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статья 117) и повышенная оплата труда (часть первая статьи 146 и статья 147).
Закрепление таких мер в законе обусловлено стремлением государства предоставить указанной категории работников дополнительные возможности по оздоровлению и восстановлению работоспособности, т.е. преследует конституционно значимую цель охраны здоровья граждан.
Содержащиеся в указанных выше статьях ТК РФ нормы подлежат применению во взаимосвязи с принятым в их развитие постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870, пункт 1 которого предусматривает в качестве компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней и повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
По смыслу данного нормативного положения, основанием для предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда является результат оценки условий труда работника, осуществленной в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда.
Такое правовое регулирование, предполагающее установление компенсаций на основании оценки объективно существующих условий труда на каждом рабочем месте, а не в зависимости от сугубо формального критерия - включения или невключения наименования соответствующей работы, профессии или должности в перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на компенсации в связи с вредными и (или) опасными условиями труда, - также выступает гарантией обеспечения конституционных прав работников на безопасные условия труда, отдых и охрану здоровья и согласуется с целями трудового законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписывалось установить - в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений - работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (пункт 2).
До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не издан, что, однако, не освобождает работодателей от обязанности по предоставлению названных компенсаций, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а именно с частью первой его статьи 92, статьей 117, частью первой статьи 146 и статьей 147, а также с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 всем работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Из этого же исходит и Верховный Суд Российской Федерации, который в решении от 14 января 2013 года N АКПИ12-1570 указал, что действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации; следовательно, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Списке, имеет право на соответствующие компенсации в размерах не ниже установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870.
Таким образом, действующим законодательством установлен ряд компенсаций за работу во вредных условиях труда, в компетенцию работодателя не входит выбор только одной компенсации, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы стороны ответчика о том, что работодателем устранены вредные условия труда по перечисленным должностям и профессиям, однако, доказательств этим показаниям сторона ответчика в силу ст. 56 ГПК РФ суду не предоставила, пояснив, что работодателем не будет в связи с этим проводится новая аттестация рабочих мест по условиям труда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в части отсутствия оснований для установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенного рабочего времени работникам Орг 1», занятым на рабочих местах менеджера №50, старшего менеджера №51, менеджера оптовых продаж №52, начальника отдела региональных продаж №61, торгового представителя ( менеджера)№ 62, № 63, менеджера №64, оператора 1С ( оператора ЭВМ) №66, супервайзера ( менеджера) №67, главного бухгалтера № 68, бухгалтера № 69,70,71,77, бухгалтера – кассира ( бухгалтера) № 72, бухгалтера материальной группы ( бухгалтера) № 75, заместителя главного бухгалтера № 76, инженера по охране труда №79, офис-менеджера ( секретаря руководителя) № 80, директора № 82, программиста 1С № 85, системного администратора ( администратора вычислительной сети) № 86, менеджера 1Т- отдела ( менеджера) № 87, товароведа № 88, начальника отдела качества №89.
Обязать Орг 1» внести изменения в строку 040 карт аттестации рабочих мест по условиям труда менеджера №50, старшего менеджера №51, менеджера оптовых продаж №52, начальника отдела региональных продаж №61, торгового представителя ( менеджера)№ 62, № 63, менеджера №64, оператора 1С ( оператора ЭВМ) №66, супервайзера ( менеджера) №67, главного бухгалтера № 68, бухгалтера № 69,70,71,77, бухгалтера – кассира ( бухгалтера) № 72, бухгалтера материальной группы ( бухгалтера) № 75, заместителя главного бухгалтера № 76, инженера по охране труда №79, офис-менеджера ( секретаря руководителя) № 80, директора № 82, программиста 1С № 85, системного администратора ( администратора вычислительной сети) № 86, менеджера 1Т- отдела ( менеджера) № 87, товароведа № 88, начальника отдела качества №89, установив дополнительные компенсации в виде дополнительного отпуска ( не менее 7 календарных дней), сокращенной рабочей недели ( не более 36 часов в неделю).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий И.Г.Корчинская