Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-901/2019 ~ М-774/2019 от 23.05.2019

66RS0008-01-2019-001064-22

                                           Дело №2-901/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2019 года                                          город Нижний Тагил

Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Филатьевой Т.А.,

с участием:

истцов Хмель Т.А., Тимофеевой Н.И., Морозовой С.Б., Склянухиной М.В., Алиевой С.А., Стафеевой А.Н., Коряковой Е.В., Переваловой М.Ю.,

действующих в интересах истцов представителей Нижне - Тагильской городской организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации Маханек Л.Н. и Гуриной К.А.,

представителей ответчика ГКУ «СРЦН № 5 Дзержинского района города Нижний Тагил» Вахрушевой И.М., Маньковой Н.В., Черемных Н.В.,

при секретаре Сычевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хмель Т. А., Алиевой С. Амир кызы, Коряковой Е. В., Морозовой С. Б., Парцыной М. А., Переваловой М. Ю., Склянухиной М. В., Стафеевой А. Н., Тимофеевой Н. И. к Государственному казенному учреждению социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» о признании незаконным изменений условий трудового договора, возложении обязанности сохранить прежними условия трудового договора, признании права на продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю, на ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней, признании незаконными уведомления об изменении условий труда, признании ухудшающими положения работников отдельные положения коллективного договора и Правил внутреннего трудового распорядка,

УСТАНОВИЛ:

Хмель Т.А., Алиева С.А., Тимофеева Н.И., Морозова С.Б., Склянухина М.В., Парцына М.А., Корякова Е.В. и Стафеева А.Н., Перевалова М.Ю. обратились в суд с иском к Государственному казенному учреждению социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» (сокращенное наименование ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил») о признании незаконными изменений условий трудового договора, возложении обязанности на ответчика сохранить прежние условия трудового договора.

     В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются работниками ГКУ «СРЦН №5Дзержинского района города Нижний Тагил» в должности воспитателей, по условиям трудовых договоров истцам установлена продолжительность рабочего времени 6 часов при пятидневной рабочей недели (30 часов в неделю) и ежегодный отпуск продолжительностью 56 календарных дней.    ДД.ММ.ГГГГ работодатель подготовил уведомления об изменении с ДД.ММ.ГГГГ существенных условий трудового договора, а именно увеличения продолжительности рабочего времени с 30 часов в неделю до 40 часов, и уменьшения продолжительности отпуска с 56 дней до 28 дней. Указанные уведомления, а также дополнительные соглашения к трудовому договору, содержащие новые условия труда, вручены истцам.

Считают действия работодателя неправомерными, не соответствующими положениям ч.1,2,8 ст. 74, ч.1,2 ст. 333. 334 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2.6 приложения № 1 Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных оплачиваемых отпусках», Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» и нарушающими право истцов на сокращенную рабочую неделю продолжительностью 30 часов и отпуск продолжительностью 56 календарных дней. В обоснование своих выводов ссылаются на то, что ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности на право оказания образовательных услуг, то есть истцы состоят в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Должностная инструкция воспитателя ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» от 01.08.2017 № 8 предусматривает выполнение трудовых функций педагогического работника по обучению, воспитанию и организации образовательной деятельности,    получению    дополнительного    образования.    Должность воспитателя    предусмотрена в разделе 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В пункте 11 Положения об оплате труда работников ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» должность воспитателя отнесена к категории «педагогические работники».

Просят признать незаконными изменения условий трудового договора в части сокращения продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска до 28 календарных дней и увеличения продолжительности рабочего времени до 40 часов в неделю, признать за ними право на продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю, право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней, признать незаконными уведомления №04, 05, 06, 09, 10, 11, 12, 13, 15 от 27.03.2019 «Об изменении существенных условий трудового договора».

Кроме этого, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в коллективный договор ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил», которым утверждены Правила внутреннего трудового распорядка, внесены изменения в части установления воспитателям продолжительности рабочего времени не более 40 часов в неделю и в части установления продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска воспитателям в количестве 28 календарных дней, что ухудшает условия, предусмотренные трудовым договором. В связи с чем, просят признать ухудшающими положение воспитателей в части продолжительности рабочего времени и времени отдыха раздел 4 коллективного договора и п.п5.1.2, 5.2.17 Правил внутреннего трудового распорядка.

Истцы Хмель Т.А., Тимофеева Н.И., Морозова С.Б., Склянухина М.В., Алиева С.А., Стафеева А.Н., Корякова Е.В., Перевалова М.Ю. в судебном заседании настаивали на исковых требованиях по основаниям, указанным в иске. Дополнительно дали объяснения о том, что с ДД.ММ.ГГГГ работодатель ввел новые условия трудового договора, установив 40 часовую рабочую неделю. Фактическая продолжительность рабочей недели воспитателей не изменилась, поскольку ранее они работали с переработкой. Однако оплата труда за июнь им произведена исходя из тарифной ставки, установленной за 40 часов в неделю, то есть работники получили заработную плату в меньшем размере. Трудовые функции воспитателей не изменились, они также выполняют одну из функций образования – воспитательную, в связи с чем не имеется оснований для изменения условий их труда.

Истец Парцына М.А. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом.

Представитель истцов Маханек Л.Н. – председатель Нижнетагильской городской организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, членами которой являются истцы (выписка из протокола конференции от 18.03.2015 об избрании председателя в т.2 на л.д.88), исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что должностная инструкция воспитателя ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» предусматривает выполнение трудовых функций педагогического работника по обучению, воспитанию и организации образовательной деятельности, получению дополнительного образования. В своей работе воспитатель руководствуется локальными актами, планирует рабочий день, составляет индивидуальные карты на воспитанников, ведет учет проводимых мероприятий, проводит практические занятия, следит за выполнением воспитанниками домашних заданий, помогает в освоении учебных заданий и прививает основные жизненные навыки, совместно в соответствии с программой «Становление» оказывает дополнительное образование наравне с педагогами дополнительного образования. ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, следовательно, является организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с чем истцы имеют право в соответствие с 2.6 приложения № 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 1601 на сокращенную продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю. В соответствие с п. 2 раздела IV приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников, должности которых указаны в разделе номенклатуры должностей, работающих в организациях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», составляет 56 дней. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся все организации (государственные, муниципальные, частные), в которые дети помещаются под надзор, и руководители которых осуществляют в отношении детей функции законного представителя. В случае, если дети на основании акта органа опеки и попечительства помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, в том числе, такие, как специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию, специальные коррекционные образовательные учреждения и т.д., независимо от их наименования и ведомственной принадлежности, такие учреждения также относятся к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 сентября 2015 г. № 588н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и медицинских организациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» установлена по представлению Министерства разевания и науки Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом РФ тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в организациях, оказывающих социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, чьи родители, усыновители или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, от рождения до достижения 3 лет (за исключением детей, состояние здоровья которых требует оказания первичной специализированной медицинской помощи. На основании изложенного, истцы имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней. 14.03.2019, несмотря на наличие протокола разногласий, в коллективный договор учреждения внесены изменения в части установления продолжительности рабочего времени истцам 40 часов в неделю и ежегодного оплачиваемого отпуска 28 дней, что ухудшает положения работников.

Представитель истцов Гурина К.А. исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям, дала объяснения, аналогичные объяснениям представителя Маханек Л.Н.

     Представитель ответчика Вахрушева И.М исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв на иск, указав, что ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил»не является образовательной организацией, в соответствии с Уставом является учреждением социального обслуживания, в состав которого входит специализированное структурное образовательное подразделение. Реализацией общеобразовательных программ дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ в соответствии со штатным расписанием ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» занимается специализированное структурное образовательное подразделение, сотрудники которого осуществляют свою деятельность в соответствии с лицензией на дошкольное и дополнительное образование, выданной учреждению ДД.ММ.ГГГГ Министерством общего и профессионального образования Свердловской области. Сотрудники специализированного структурного образовательного подразделения являются педагогическими работниками, реализующие Федеральный государственный образовательный стандарт в области дошкольного образования.     Истцы не являются сотрудниками специализированного структурного образовательного подразделения и не реализуют основных общеобразовательных     программ дошкольного    образования и дополнительных образовательных программ. Истцы работают в должности воспитателей, реализуют социальные услуги в соответствии с приказом Министерства социальной политики Свердловской области №482 от 11.08.2015 г. «Об утверждении стандартов социальных услуг», осуществляют социально-бытовое и социально-педагогическое обслуживание воспитанников на основании должностной инструкции воспитателя и стандартов социальных услуг, в которые входит: планирование и организации жизнедеятельности воспитанников в группе, создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для воспитанников, содействие им в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и начальное техническое творчество, спортивные секции, студии, кружки и другие объединения по интересам, в организации выполнения воспитанниками режима дня, приготовления домашнего задания, оказания им помощи в организации досуга, а также совместно с медицинскими работниками обеспечивают сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Воспитанники организации социального обслуживания получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в общеобразовательных организациях города. Таким образом, образовательный процесс в отношении воспитанников организации, в том числе учебная (преподавательская) работа осуществляется в общеобразовательных организациях.

Представители ответчика Манькова Н.В., исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать в полном объеме, поддержав письменный отзыв по делу. Пояснила, что в 2018 году Министерством социальной политики Свердловской области была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в ходе которой выявлено необоснованное установление без учета изменений действующего законодательства и без учета имеющейся лицензии всем работникам учреждения удлиненного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени. В целях устранения выявленных нарушений в учреждении внесены соответствующие изменения в коллективный договор и подготовлены уведомления истцам об изменении условий трудовых договоров.

Представитель третьего лица Министерство социальной политики Свердловской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. В отзыве министр Злоказов А.В. просил в удовлетворении иска отказать, указав, что ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» входит в систему социального обслуживания Свердловской области, является организацией социального обслуживания, находящейся в ведении Свердловской области – поставщиком социальных услуг несовершеннолетним в возрасте от 3 до 18 лет, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и детям-инвалидам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в целях улучшения условий их жизнедеятельности и(или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Основными видами деятельности учреждения, помимо предоставления социального обслуживания в стационарной форме, полустационарной форме является реализация основных общеразвивающих программ дошкольного образования, реализация дополнительных общеразвивающих программ. В учреждении имеется лицензия на осуществление образовательной деятельности. При наличии в организации социального обслуживания лицензии на осуществление образовательной деятельности, право на льготы и социальные гарантии, предусмотренные действующим законодательством для педагогических работников, имеют только те работники, которые непосредственно участвуют в реализации образовательной программы и осуществляют образовательную деятельность в отношении несовершеннолетних в специализированном структурном образовательном подразделении организации, созданном для осуществления образовательной деятельности.

Выслушав истцов, их представителей, представителей ответчика, огласив отзыв третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Частями первой и второй ст.74 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным кодексом.

Частью первой ст.333 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть третья ст. 333 ТК РФ).

Пунктом 21 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании") установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

В соответствии с п.18 ст.2 Федерального закона "Об образовании", образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 Федерального закона "Об образовании"). К таким организациям относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица (ч.1 ст.31 Закона об образовании). Для осуществления образовательной деятельности в этих организациях создается специализированное структурное подразделение. Его деятельность регулируется положением, которое разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей обучение (ч.6 ст.31 Закона об образовании).

Таким образом, Законом об образовании разграничен статус образовательной организации и организации, осуществляющей обучение. Организация, осуществляющая обучение, осуществляет образовательную деятельность, но не является образовательной организацией.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 №1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" установлена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению №1 к этому приказу.

Согласно п.2.6 приложения №1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 №1601 норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее - медицинские организации и организации социального обслуживания) (за исключением воспитателей, предусмотренных в пп. 2.5 и 2.7 названного приложения).

Согласно п.2.7 этого же приложения, норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 настоящего Приложения).

В силу ст.115 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно ст.334 Трудового кодекса Российской Федерации педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска предусмотрены для замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей согласно приложению.

Должности педагогических работников предусмотрены в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 №678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций". В названную номенклатуру должностей включена должность воспитателя.

Согласно п.2 раздела IV "Организации, осуществляющие обучение" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 №466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, работающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со ст.42 Федерального закона "Об образовании", составляет 56 дней.

Согласно ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Перечень способов защиты гражданских прав, установленный ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим. В любом случае заявителем должен быть выбран такой способ защиты нарушенных или оспоренных прав, который при разрешении дела судом позволяет полностью восстановить нарушенное или оспоренное право заявителя.

Судом установлено, что с 01.01.2016 на основании приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 24.07.2015 №460 «О реализации распоряжения Правительства Свердловской области от 29.05.2015 № 571-РП «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реструктуризации и реформирования организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Свердловской области на 2015 год» ГКОУ СО «Нижнетагильский детский дом №5» реформирован в Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и передан в ведомство Министерства социальной политики Свердловской области.

На основании приказа №348 Министерства социальной политики Свердловской области от 28.06.2016, государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Нижнетагильский детский дом № 5» переименовано в государственное казенное учреждение социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» (т.1 л.д.125-126).

Основным видом деятельности организации является деятельность по уходу с обеспечением проживания, дополнительным – образование дошкольное, образование среднее общее, образование дополнительное детей и взрослых, деятельность по дополнительному профессиональному образованию (т.2 л.д.1-20).

Предоставление социальных услуг осуществляется учреждением в соответствие утвержденными Приказом Министерства социальной политики Свердловской области №482 от 11.08.2015 стандартами социальных услуг (т.2 л.д.49-53).

На осуществление образовательной деятельности ответчиком получена лицензия № 19030 от 22.09.2016, выданная Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, в соответствии с которой организации    предоставлено право оказывать общеобразовательные услуги по реализации дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых (т.1 л.д.55-58).

Для реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ учреждение имеет в своей структуре специализированное структурное подразделение, действующее в соответствие с положением о специализированном структурном образовательном подразделении, утвержденном 20.06.2017 (т.2 л.д.36-44).

Также судом установлено и не оспаривается сторонами, что истцы состоят в трудовых отношениях с ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил», приняты на работу в должности воспитателя, что подтверждается в отношении Стафеевой А.Н. - трудовым договором <№> от ДД.ММ.ГГГГ; Хмель Т.А. - трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, Тимофеевой Н.И. - трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ; Морозовой С.Б. - трудовым договором <№> от ДД.ММ.ГГГГ; Склянухиной М.В. - трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, Алиевой С.А. - трудовым договором <№> от ДД.ММ.ГГГГ, Парцыной М.А. - трудовым договором <№> от ДД.ММ.ГГГГ, Коряковой Е.В. - трудовым договором <№> от ДД.ММ.ГГГГ; Переваловой М.Ю. - трудовым договором <№> от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.13-44, 215-238).

По условиям заключенных между истцами и ответчиком трудовых договоров, истцам установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 30 часов; ежегодный оплачиваемый отпуск общей продолжительностью 56 календарных дней.

ДД.ММ.ГГГГ работодатель подготовил уведомления об изменении с ДД.ММ.ГГГГ существенных условий трудового договора в части увеличения продолжительности рабочего времени с 30 часов в неделю до 40 часов, и уменьшения продолжительности ежегодного отпуска с 56 дней до 28 дней (л.д. 45- 54, 207-215).

В обоснование изменения условий трудового договора указано на организационные изменения в учреждении, а именно, что с 2016 года учреждение входит в систему социального обслуживания Свердловской области, в учреждении создано структурное образовательное учреждение для реализации образовательных программ дошкольного и дополнительного образования, работниками которого истцы не являются, и необходимость приведения условий трудовых договоров в соответствие с учредительными документами учреждения и положениями нормативных правовых актов.

Указанные уведомления вручены всем истцам в период с 29 марта по 02 апреля 2019 года.

Также истцам вручены дополнительные соглашения к трудовому договору, содержащие новые условия труда (т.2 л.д.63-69). Истец Морозова С.Б. дополнительное соглашение к трудовому договору не получила, поскольку находилась в отпуске, однако, как пояснила суду, с изменениями условий трудового договора была не согласна.

Сторонами не оспаривалось, что истцы не подписали дополнительные соглашения к трудовому договору, то есть не согласились продолжить работу в измененных условиях труда.

Между тем, как следует из объяснений сторон, в отсутствие подписанного каждым из истцов дополнительного соглашения к трудовому договору об изменении условий труда, работодатель с ДД.ММ.ГГГГ в одностороннем порядке изменил условия труда указанных работников. График работы истцов не изменился, однако оплата труда в настоящее время производится по ставке, установленной за 40 часов в неделю.

Доводы истцов о том, что работодатель был не вправе предложить указанные изменения условий труда, судом отклоняется ввиду следующего.

Из Устава ГКУ «СРЦН № 5 Дзержинского района города Нижний Тагил» следует, что Учреждение входит в систему социального обслуживания Свердловской области, является организацией социального обслуживания, исполняет обязанности по содержанию, воспитанию и образованию, а также защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и помещенных под надзор в казенное учреждения.

Основными видами деятельности учреждения являются: предоставление социального обслуживания в стационарной форме и в полустационарной форме включая оказание социально бытовых услуг, социально-педагогических услуг, услуг в целях повышения коммутативного потенциала получателя социальны услуг, имущих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (т.2 л.д.21-34).

Для реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ учреждение имеет в своей структуре специализированное структурное подразделение (т.2 л.д.36-44). Сотрудники указанного подразделения (инструктор по труду, инструктор по физической культуре, логопед, педагог дополнительного образования, психолог и другие) осуществляют свою деятельность в соответствии с лицензией на дошкольное и дополнительное образование.

В соответствие с приказом директора №723 от 29.12.2019 в учреждении реализуются следующие общеразвивающие программы дополнительного образования детей и взрослых: «декоративно-прикладное творчество», «Волшебный мир искусств», по обучению плаванию, «Пешеходный туризм», по общефизической подготовке, по футболу, по баскетболу, «Швейное дело», «Повар» (т.1 л.д.137-198, т.2 л.д.219-244).

В судебном заседании истцы не оспаривали, что не принимают участие в реализации указанных программ дополнительного образования, а также не являются воспитателями дошкольного образования.

        В соответствии с должностными обязанностями истцов, содержащимися в должностной инструкции, воспитатель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «образование и педагогика», выполняет следующие должностные обязанности: планирует и организует жизнедеятельность воспитанников в группе, содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, прививает им навыки культуры поведения, содействует развитию познавательной мотивации и становлению учебной самостоятельности у воспитанников, формированию у них компетентностей, организует подготовку домашних заданий, осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующим требованиям государственного образовательного стандарта, содействует в получении дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в детском доме и за пределами учреждения и т.д. Все должностные инструкции истцов аналогичны по своему содержанию (т.1 л.д.59-63, 203-206).

    Стороной истца представлены документы, на основании которых воспитатели осуществляют свою ежедневную деятельность, в том числе ведут календарное планирование, составляют индивидуальные планы, ведут карты педагогического сопровождения воспитанников, составляют и определяют планы мероприятий воспитанников, обеспечивают участие воспитанников в различных выставках и конкурсах детского творчества, осуществляет свою деятельность в соответствии с Программой воспитания «Становление», целью которой является воспитание жизнеспособной личности воспитанника с гражданско-нравственной позицией, готовой к самостоятельной жизни и построению своей профессиональной карьеры (т.2 л.д.109-117, 132-212, т.4 л.д.34-68).

    В соответствие со штатным расписанием учреждения, истцы не являются работниками структурного образовательного подразделения (т.1 л.д.119-120).

Довод истцов и их представителя о том, что учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, в связи с чем на истцов распространяются льготы, предусмотренные п. 2.6 приложения к приказу N 1601, судом отклоняются ввиду неправильного толкования положений данного нормативного акта.

В учреждениях социального обслуживания, имеющих лицензию на образовательную деятельность и осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности, норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, принимающим участие в осуществлении образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам.

Однако истцы, являющиеся воспитателями групп детей различного возраста, оказывают услуги исключительно социальной направленности, не являются сотрудниками специализированного структурного образовательного подразделения и не реализуют основных общеобразовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ, соответственно, на них не распространяется гарантия об установлении нормы часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы.

В связи с чем, требования истцов о признании за ними права на сокращенную продолжительность рабочего времени 30 часов не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, работодателем не было учтено, что в силу положений ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации и также п.2.7 Приложения к приказу N 1601, истцы имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, в связи с чем действия работодателя, выразившиеся в уведомлении истцов об установлении продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю (то есть более чем 36 часов), являются незаконными.

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам" на основании которого истцам был установлен увеличенный оплачиваемый отпуск 56 календарных дней, утратило силу 25.05.2015.

Ввиду того, что в силу приведенных выше нормативных положений право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска и сокращенную продолжительность рабочего времени имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацией социального обслуживания, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, истцам, которые не относятся к указанным лицам, вышеприведенными нормативными актами не предоставлено право на удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск.

Ссылку представителя истцов в обоснование требований на приказ Министерства труда и социальной защиты населения от 01.09.2015 №588н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и медицинских организациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", которым установлена тождественность профессиональной деятельности работников учреждений социального обслуживания, в которые помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и учреждений, занимающихся образовательной деятельностью, суд отклоняет, поскольку такая тождественность профессиональной деятельности установлена в целях реализации гражданами права на досрочное пенсионное обеспечение по старости. Отношения по предоставлению гарантий педагогическим работникам, установленных ст.333, 334 Трудового кодекса Российской Федерации, названным приказом не регулируются.

Таким образом, работодатель был вправе уведомить работников об изменении условий труда в части установления продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 28 календарных дней.

Доводы представителя истцов о недоказанности изменений условий труда как на основание для признания неправомерными действий ответчика по уведомлению об изменении условий труда судом отклоняются, поскольку возможность установления удлиненного оплачиваемого отпуска и сокращенной рабочей недели правомерна для тех работников организаций социального обслуживания, которые непосредственно реализуют основные или дополнительные образовательные программы.

Таким образом, оспариваемые истцами уведомления от ДД.ММ.ГГГГ выданы работодателем в нарушение трудового законодательства только в части установления продолжительности рабочего времени более чем 36 часов, в остальной части уведомления не противоречат действующему трудовому законодательству, в связи с чем заявленные истцами требования о признании незаконными действий ответчика по уведомлению истцов об изменении условий труда подлежат частичному удовлетворению. Следует признать незаконными действия ответчика по уведомлению истцов об увеличении продолжительности рабочего времени до 40 часов в неделю.

В удовлетворении требований истцов о признании за ними права на продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю и права на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительность 56 календарных дней, а также о признании незаконными уведомления «Об изменении существенных условий трудового договора» в части изменения продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска истцам надлежит отказать. При этом следует отметить, что право на сокращенную рабочую неделю и удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск возникает на основании закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов и не может быть установлено на основании решения суда.

Поскольку судом установлено, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ фактически в одностороннем порядке, то есть с нарушением порядка введения новых условий труда, изменил условия труда истцов, следует признать также незаконными действия ответчика по изменению работникам Хмель Т.А., Алиевой С.А., Тимофеевой Н.И., Морозовой С.Б., Склянухинойа М.В., Парцыной М.А., Коряковой Е.В., Стафеевой А.Н. и Переваловой М.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ условий трудового договора в части установления продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю и продолжительности отпуска 28 часов в неделю.

Судом установлено, что на основании дополнительного соглашения о внесении дополнений (изменений) в коллективный договор (утверждено на общем собрании 06.03.2019), в коллективный договор ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» были внесены изменения с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми истцам установлена нормальная продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю. Также ДД.ММ.ГГГГ были утверждены правила внутреннего трудового распорядка ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил», согласно которым нормальная продолжительность рабочего времени для воспитателей, не относящиеся к «специализированному структурному образовательному подразделению …» устанавливается 40 часов в неделю и ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней (кроме педагогических работников, входящих в состав «специализированного структурного образовательного подразделения) (раздел 5.2 п. 5.2.16) (т.1 л.д.127-156, т.3 л.д.1-238).

Поскольку работодателем в отсутствие подписанного с истцами дополнительного соглашения к трудовому договору об изменении условий труда были фактически изменены условия труда в части увеличения продолжительности рабочей недели, то есть ответчиком был применен в отношении работников раздел 4 коллективного договора ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» и п.5.1.2 Правил внутреннего трудового распорядка в части продолжительности рабочего времени для работников по должности воспитатель, что ухудшает положение истцов по сравнению с трудовым договором, то требования истцов о признании ухудшающими положения работников положения раздела 4 коллективного договора и п.5.1.2 Правил внутреннего трудового распорядка в части установления указанным работникам продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю подлежат удовлетворению.

Требования истцов о признании ухудшающими положения работников раздела 4 коллективного договора ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» и п.5.2.7 Правил внутреннего трудового распорядка в части продолжительности отпуска для работников по должности воспитатель не подлежат удовлетворению, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения об изменении работодателем условий трудового договора истцам в части сокращения продолжительности ежегодного отпуска, в связи с чем данный локальный акт в соответствии со ст.8 Трудового кодекса Российской Федерации судом не применен при исследовании сложившихся между сторонами правоотношений; а законом не предусмотрен способ защиты работником своих трудовых прав путем оспаривания положений коллективного договора.

Трудовые права работника защищаются путем разрешения индивидуального трудового спора между работником и работодателем по вопросу законности применения в конкретном трудовом правоотношении условий коллективного договора, ухудшающих положение работника.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Хмель Т. А., Тимофеевой Н. И., Морозовой С. Б., Склянухиной М. В., Алиевой С. А.к., Парцыной М. А., Коряковой Е. В., Стафеевой А. Н. и Переваловой М. Ю. к Государственному казенному учреждению социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» о признании незаконным изменений условий трудового договора, возложении обязанности сохранить прежними условия трудового договора, признании права на продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю, на ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней, признании незаконными уведомления об изменении условий труда, признании ухудшающими положения работников раздела 4 коллективного договора ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» и п.5.1.2., п.5.2.7 Правил внутреннего трудового распорядка в части продолжительности рабочего времени и продолжительности отпуска для работников по должности воспитатель – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Государственного казенного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» по изменению работникам Хмель Т. А., Тимофеевой Н. И., Морозовой С. Б., Склянухиной М. В., Алиевой С. А.к., Парцыной М. А., Коряковой Е. В., Стафеевой А. Н. и Переваловой М. Ю. с ДД.ММ.ГГГГ условий трудового договора в части установления продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю и продолжительности отпуска 28 часов в неделю.

Признать ухудшающими положения работников Хмель Т. А., Тимофеевой Н. И., Морозовой С. Б., Склянухиной М. В., Алиевой С. А.к. Парцыной М. А., Коряковой Е. В., Стафеевой А. Н. и Переваловой М. Ю. положения раздела 4 коллективного договора ГКУ «СРЦН №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» и п.5.1.2 Правил внутреннего трудового распорядка в части установления указанным работникам продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю.

Признать незаконными действия Государственного казенного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №5 Дзержинского района города Нижний Тагил» по уведомлению Хмель Т. А., Тимофеевой Н. И., Морозовой С. Б., Склянухиной М. В., Алиевой С. А.к., Парцыной М. А., Коряковой Е. В., Стафеевой А. Н. и Переваловой М. Ю. об изменении продолжительности рабочего времени до 40 часов в неделю.

В удовлетворении остальной части требований истцов о признании за истцами права на продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю, права на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительность 56 календарных дней, признании незаконными уведомления «Об изменении существенных условий трудового договора» в части изменения продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, признании ухудшающими положения работников положениями раздела 4 коллективного договора и п.5.2.7 Правил внутреннего трудового распорядка в части продолжительности отпуска для работников по должности воспитатель – отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.

Судья:                                                             Т.А.Филатьева

2-901/2019 ~ М-774/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Склянухина Марина Викторовна
Стафеева Альфия Нязибулловна
Хмель Татьяна Александровна
Перевалова Мария Юрьевна
Морозова Светлана Борисовна
Парцына Мария Алексеевна
Корякова Екатерина Вадимовна
Тимофеева Нелли Ивановна
Алиева Сария Амир кызы
Ответчики
ГКУ СО "Социально-реабилитационный центр № 5 Дзержинского района города Нижний Тагил"
Суд
Дзержинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Филатьева Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
dzerzhinsky--svd.sudrf.ru
23.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2019Передача материалов судье
24.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2019Судебное заседание
04.07.2019Судебное заседание
17.07.2019Судебное заседание
02.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее