Дело № 2а-2873/2019
УИД 36RS0004-01-2019-002519-14
3.189 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2019 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Васильеве Н.Н.,
с участием:
представителя административного истца
по доверенности Леонова С.В.
административного ответчика Стародубцева А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа к Стародубцеву Андрею Валерьевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, начисленной пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Стародубцеву А.В. о взыскании задолженности по налогам, начисленных сумм пени. В обоснование заявленных требований указано, что лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, обязаны уплачивать транспортный налог.
Согласно сведениям УГИБДД ГУВД по Воронежской области административный ответчик в 2016 г. являлся собственником транспортного средства: - автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №, марка/модель ТОЙОТА RAV4, год выпуска 2000, дата регистрации права 24.09.2013 г.
Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2016 г. на сумму 4050,00 руб. за автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №, марка/модель ТОЙОТА RAV4, год выпуска 2000, за налоговый период 12/12 месяцев 2016 г., налоговая база 135 л.с., налоговая ставка в размере 30,00 руб. (135x30= 4050,00 руб.).
Должнику было направлено налоговое уведомление № 29141219 от 20.07.2017 г., в котором ему предлагалось уплатить в срок до 01.12.2017 г. сумму задолженности по транспортному налогу.
Налоговое уведомление было проигнорировано налогоплательщиком, в связи с чем, ему было направлено налоговое требование № 2526 по состоянию на 05.02.2018, в котором содержались сведения о неуплаченной сумме налога, пени, а так же об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, пени.
В дальнейшем налоговым органом был произведен расчет пени по транспортному налогу всего на сумму 69,09 руб., начисленную на задолженность по налогу за 2016 г.
До настоящего времени данная сумма задолженности в бюджет не поступила, административный ответчик действия налогового органа не обжаловал. В отношении Стародубцева А.В. был вынесен судебный приказ № СП-2а-2077/18 от 20.08.2018 г. 29.10.2018 г. данный судебный приказ был отменен в связи с поданными должником возражениями.
При таких обстоятельствах ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, просили взыскать с Стародубцева А.В. недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2016 г. в сумме 4050,00 руб.; пени в сумме 69,09 руб., начисленную на задолженность по транспортному налогу за2016 г. за период с 02.12.2017 г. по 04.02.2018 г., а всего в общей сумме 4 119,09 руб.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Леонов С.В. заявленные административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Стародубцев А.В. административные исковые требования признал, начисленную сумму недоимки по налогам, пени не оспаривал, пояснив, что не произвел своевременную оплату в связи с трудным материальным положением.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка № 4 в Ленинском судебном районе Воронежской области № СП 2а-2077/2018 суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
В соответствии с положением ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно положениям ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется:
- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
В отношении транспортных средств, указанных в п.п. 1, 1.1 и 2 п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В соответствии с положениями ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 3,5 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 7,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 15 |
Налоговые ставки, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз (ст. 361 Налогового кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что административный ответчик в 2016 г. являлся собственником транспортного средства: - автомобиль легковой, государственный регистрационный знак № марка/модель ТОЙОТА RAV4, год выпуска 2000, дата регистрации права 24.09.2013 г.
Транспортный налог за 2016 г. был исчислен налоговой инспекцией следующим образом:
- на сумму 4050,00 руб. за автомобиль - ТОЙОТА RAV4, государственный регистрационный знак № За налоговый период 12/12 месяцев 2016 г., налоговая база 135 л.с., налоговая ставка в размере 30,00 руб. (135x30= 4050,00 руб.).
Данный расчет произведен налоговым органом исходя из ставок по транспортному налогу, установленных ст. 2 Закона Воронежской области от 27.12.2002 г. № 80-ОЗ «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области».
Проверив расчет суммы транспортного налога, суд приходит к выводу, что административным истцом применены правильные налоговые ставки, учтена действующая налоговая база в отношении налогооблагаемого имущества. Принадлежность вышеуказанного имущества и правильность расчета не была оспорена административным ответчиком, который каких-либо возражений на иск либо доказательств добровольной уплаты им транспортного налога за указанный период суду не представил, правильность представленного расчета не оспорил.
Таким образом, расчет начисленных ответчику налогов за 2016 г. является арифметически верным.
В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В силу положений п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом оно считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма, при этом указанные нормы не содержат обязанности направления заказного письма с уведомлением.
Как следует из материалов дела, должнику было направлено налоговое уведомление № 29141219 от 20.07.2017 г., в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму задолженности по транспортному налогу за 2016 г. в сумме 4050,00 руб., в срок, не позднее 01.12.2017 г. (л.д. 9).
Данное налоговое уведомление было получено плательщиком, но в указанный в нем срок оплачено не было.
В силу положений ст.ст. 68, 70 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Поскольку ответчиком сумма транспортного налога в установленные сроки уплачена не была, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом также были начислены пени.
Административному истцу было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 2526 по состоянию на 05.02.2018 г. (л.д. 11). Требованием плательщику налога предлагалось в срок до 13.03.2018 г. оплатить недоимку по транспортному налогу в сумме 4050,00 руб. и сумму пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 69,09 руб. (пени начислены на задолженность по транспортному налогу за 2016 г.).
Расчет пени на сумму задолженности по транспортному налогу за 2016 год:за период с 02.12.2017 г. по 04.02.2018 г.:
(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)16*4050*0,000275 = 17,82 руб.за период с 18.12.2017 г. по 04.02.2018 г.:(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)49*4050*0,000258 = 51,27 руб.
Итого: 69,09 руб.
Материалами настоящего административного дела подтверждается, что вышеуказанные налоговые уведомления и требования направлялась налогоплательщику в порядке, установленном действующим законодательством, по месту его регистрации.
В силу положений пункта 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом оно считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма, при этом указанные нормы не содержат обязанности направления заказного письма с уведомлением.
Задолженность в полном объеме своевременно оплачена не была.
В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
За просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
За просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48).
С учетом изложенного, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено или не приобретено.
Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание (пункт 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года № 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации").
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и соблюдена процедура их взыскания, поскольку данные обстоятельства не были опровергнуты стороной административного ответчика в ходе рассмотрения настоящего административного дела, у суда имеются законные основания для взыскания с административного ответчика пени в заявленном сумме и указанные периоды.
Налоговым органом произведен расчет пени, начисленной на недоимку по уплате транспортного налога за 2016 г., который проверен судом и признан правильным, административным ответчиком в судебном заседании не оспорен.
В соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что 16.08.2018 г. (срок оплаты требования до 13.09.2018 г.) ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась к мировому судье судебного участка № 4 в Ленинском судебном районе Воронежской области о вынесении в отношении Стародубцева А.В. судебного приказа о взыскании недоимки по уплате налогов, пени.
20.08.2018 г. мировым судьей судебного участка № 4 в Ленинском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ № СП 2а-2077/2018 г., которым с Стародубцева Андрея Валерьевича в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа были взысканы недоимка по транспортному налогу за 2016 года в сумме 4050 руб., пени за период с 02.12.2017 по 04.02.2018 в сумме 69,09 руб.
Определением мирового судьи от 29.10.2018 судебный приказ отменен.
22.04.2019 г. настоящее административное исковое заявление поступило в Ленинский районный суд г. Воронежа (л.д.2).
По смыслу действующих положений законодательства обращаться с иском о взыскании налоговой задолженности возможно в пределах срока исковой давности.
Срок исковой давности в данном случае административным истцом не пропущен.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 года № 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
Таким образом, материалами настоящего административного дела подтверждается и не оспорено административным ответчиком, что он своевременно и в полном объеме оплату задолженности по транспортному налогу за 2016 г. и начисленной на данную задолженность пени за период с 02.12.2017 г. по 04.02.2018 г., не произвел, в связи с чем, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Обстоятельства, связанные с образованием у административного ответчика задолженности по уплате транспортного налога подтверждены имеющимися в деле доказательствами, при этом налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога, сроки обращения в суд за взысканием задолженности административным истцом не пропущены.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с изложенным, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований - 400,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Стародубцева Андрея Валерьевича (ИНН 366500583044, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2016 г. в сумме 4 050 руб. 00 коп.; пени в сумме 69 руб. 09 коп., начисленную на задолженность по транспортному налогу за 2016 г. за период с 02.12.2017 г. по 04.02.2018 г., а всего 4 119 руб. 09 коп.
Взыскать с Стародубцева Андрея Валерьевича (ИНН 366500583044, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) государственную пошлину в доход бюджета в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Дело № 2а-2873/2019
УИД 36RS0004-01-2019-002519-14
3.189 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2019 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Васильеве Н.Н.,
с участием:
представителя административного истца
по доверенности Леонова С.В.
административного ответчика Стародубцева А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа к Стародубцеву Андрею Валерьевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, начисленной пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Стародубцеву А.В. о взыскании задолженности по налогам, начисленных сумм пени. В обоснование заявленных требований указано, что лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, обязаны уплачивать транспортный налог.
Согласно сведениям УГИБДД ГУВД по Воронежской области административный ответчик в 2016 г. являлся собственником транспортного средства: - автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №, марка/модель ТОЙОТА RAV4, год выпуска 2000, дата регистрации права 24.09.2013 г.
Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2016 г. на сумму 4050,00 руб. за автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №, марка/модель ТОЙОТА RAV4, год выпуска 2000, за налоговый период 12/12 месяцев 2016 г., налоговая база 135 л.с., налоговая ставка в размере 30,00 руб. (135x30= 4050,00 руб.).
Должнику было направлено налоговое уведомление № 29141219 от 20.07.2017 г., в котором ему предлагалось уплатить в срок до 01.12.2017 г. сумму задолженности по транспортному налогу.
Налоговое уведомление было проигнорировано налогоплательщиком, в связи с чем, ему было направлено налоговое требование № 2526 по состоянию на 05.02.2018, в котором содержались сведения о неуплаченной сумме налога, пени, а так же об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, пени.
В дальнейшем налоговым органом был произведен расчет пени по транспортному налогу всего на сумму 69,09 руб., начисленную на задолженность по налогу за 2016 г.
До настоящего времени данная сумма задолженности в бюджет не поступила, административный ответчик действия налогового органа не обжаловал. В отношении Стародубцева А.В. был вынесен судебный приказ № СП-2а-2077/18 от 20.08.2018 г. 29.10.2018 г. данный судебный приказ был отменен в связи с поданными должником возражениями.
При таких обстоятельствах ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, просили взыскать с Стародубцева А.В. недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2016 г. в сумме 4050,00 руб.; пени в сумме 69,09 руб., начисленную на задолженность по транспортному налогу за2016 г. за период с 02.12.2017 г. по 04.02.2018 г., а всего в общей сумме 4 119,09 руб.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Леонов С.В. заявленные административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Стародубцев А.В. административные исковые требования признал, начисленную сумму недоимки по налогам, пени не оспаривал, пояснив, что не произвел своевременную оплату в связи с трудным материальным положением.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка № 4 в Ленинском судебном районе Воронежской области № СП 2а-2077/2018 суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
В соответствии с положением ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно положениям ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется:
- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
В отношении транспортных средств, указанных в п.п. 1, 1.1 и 2 п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В соответствии с положениями ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 3,5 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 7,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 15 |
Налоговые ставки, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз (ст. 361 Налогового кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что административный ответчик в 2016 г. являлся собственником транспортного средства: - автомобиль легковой, государственный регистрационный знак № марка/модель ТОЙОТА RAV4, год выпуска 2000, дата регистрации права 24.09.2013 г.
Транспортный налог за 2016 г. был исчислен налоговой инспекцией следующим образом:
- на сумму 4050,00 руб. за автомобиль - ТОЙОТА RAV4, государственный регистрационный знак № За налоговый период 12/12 месяцев 2016 г., налоговая база 135 л.с., налоговая ставка в размере 30,00 руб. (135x30= 4050,00 руб.).
Данный расчет произведен налоговым органом исходя из ставок по транспортному налогу, установленных ст. 2 Закона Воронежской области от 27.12.2002 г. № 80-ОЗ «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области».
Проверив расчет суммы транспортного налога, суд приходит к выводу, что административным истцом применены правильные налоговые ставки, учтена действующая налоговая база в отношении налогооблагаемого имущества. Принадлежность вышеуказанного имущества и правильность расчета не была оспорена административным ответчиком, который каких-либо возражений на иск либо доказательств добровольной уплаты им транспортного налога за указанный период суду не представил, правильность представленного расчета не оспорил.
Таким образом, расчет начисленных ответчику налогов за 2016 г. является арифметически верным.
В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В силу положений п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом оно считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма, при этом указанные нормы не содержат обязанности направления заказного письма с уведомлением.
Как следует из материалов дела, должнику было направлено налоговое уведомление № 29141219 от 20.07.2017 г., в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму задолженности по транспортному налогу за 2016 г. в сумме 4050,00 руб., в срок, не позднее 01.12.2017 г. (л.д. 9).
Данное налоговое уведомление было получено плательщиком, но в указанный в нем срок оплачено не было.
В силу положений ст.ст. 68, 70 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Поскольку ответчиком сумма транспортного налога в установленные сроки уплачена не была, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом также были начислены пени.
Административному истцу было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 2526 по состоянию на 05.02.2018 г. (л.д. 11). Требованием плательщику налога предлагалось в срок до 13.03.2018 г. оплатить недоимку по транспортному налогу в сумме 4050,00 руб. и сумму пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 69,09 руб. (пени начислены на задолженность по транспортному налогу за 2016 г.).
Расчет пени на сумму задолженности по транспортному налогу за 2016 год:за период с 02.12.2017 г. по 04.02.2018 г.:
(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)16*4050*0,000275 = 17,82 руб.за период с 18.12.2017 г. по 04.02.2018 г.:(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)49*4050*0,000258 = 51,27 руб.
Итого: 69,09 руб.
Материалами настоящего административного дела подтверждается, что вышеуказанные налоговые уведомления и требования направлялась налогоплательщику в порядке, установленном действующим законодательством, по месту его регистрации.
В силу положений пункта 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом оно считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма, при этом указанные нормы не содержат обязанности направления заказного письма с уведомлением.
Задолженность в полном объеме своевременно оплачена не была.
В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
За просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
За просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48).
С учетом изложенного, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено или не приобретено.
Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание (пункт 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года № 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации").
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и соблюдена процедура их взыскания, поскольку данные обстоятельства не были опровергнуты стороной административного ответчика в ходе рассмотрения настоящего административного дела, у суда имеются законные основания для взыскания с административного ответчика пени в заявленном сумме и указанные периоды.
Налоговым органом произведен расчет пени, начисленной на недоимку по уплате транспортного налога за 2016 г., который проверен судом и признан правильным, административным ответчиком в судебном заседании не оспорен.
В соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что 16.08.2018 г. (срок оплаты требования до 13.09.2018 г.) ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась к мировому судье судебного участка № 4 в Ленинском судебном районе Воронежской области о вынесении в отношении Стародубцева А.В. судебного приказа о взыскании недоимки по уплате налогов, пени.
20.08.2018 г. мировым судьей судебного участка № 4 в Ленинском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ № СП 2а-2077/2018 г., которым с Стародубцева Андрея Валерьевича в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа были взысканы недоимка по транспортному налогу за 2016 года в сумме 4050 руб., пени за период с 02.12.2017 по 04.02.2018 в сумме 69,09 руб.
Определением мирового судьи от 29.10.2018 судебный приказ отменен.
22.04.2019 г. настоящее административное исковое заявление поступило в Ленинский районный суд г. Воронежа (л.д.2).
По смыслу действующих положений законодательства обращаться с иском о взыскании налоговой задолженности возможно в пределах срока исковой давности.
Срок исковой давности в данном случае административным истцом не пропущен.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 года № 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
Таким образом, материалами настоящего административного дела подтверждается и не оспорено административным ответчиком, что он своевременно и в полном объеме оплату задолженности по транспортному налогу за 2016 г. и начисленной на данную задолженность пени за период с 02.12.2017 г. по 04.02.2018 г., не произвел, в связи с чем, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Обстоятельства, связанные с образованием у административного ответчика задолженности по уплате транспортного налога подтверждены имеющимися в деле доказательствами, при этом налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога, сроки обращения в суд за взысканием задолженности административным истцом не пропущены.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с изложенным, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований - 400,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Стародубцева Андрея Валерьевича (ИНН 366500583044, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2016 г. в сумме 4 050 руб. 00 коп.; пени в сумме 69 руб. 09 коп., начисленную на задолженность по транспортному налогу за 2016 г. за период с 02.12.2017 г. по 04.02.2018 г., а всего 4 119 руб. 09 коп.
Взыскать с Стародубцева Андрея Валерьевича (ИНН 366500583044, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) государственную пошлину в доход бюджета в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ