Дело № 2-174/2021
34RS0028-01-2021-000329-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2021 г. станица Нехаевская
Волгоградская область
Нехаевский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Ефремова Н.Н.,
при секретаре Арчаковой А.М.,
с участием ответчика Кузьмичева А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление Тарасова Д.А. Кузьмичеву А.С. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением,
УСТАНОВИЛ:
Истец Тарасов Д.А. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Кузьмичеву А.С. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, в котором просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование требований указал, что приговором Нехаевского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Кузьмичев А.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318, ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации. В результате совершения преступления истцу, как потерпевшему причинены физические и нравственные страдания. Факт причинения физических и нравственных страданий подтверждён приговором Нехаевского районного суда Волгоградской области.
Истец Тарасов Д.А. о рассмотрении дела уведомлён своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не прибыл, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указывая на невозможность личного участия в судебных заседаниях ввиду занятости на работе, заявленные требования поддерживает и просит удовлетворить в полном объёме.
Ответчик Кузьмичев А.С. в судебном заседании исковые требования признал частично в сумме <данные изъяты> рублей, в остальной части требований просил истцу отказать, ссылаясь на свое материальное положение, поскольку он является инвалидом <данные изъяты> и получает пенсию в размере <данные изъяты> рублей.
С учётом требований, указанных в части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца Тарасова Д.А.
Выслушав ответчика Кузьмичева А.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В части 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Из положений статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Законодатель, закрепляя право на компенсацию морального вреда, не устанавливает единого метода оценки физических и нравственных страданий, не определяет ни минимальный, ни максимальный размер компенсации, а предоставляет определение размера компенсации суду. В любом случае компенсация морального вреда должна отвечать цели, для достижения которой она установлена законом - компенсировать потерпевшему перенесенные им физические и (или) нравственные страдания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Тарасов Д.А., состоит в должности инспектора (дорожно-патрульной службы) группы ДПС ГИБДД отделения МВД России по Нехаевскому району Волгоградской области.
ДД.ММ.ГГГГ примерно с 20 часов 30 минут по 20 часов 41 минуту Кузьмичев А.С., находясь в состоянии алкогольного опьянения и имея преступный умысел на угрозу применения насилия в отношении сотрудника полиции инспектора ДПС Тарасова Д.А. в связи с исполнением последним своих должностных обязанностей, возникший в результате недовольства Кузьмичева А.С. законными действиями сотрудника полиции Тарасова Д.А. в виде пояснения им Кузьмичеву А.С., что в отношении последнего будет составлен административный материал за управление транспортным средством в состоянии опьянения, находясь на расстоянии 11,4 метров в юго-западном направлении от калитки забора домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, осознавая общественную опасность и противоправный характер своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий и желая их наступления, высказал угрозы применения насилия путем применения физической силы и нанесения ударов топором в отношении инспектора ДПС Тарасова Д.А. в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Данные угрозы применения насилия инспектор ДПС Тарасов Д.А. воспринял как реальные, поскольку для этого имелись основания, так как Кузьмичев А.С. находился в состоянии алкогольного опьянения, вел себя агрессивно и ранее уже применял насилие в отношении инспектора ДПС Тарасова Д.А.
Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ приговором Нехаевского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Кузьмичев А.С. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 119, частью 1 статьи 318 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание с применением ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде <данные изъяты> лишения свободы условно с испытательным сроком <данные изъяты>, а так же возложены дополнительные обязанности в течение испытательного срока не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий исправление осуждённого один раз в месяц.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает тот факт, что виновными действиями ответчика истцу причинены нравственные страдания и приходит к выводу о том, что объему нарушения личных неимущественных прав истца Тарасова Д.А., с учетом требований разумности и справедливости, соответствует компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Исследовав и оценив, фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию, представленные доказательства в их совокупности, доводы ответчика, руководствуясь положениями статей 151, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», учитывая, характер и объем причиненных повреждений, а также нравственных страданий в виде стресса и переживаний, связанных с личностью истца, являющегося сотрудником правоохранительных органов и представителем власти, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Тарасова Д.А. в части.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Тарасова Д.А. к Кузьмичеву А.С. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, удовлетворить в части.
Взыскать с Кузьмичева А.С. в пользу Тарасова Д.А., компенсацию морального вреда в размере денежной суммы <данные изъяты>) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Нехаевский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Ефремов