РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 июля 2013г. Дело ...
Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Бадмаева Д.Н.
при секретаре Бушкановой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ в интересах Российской Федерации к Негосударственному образовательному учреждению "Мастерская образования" о взыскании незаконно израсходованной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ в интересах РФ обратился в суд с иском к Негосударственному образовательному учреждению "Мастерская образования" о взыскании незаконно израсходованной субсидии в сумме 100000,00 руб. Из иска следует, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о занятости инвалидов в ГУ «Центр занятости населения по г.Улан-Удэ» установлено, что на основании приказа директора ЦЗН от 27.09.2012г. № 15 НОУ «Мастерская образования» в рамках реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда из средств федерального бюджета выделена субсидия в сумме 100000 руб. на создание 2 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов. При этом получателем средств допущено нецелевое расходование бюджетных средств, направленных для указанных целей. Просит взыскать с ответчика субсидию в размере 100000,00руб. в пользу ГУ «Центр занятости населения по г.Улан-Удэ».
Определением суда от 21.06.2013г. к участию по настоящему делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Улан-Удэ».
В судебном заседании представитель истца Корытова А.Г., действующая на основании доверенности, требования иска, а также доводы, содержащиеся в нем, поддержала в полном объеме. Просила удовлетворить исковые требования.
Законный представитель ответчика Сазонова М.А., генеральный директор НОУ «Мастерская образования», в судебном заседании иск Прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ по возражениям, представленным в отзыве, не признала, полагая требования необоснованными. Суду пояснила, что НОУ «Мастерская образования» подало в ГКУ ЦЗН г.Улан-Удэ заявку о количестве создаваемых рабочих мест с приложением всех необходимых документов, в том числе, с обоснованием целесообразности приобретения, установки и монтажа оборудования для создания рабочего места для трудоустройства инвалидов. В своем обосновании они указали, что для оснащения рабочего места инвалида необходимо приобрести кресла с регулировкой высоты сидения, столы с закругленными краями, шкаф для бумаг, программное обеспечение, компьютер. Оснащение рабочего места осуществлялось с учетом профессии принимаемых на работу сотрудников, характера выполняемых работ, степени инвалидности, рекомендаций индивидуальной программы реабилитации, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности. Решение о выделении финансовых средств на создание рабочих мест для инвалидов принималось комиссией, в состав которой входят представители Управления Роспотребнадзора по РБ, Бюро медико-социальной экспертизы, Филиала РГУ «Центр социальной поддержки населения» г.Улан-удэ и ГКУ ЦЗН г.Улан-Удэ. Перед выделением финансовых средств, представители комиссии в лице Управления Роспотребнадзора по РБ и ГКУ ЦЗН г.Улан-Удэ выезжали в помещение НОУ «Мастерская образования». После обследования вновь создаваемых рабочих мест, Управления Роспотребнадзора по РБ дало заключение о том, что условия соответствуют Санитарным правилам 2.2.92510-09 «гигиенические требования к условиям труда инвалидов». После этого, экспертная комиссия, выслушав мнение всех членов, приняла решение о выделении им финансовых средств. Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрен какой-либо конкретный перечень оборудования, на которое может быть выделено финансирование в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда РБ в 2012 году. Для создания рабочих мест НОУ «Мастерская образования» было приобретено необходимое оборудование для осуществления трудовой функции граждан, в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации и рекомендациями экспертной комиссии. После выделения финансовых средств в размере 100 000руб., НОУ «Мастерская образования» отчиталось за полученные средства в установленный договором ... от 27.09.2012г. срок, путем предоставления копий и оригиналов документов, подтверждающих произведенные расходы в соответствии с обоснованием целесообразности приобретения, монтажа и установки оборудования для создания рабочего места для трудоустройства граждан. Отчет в ГКУ ЦЗН г.Улан-Удэ был принят без предъявления к ним каких-либо претензий. С работниками Бармитовой М.А. и Загузиной Д.И. были заключены трудовые договора на постоянной основе (бессрочные). В данное время они продолжают трудиться в НОУ «Мастерская образования». Просила в иске прокурору отказать.
Представитель третьего лица ГУ "Центр занятости населения по г. Улан-Удэ" по доверенности Лебедева И.С. в судебном заседании иск Прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ в интересах РФпо возражениям, представленным в отзыве, не признала, полагая требования необоснованными.
Выслушав участников процесса, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 22, ч.1 ст.23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Согласно пункту 4.1. Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов" проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011г. №1146 утверждены Правила предоставления в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Согласно этим Правилам, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. Субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные в том числе, на содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.03.2012г. №135 утверждены Порядок расходования средств республиканского бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия в 2012 году, и Условия предоставления и расходования средств республиканского бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия в 2012 году.
Расходование средств осуществляется получателями средств бюджета - государственными казенными учреждениями - центрами занятости населения Республики Бурятия через лицевые счета, открытые в отделениях Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия.
Дополнительные мероприятия включают предоставление работодателю финансовых средств на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения рабочего места для трудоустройства граждан. Также дополнительные мероприятия включают предоставление работодателю финансовых средств для создания соответствующих условий труда инвалидов, связанных с изменением отдельных элементов интерьера (установка пандусов на входе, расширение дверных проемов, переоборудование туалетов), и для приобретения технических приспособлений, специальной мебели, средств для создания благоприятных климатических условий работы инвалида.
Перечисление финансовых средств на оборудование рабочего места для трудоустройства граждан осуществляется при представлении работодателями в центр занятости:
- заявки о количестве создаваемых рабочих мест для трудоустройства граждан с указанием профессии (должности);
- копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенной в нотариальном порядке либо уполномоченным представителем работодателя (запись о заверении должна содержать слова "копия верна", дату, фамилию, инициалы, должность и подпись уполномоченного представителя работодателя, печать);
- обоснования целесообразности приобретения, монтажа и установки оборудования для создания рабочего места для трудоустройства граждан.
Для принятия решения о целесообразности приобретения оборудования для создания рабочего места для трудоустройства граждан и необходимости выдачи работодателю финансовых средств центры занятости создают экспертные комиссии в течение 10 дней со дня опубликования настоящего постановления.
В состав комиссии входят директор и специалист центра занятости, а также по согласованию включаются по одному представителю ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Бурятия" (при создании дополнительного рабочего места для инвалида), органов местного самоуправления, органов социальной поддержки населения, территориальных отделов Управления Роспотребнадзора.
При положительном решении экспертной комиссии центр занятости заключает договор с работодателем на реализацию дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству граждан.
В течение 20 рабочих дней со дня поступления заявки в центр занятости экспертная комиссия рассматривает обоснование целесообразности приобретения, монтажа и установки оборудования для создания рабочего места для трудоустройства граждан.
По данному делу установлено, что с целью трудоустройства незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов и во исполнение обязательства по договору ... от 27.09.2012г., заключенному между ГУ «Центр занятости по г.Улан-Удэ» и НОУ «Мастерская образования», учреждение приобрело мебель, оргтехнику, программное обеспечение и установило их в специальном помещении с целью организации рабочих мест двух инвалидов.
На данные рабочие места в качестве бухгалтера и дизайнера были приняты Бармитова М.А. и Загузина Д.И., являющиеся инвалидами третьей группы, с работниками заключены бессрочные трудовые договоры.
Согласно индивидуальным программам реабилитации трудоустроенных инвалидов:
Бармитовой М.А. противопоказаны психоэмоциональное, физическое напряжение, стато-динамические нагрузки, в ночные смены; может выполнять труд с использованием профнавыков в кабинетных условиях в ограниченном объеме.
З противопоказан труд, связанный с нервно-эмоциональным напряжением, с режущими инструментами, с электроприборами, у воды, огня, на высоте, с движущимися механизмами, может выполнять труд в обычных производственных условиях с уменьшением объема работы.
Судом установлены обстоятельства приобретения НОУ «Мастерская образования» мебели – 2 столов с закругленными углами, 2 кресел с изменением уровня, шкафа для бумаг на общую сумму 22 400руб., что подтверждается документально товарными и кассовыми чеками от 12.12.2012г. Помимо этого, ответчиком были приобретены ноутбук, принтер/копир/сканер на общую сумму 41000руб. (товарный чек от 13.10.2013г.), компьютер, монитор, клавиатура, мышь проводная на общую сумму 30950руб. (товарный чек от 29.09.2012г.), программное обеспечение 1С:Бухгалтерия на сумму 3300руб., принтер на сумму 3650,00руб. (товарный чек от 10.10.2012г.), заправка картриджа -850руб. (чек от 18.10.2012г.). Всего на сумму 102150руб.
Суд учитывает, что рабочее место, на котором трудится работник, имеющий инвалидность, не является специальным, пока оно не будет обустроено в соответствии с нуждами и потребностями инвалида, для адаптации рабочего места к трудовым условиям его деятельности. В настоящем случае приобретенные ответчиком столы, кресла и шкаф на сумму 22400руб. соответствуют требованиям создания соответствующих условий труда инвалидов, о чем подтвердили сами Бармитова М.А. и Загузина Д.И., будучи допрошенными в судебном заседании в качестве свидетелей.
Вместе с тем, приобретение перечисленной выше оргтехники и программного обеспечения вышеуказанной цели не достигло.
В соответствии с Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.02.2010 N 23-3/10/1-570 "О реализации Региональных программ в части содействия трудоустройству инвалидов в 2010 году", затраты, понесенные работодателем в связи с созданием рабочего места, если при этом отсутствует дополнительное техническое оснащение и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида, не являются расходами по созданию специального рабочего места для инвалида и не подлежат возмещению за счет средств субсидии.
Таким образом, затраты, понесенные работодателем на обеспечение офисной оргтехникой и программным обеспечением 1С:Бухгалтерия, нельзя отнести к затратам для оснащения рабочего места для трудоустройства граждан-инвалидов, т.к. они не свидетельствуют о факте оборудования рабочих мест специальным образом, как это было установлено целевым назначением предоставления субсидий. Фактически указанные затраты являются нецелевым расходованием ответчиком выделенных бюджетных средств.
В силу ч.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В связи с чем, суд принимает решение о частичном принудительном взыскании с НОУ «Мастерская образования» незаконно израсходованной субсидии. Всего в счет незаконно израсходованной субсидии взысканию подлежит 79620руб.
В соответствии со ст.ст.333.16, 333.17, 333.18 и п.п.3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика по требованию имущественного характера подлежит взысканию в доход муниципального бюджета государственная пошлина в размере 2589,00руб., поскольку прокурор в силу п.п.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 79620 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░ 00░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2589 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 00░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░-░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░