Судья: Ланшаков С.В. № 33-5072/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Архаровой Л.В., Алексеевой С.Ф.,
при секретаре Коданевой И.Н.,
рассмотрев в судебном заседании 22 сентября 2011 года дело по кассационной жалобе Администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 июля 2011 года, которым
на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить Дувалкину А.И. благоустроенное жилое помещение в черте ... на условиях социального найма, вне очереди, на состав семьи ... человек, размером не менее ... кв.м общей площади;
в удовлетворении иска к Агентству Республики Коми по социальному развитию о предоставлении благоустроенного жилого помещения Дувалкину А.И. отказано.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Потапова И.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Дувалкин А.И. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» и Агентству Республики Коми по социальному развитию о предоставлении благоустроенного жилого помещения, указав, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако жильем в установленном законом порядке не обеспечен.
Ответчиками иск не признан.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Администрация МО ГО «Сыктывкар» просит отменить решение суда как не основанное на законе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Установлено, что Дувалкин А.И., ... года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Сыктывкарского городского суда от 1 апреля 1996 года родители истца - Д.Н. и Д.И. - лишены в отношении него родительских прав, Дувалкин А.И. передан на воспитание органам опеки и попечительства. В период с 16 сентября 1996 года по 31 августа 2005 года истец воспитывался в .... Впоследствии обучался в ..., где завершил обучение 30 июня 2008 года. С 20.12.2007г. истец состоит на учете на получение жилого помещения.
В соответствии с пп. 2 п. 2, п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и с ч. 2 п. 1 ст. 8 Закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2011 года в Республике Коми действует Закон Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», устанавливающий правовые и организационные основы наделения органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ст. 2 указанного Закона жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Личные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявших до 31 декабря 2010 года на учете в Агентстве Республики Коми по социальному развитию в качестве нуждающихся в жилом помещении государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемого по договорам социального найма, переданы в Администрацию МО ГО «Сыктывкар», которая в соответствии с приведенным Законом с 1 января 2011 года является лицом, обязанным предоставлять жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Поскольку органы муниципальной власти в силу закона наделены полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, доводы жалобы об удовлетворении иска к ненадлежащему ответчику – несостоятельны. По этим же основаниям судебной коллегией отклоняются доводы жалобы о нарушении самостоятельности муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со ст.31 Бюджетного кодекса РФ, поскольку выводы суда не противоречат положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд обоснованно применил ст. 10 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма».
Применение ч.1 ст.9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ (ред. от 29.04.2011, с изм. от 11.07.2011) "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, как это предлагается в жалобе, недопустимо, поскольку данная норма признана не соответствующей Конституции РК Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: