Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-28284/2017 от 07.08.2017

Судья – Коробков И.С. Дело № 33-28284/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«14» сентября 2017 года город Краснодар

судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Комбаровой И.В.,

судей Гончаровой С.Ю., Пшеничниковой С.В.,

при секретаре Горностаеве С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя СПК «Колхоз «Заря» на основании доверенности Гаврилова И.Ю. на решение Кущевского районного суда от 09 июня 2017 года,

по докладу судьи Краснодарского краевого суда Комбаровой И.В.,

У С Т А Н О В И Л А:

Чеботарев Н.В. в лице представителя, действующего на основании доверенности Кравченко Е.В., обратился в суд с заявлением об установлении факта принятия Чеботаревым Н.В. наследства после смерти Кравченко М.А., умершей 16.06.2009 года, в виде имущественного пая в уставном капитале СПК «Колхоз «Заря» в размере 3240 рублей, установив факт вступления Чеботарева Н.В. в состав членов СПК «Колхоз «Заря» с размером имущественного пая в уставном капитале в сумме 3240 рублей с

17.06.2009 года, то есть с момента открытия наследства и его фактического принятия наследником.

В судебном заседании Чеботарев Н.В. и его представитель Кравченко Е.В., действующий на основании доверенности, полностью поддержали заявленные требования.

Представитель СПК «Колхоз «Заря», действующий на основании доверенности Гаврилов И.Ю., возражал против удовлетворения заявленных Чеботаревым Н.В. требований и просил в их удовлетворении отказать.

Обжалуемым решением Кущевского районного суда от 09 июня 2017 года заявленные Чеботаревым Николаем Владиславовичем требования удовлетворены частично.

Установлен юридический факт принятия Чеботаревым Николаем Владиславовичем наследства после смерти Кравченко Марии Анисимовны, умершей 16.06.2009 года в виде имущественного пая в уставном капитале СПК «Колхоз «Заря».

Установлен факт вступления Чеботарева Н.В. в состав членов СПК «Колхоз «Заря» с имущественным паем в размере 3240 рублей с 17 июня 2009 года, то есть с момента открытия наследства и его фактического принятия Чеботаревым Н.В. после смерти Кравченко Марии Анисимовны.

В апелляционной жалобе представитель СПК «Колхоз «Заря» на основании доверенности Гаврилов И.Ю. ставит вопрос об отмене решения суда и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что между сторонами по делу имеется спор о праве; указывает, что судом нарушены правила о подведомственности спора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений, выслушав объяснения представителя СПК «Колхоз «Заря» на основании доверенности Гаврилова И.Ю., Чеботарева Н.В. и его представителя Кравченко Е.В., судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения суда по следующим основаниям.

По смыслу ст.ст. 218 п. 2, 1111 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В силу ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Согласно ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства, означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.

Статья 1153 ч.2 ГК РФ предусматривает, что фактическое вступление во владение и распоряжение наследственным имуществом, произведение расходов на его содержание, признаются принятием наследства.

В соответствии со ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ №9 от 29.05.2012г. «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.

В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.

Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или неимущественных прав граждан, организаций, в том числе и факт принятия наследства, а в соответствии со ст. 265 ГПК РФ только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.

В случае смерти члена производственного кооператива его наследники могут быть приняты в члены кооператива, если иное не предусмотрено уставом (ст. 1176 ГК). Прекращение членства наступает как в результате смерти члена кооператива, так и в случае признания гражданина умершим. Наследники умершего члена кооператива вправе претендовать на вступление в члены кооператива.

Судом установлено, что заявитель является наследником по завещанию после смерти Кравченко М.А., умершей 27.09.2009 года, которая являлась собственником земельного участка в 1/98 доле (равной 12,69 га) в составе земельного участка земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:17:04 01 000:22 (предыдущий КН 23:17 04 01 000:10) на территории СПК «Колхоз «Заря», созданный 02.12.2011г. на основании решения общего собрания участников путем реорганизации в форме преобразования колхоза «Заря», являющийся правопреемником последнего, который несет права и обязанности, возникшие у указанного предприятия до момента его преобразования.

Супруг наследодателя Кравченко М.А.­ - Кравченко Алексей Яковлевич, умерший в 2011 году, и после которого наследовала супруга Кравченко М.А., являлись членами СПК «Колхоз «Заря» и в результате реорганизации колхоза «Заря» в СПК «Колхоз «Заря» получили в собственность земельные доли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие колхозу, и имущественные паи в уставном капитале кооператива, что отражено постановлением главы администрации Кущевского района №80 от 26.12.1994г.

Реорганизация колхоза «Заря» в СПК «Колхоз «Заря» произведена на основании постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», что отражено в действующем Уставе кооператива.

В архивном списке лиц, принимавших участие в приватизации имущества колхоза «Заря» наследодатели Кравченко А.Я., Кравченко М.А. значатся как лица, принимавшие участие в приватизации колхоза. Согласно Уставу СПК «Колхоз «Заря» для обеспечения деятельности хозяйства создан уставной фонд, состоящий из имущественного пая членов хозяйства, полученного в результате реорганизации, дополнительных имущественных и денежных взносов членов хозяйства и резервного фонда.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Устава минимальный размер имущественного пая составляет 1 620 рублей.

В соответствии с Уставом в случае смерти владельца имущественного пая последний передается по наследству в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что единственным наследником после смерти Кравченко А.Я., умершего в 2001 году, являлась его супруга Кравченко М.А.

Факт принятия ею наследства после смерти супруга подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 23.11.2001г., в связи с чем в обоснование заявленных требований заявитель полагает, что имущественный пай, принадлежащий на день смерти Кравченко А.Я., перешел в собственность его супруги Кравченко М.А. в порядке наследования.

После смерти Кравченко А.Я. и Кравченко М.А. заявитель уведомил СПК «Колхоз «Заря» о принятии наследства в виде имущественного и земельных паев и заявил о включении его в члены кооператива с имущественным паем, перешедшим по наследству.

Отказ во включении в члены кооператива в письменной форме заявитель не получал и с момента уведомления ответчика о принятии наследства с 2010 года заявитель ежегодно получал в СПК «Колхоз «Заря» соответствующие имущественные выплаты.

В соответствии со статьей 13 Устава СПК «Колхоз «Заря» граждане,изъявившие желание вступить в кооператив после его государственной регистрации удовлетворяющие требованиям, предусмотренным п. 1, 2 ст. 11 настоящего устава, подают в правление кооператива заявление с просьбой о приеме в члены кооператива.

Указанные действия были заявителем произведены в соответствии с требованиями Устава в части вступления в члены кооператива; отказ по вопросу включения в члены кооператива заявитель не получал, что не опровергнуто стороной, несмотря на то, что в соответствии с п. 2 ст. 13 Устава СПК «Колхоз «Заря» мотивированное решение об отказе в принятии в члены кооператива сообщается заявителю в письменной форме, которое заявитель имеет право обжаловать на общем собрании членов кооператива.

При изложенном, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Чеботарев Н.В. вступил во владение наследственным имуществом, принял меры по его сохранению, произвел за свой с расходы по содержанию этого имущества, следовательно, правомерно признан фактически принявшим наследство, в связи с чем у суда имелись основания для установления требуемого юридического факта.

Таким образом, Чеботарев Н.В. принял наследство по смерти Кравченко М.А., в том числе на имущественный пай в уставном капитале СПК «Колхоз «Заря» в размере 3240 рублей, приобрел право собственности на наследственное имущество, в связи с чем, имеет право в отсутствие противоречащих Уставом оснований на вступление в состав членов СПК «Колхоз «Заря» с размером имущественного пая в уставном капитале в сумме 3240 рублей.

Установление факта принятия наследства для Чеботарева Н.В. имеет юридическое значение, поскольку необходимо для оформления своих прав на наследство, открывшееся после смерти Кравченко М.А., умершей 27.04.2009 года, в том числе в виде имущественного пая в уставном капитале СПК «Колхоз «Заря» в размере 3240 рублей и вступления Чеботарева Н.В. в состав членов кооператива - СПК «Колхоз «Заря» с имущественным паем в размере 3240 рублей с 17.06.2009 года, то есть с момента фактического принятия Чеботаревым Н.В. наследства, открывшегося после смерти Кравченко М.А.

Разрешая вопрос заявителя об обращении судебного акта к немедленному исполнению, суд обоснованно не нашел оснований для применения положения статьи 212 ГПК РФ, поскольку в силу закона применение данной нормы является правом суда; рассматриваемый вопрос не относится к такой категории дел, когда замедление исполнения судебного акта может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

При изложенном, вывод суда об удовлетворении требований Чеботарева Н.В. об установлении факта принятия наследства после смерти Кравченко М.А., умершей 16.06.2009 года, в виде имущественного пая в уставном капитале СПК «Колхоз «Заря», установлении факта вступления Чеботарева Н.В. в состав членов СПК «Колхоз «Заря» с размером имущественного пая в уставном капитале в сумме 3240 рублей с 17.06.2009 года, с момента открытия наследства и его фактического принятия наследником и отказе в удовлетворении заявления о приведении судебного акта к немедленному исполнению носит законный и обоснованный характер.

Доводы апелляционной жалобы о том, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда от 20 июля 2017 года установлен факт того, что Чеботарев Н.В. не является членом СПК «Колхоз «Заря», не могут быть приняты во внимание, поскольку к материалам дела приобщена копия незаверенного гербовым штампом судебного решения от 18 июля 2017 года, без подписи судьи и в отсутствии отметки о вступлении решения в законную силу.

Кроме того, как указано в апелляционной жалобе приведенный судебный акт носит, по мнению апеллянта, преюдиционный характер, для обжалуемого судебного решения, с чем нельзя согласиться.

В силу статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из представленной незаверенной копии следует, что судебный акт принят в более позднее время, нежели обжалуемый – 18 июля 2017 года, то есть через полтора месяца, поэтому не может относится к ранее рассмотренному делу; кроме того, сторонами по делу является Чеботарев Н.В. и глава КФХ ИП Смитюк Ю.Ю., которая стороной по настоящему делу не является, в связи с чем приобщенная копия решения Арбитражного суда не может носить преюдиционный характер.

Доводы апелляционной жалобы о том, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку требования подведомственны Арбитражному суду, несостоятельны.

Судебный порядок установления фактов, имеющих юридическое значение, в том числе и факта, являющегося предметом рассмотрения по настоящему делу, предусмотрен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, согласно части 1 статьи 264 которого суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

К одним из таких фактов относится факт принятия наследства (пункт 9 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суждения в жалобе о том, что суд вышел за рамки предоставленных законом полномочий, поскольку фактически установил факт вступления Чеботарева Н.В. в состав членов СПК «Колхоз «Заря» с имущественным паем в нарушение закона, не могут быть приняты во внимание, ввиду того, что судом установлено, что заявитель обращался с таким заявлением в СПК «Колхоз «Заря», однако, таковое оставлено без ответа.

При изложенном, отсутствуют предусмотренные законом основания для отмены либо изменения обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 09 ░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ «░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ «░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ «░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-28284/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чеботарев Николай Владиславович
Ответчики
СПК Колхоз Заря
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Комбарова Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
11.08.2017Передача дела судье
14.09.2017Судебное заседание
22.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2017Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее