В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-7296/2019
Строка № 203г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
31 октября 2019 года Воронежский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Бабкиной Г.Н.,
при секретаре Шурухиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал № 9-460/2019 по частной жалобе Свиридова Юрия Андреевича на определение судьи Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 августа 2019 года по иску Свиридова Юрия Андреевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Воронежской области об обязании восстановить государственную регистрацию права собственности и провести регистрацию права собственности на недвижимое имущество.
(судья районного суда Каширина Н.А.),
установил:
Свиридов Ю.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Воронежской области об обязании восстановить государственную регистрацию права собственности и провести регистрацию права собственности на недвижимое имущество (л.м.4).
Определением судьи Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 августа 2019 года исковое заявление возвращено (л.м.17).
В частной жалобе Свиридов Ю.А. просит определение суда отменить (л.м. 1).
По правилам ч. 3 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Статья 331 ГПК РФ регламентирует порядок обжалования определений суда первой инстанции.
Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении частной жалобы, представления прокурора закреплены в статье 334 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Свиридов Ю.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Воронежской области об обязании восстановить государственную регистрацию права собственности и провести регистрацию права собственности на недвижимое имущество – <адрес>.
Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен кодексом (часть 1 статьи 127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исковое заявление, поданное в порядке гражданского судопроизводства, также рассматривается единолично судьей, который в течение пяти дней со дня его поступления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда путем вынесения соответствующего определения (статья 133 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, именно на стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания; вид применимого судопроизводства определяет суд, исходя из существа заявления и характера спорных правоотношений; иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту.
Возвращая исковое заявление, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 30 ГПК РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29.04.2010 и пришел к выводу, что к данным правоотношениям правила исключительной подсудности не применимы и дело должно рассматриваться по адресу ответчика.
С таким выводом суд апелляционной инстанции не может согласиться, поскольку он основан на неверном применении норм процессуального права.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).
В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, являющегося приложением N 39 к Приказу Росреестра от 30.05.2016 N П/263 (ред. от 23.01.2017) "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации" территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее соответственно - Росреестр, территориальный орган Росреестра) по Воронежской области, сокращенное наименование - Управление Росреестра по Воронежской области (далее - Управление), осуществляющее функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав на недвижимое имущество), государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, и т.д. на территории Воронежской области.
Положениями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права; такая государственная регистрация прав осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации по территориальному принципу и в данном случае место нахождения органа государственной власти не совпадает с территорией, на которой распространяются полномочия государственного регистратора.
Таким образом, правовое значение при определении подсудности требований имеет место расположения объекта недвижимости, в отношении которого в результате рассмотрения дела могут возникнуть правовые последствия оспариваемого административным истцом решения.
Представленными материалами подтверждается и никем не оспаривается, что спорный объект недвижимости относится к юрисдикции Коминтерновского районного суда г. Воронежа.
При таких данных, судебная коллегия находит неправильным вывод судьи о неподсудности дела данному суду.
Кроме того, судом не учтены требования части 4 статьи 33 ГПК РФ, согласно которой дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.
Из материала видно, что определением судьи Ленинского районного суда г. Воронежа от 19 июля 2019г. административное исковое заявление было возвращено Свиридову Ю.А. и разъяснено право на обращение в суд по месту жительства истца либо по месту нахождения объекта недвижимости, в отношении которого возникнут правовые последствия.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что определение судьи от 13 августа 2019 г. подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права, а исковое заявление направлению в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии его к производству суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 334-335 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░