Изготовлено 02.07.2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2018 года г.Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля
в составе председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при секретаре Соколовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морозовой Светланы Евгеньевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) о возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов отпуска по уходу за ребенком, курсов повышения квалификации, работы в санатории, включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в льготном исчислении, назначении пенсии с момента обращения с заявлением,
установил:
Морозова С.Е. обратилась с исковыми требованиями к УПФР (ГУ) в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды:
- с 29.04.1994 года по 08.08.1995 года – отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- с 26.02.1996 года по 27.03.1996 года – прохождение курсов повышения квалификации;
- с 01.11.1999 года по 05.01.2002 года, с 25.01.2002 года по 28.02.2007 года – период работы в ДОЛЖНОСТЬ в ОАО «Санаторий «Красный Холм»;
- 08.10.2007 года по 31.10.2007 года, с 08.06.2009 года по 19.06.2009 года, с 12.02.2013 года по 02.04.2013 года – прохождение курсов повышения квалификации в период работы в ДОЛЖНОСТЬ) в ОРГАНИЗАЦИЯ;
возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в льготном исчислении периодов: отпуск по беременности и родам с 15.09.1985 года по 22.12.1985 года, с 15.03.1987 года по 15.06.1987 года, с 08.02.1994 года по 28.04.1994 года; отпуск по уходу за ребенком до одного года: с 23.12.1985 года по 14.10.1986 года, с 16.06.1987 года по 15.08.1988 года;
возложении на ответчика обязанности назначить истцу пенсию с момента обращения с заявлением.
В обоснование заявленных исковых требований истица указала, что она обратилась с заявлением в УПФР в Ярославском муниципальном районе Ярославской области (в настоящее время Фонд реорганизован в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное)) о назначении страховой пенсии по старости досрочно. 15.09.2016 года решением УПФР в Ярославском муниципальном районе Ярославской области истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 30-летнего стажа медицинской деятельности, осуществляемой в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа. Истица полагает указанное решение незаконным, поскольку по ее мнению, ответчиком необоснованно из периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, исключены следующие периоды: - с 29.04.1994 года по 08.08.1995 года – отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; - с 26.02.1996 года по 27.03.1996 года – прохождение курсов повышения квалификации; - с 01.11.1999 года по 05.01.2002 года, с 25.01.2002 года по 28.02.2007 года – период работы в ДОЛЖНОСТЬ в ОАО «Санаторий «Красный Холм» (так как данное учреждение не поименовано в Списках от 29.10.2002 года №781, а также ввиду отсутствия сведений о данных периодах работы в ИЛС); - 08.10.2007 года по 31.10.2007 года, с 08.06.2009 года по 19.06.2009 года, с 12.02.2013 года по 02.04.2013 года – прохождение курсов повышения квалификации в период работы в ДОЛЖНОСТЬ) в ОРГАНИЗАЦИЯ (так как нет подтверждения в ИЛС). Кроме того, ответчик неправомерно включил в специальный стаж в календарном, а не в льготной (кратном) исчислении следующие периоды: отпуск по беременности и родам с 15.09.1985 года по 22.12.1985 года, с 15.03.1987 года по 15.06.1987 года, с 08.02.1994 года по 28.04.1994 года; отпуск по уходу за ребенком до одного года с 23.12.1985 года по 14.10.1986 года, с 16.06.1987 года по 15.08.1988 года. Указывает, что санаторий относится к центрам медицинской профилактики, указанным в числе учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Фактическое назначение санатория не изменилось, лишь поменялась организационно-правовая форма, поэтому отказ ответчика в указанной части неправомерен. Отсутствие сведений по данным в ИЛС не означает, что истец не работала в указанный период времени в санатории. Факт выполнения обязанностей по занимаемой должности подтверждается справкой работодателя. Прохождение курсов повышения квалификации также подлежат включению в специальный стаж, так как истица в указанный период числилась работающей в санатории, получала заработную плату, была занята полный рабочий день. ОРГАНИЗАЦИЯ является государственным, бюджетным учреждением, обязанным оплачивать страховые взносы за своих сотрудников. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей работодателем не может влечь негативные последствия для работников. Истица до настоящего времени работает в центре, данное обстоятельство могло повлечь за собой применение ответчиком санкций к работодателю за неправильное исчисление и уплату (неуплату) страховых взносов, но не отказ истцу во включении данных периодов в специальный стаж. Также ссылается на КЗоТ РСФСР, Закон РФ от 25.09.1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», указывает, что статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. С принятием Закона, вступившего в силу 06.10.1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Учитывая, что отпуска по уходу за ребенком были у истца с 23.12.1985 года по 14.10.1986 года, с 16.06.1987 года по 15.08.1988 года (то есть до 06.10.1992 года) в специальный стаж для назначения досрочной пенсии должны быть включены указанные периоды в льготном исчислении. В силу п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года №375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска. Поскольку работа в ДОЛЖНОСТЬ в ОАО «Санаторий «Красный Холм» учитывалась в льготном исчислении, периоды с 15.09.1985 года по 22.12.1985 года, с 15.03.1987 года по 15.06.1987 года, с 08.02.1994 года по 28.04.1994 года; отпуск по уходу за ребенком до одного года с 23.12.1985 года по 14.10.1986 года, с 16.06.1987 года по 15.08.1988 года также должны быть учтены, по мнению истца, в льготном исчислении – 1 год как 1 год 3 месяца.
В судебном заседании истица Морозова С.Е. и ее представитель по доверенности Дмитриева Т.А. доводы иска поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные его тексту. Истица указала, что должностные обязанности в период работы в санатории не изменились. Она работала ДОЛЖНОСТЬ, делала массаж, как детям-инвалидам, так и взрослым. Курсы повышения квалификации проходила в областной психиатрической больнице, которые занимали практически рабочий день, числилась на работе, получала заработную плату.
Представитель ответчика по доверенности Борушкова Е.А. в судебном заседании доводы иска не признала, дала пояснения аналогичные тексту письменных возражений на иск (л.д. 88-93 том 1). Указала, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с 29.04.1994 года по 08.08.1995 года не был включен в специальный стаж истца в соответствии с п. 21 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 года №5, согласно которому в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 года. Это же правило нашло свое отражение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии». Периоды прохождения курсов повышения квалификации считала также не подлежащими включения в специальный стаж в силу п. 4 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением правительства РФ №516 от 11.07.2002 года. В соответствии с п. 5 Правил исчисления в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному пенсионному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также период ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Период нахождения на курсах повышения квалификации в указанном перечне не содержится. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Соответственно, указанные истцом спорные периоды курсов повышения квалификации подлежат исключению из специального медицинского стажа истца. Период работы в ДОЛЖНОСТЬ в ОАО «Санаторий «Красный Холм» с 01.11.1999 года по 05.01.2002 года, с 25.01.2002 года по 28.02.2007 года, по мнению ответчика, также не подлежат включению в специальный стаж, поскольку данное Учреждение не поименовано в постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Ответчик указывает, что осуществляемая в коммерческих организациях профессиональная деятельность, в том числе в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. Соответственно, выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение. Отметила позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в определении от 22.04.2010 года №520-О-О. Указала, что Открытое акционерное общество не относится к учреждению здравоохранения, соответственно, требования истицы в указанной части неправомерны. Периоды работы без отражения кода льготы в ГБУ СО ЯО Норский геронтопсихиатрический центр с 08.10.2007 года по 31.10.2007 года, с 08.06.2009 года по 19.06.2009 года, с 12.02.2013 года по 02.04.2013 года считала не подлежащими включения в специальный стаж на основании ст. ст. 11,14 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст. 6 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Указала, что работодателем код льготы не проставлен, факт работы, подлежащей зачету в специальный стаж, не подтвержден. Также считала, что нет оснований для исчисления периодов отпусков по беременности и родам, отпусков по уходу за ребенком до одного года, в льготном (кратном) исчислении. Ссылалась на п. 21 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 года №5, п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости № 516 от 11.07.2002 года, КЗоТ РСФСР, постановление Пленума ВС РФ №25 от 20.12.2005 года. Указала, что на момент обращения истца с заявлением – 02.09.2016 года ее стаж составил 27 лет 2 месяца 4 дня при требуемом стаже не менее 30 лет, что является основанием для отказа в иске.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 показала суду, что знакома с истицей 1988 года, вместе работали в санатории «Красный Холм». Истица работала в лечебном корпусе, ее должностные обязанности заключались в лечебном массаже по назначению врача. Свидетель уволилась из санатория в 2006 году, истица уволилась позднее. После реорганизации санатория должностные обязанности истицы и заработная плата не изменились, ей предоставлялись льготы как медицинскому работнику сельской местности.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, обозрев пенсионное дело истца, оригиналы представленных документов, суд считает требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств; страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Страховая пенсия по старости является видом страховых пенсий (ст. 6 ФЗ №400-ФЗ).
В силу ст. 8 Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Статья 11 Федерального закона предусматривает периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Так, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статья 12 выше указанного Закона предусматривает иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (Статья 22 Федерального закона). При этом, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что Морозова С.Е. 02.09.2016 года обратилась с заявлением в УПФР (ГУ) в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) (наименование после реорганизации) о назначении страховой пенсии по старости досрочно. Решением УПФР (ГУ) в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) от 15.09.2016 года № 271406/16 истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что у истицы отсутствует требуемый специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, из периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, исключены следующие периоды работы: - с 29.04.1994 года по 08.08.1995 года – отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; - с 26.02.1996 года по 27.03.1996 года – прохождение курсов повышения квалификации; - с 01.11.1999 года по 05.01.2002 года, с 25.01.2002 года по 28.02.2007 года – период работы в ДОЛЖНОСТЬ в ОАО «Санаторий «Красный Холм»; - 08.10.2007 года по 31.10.2007 года, с 08.06.2009 года по 19.06.2009 года, с 12.02.2013 года по 02.04.2013 года – прохождение курсов повышения квалификации в период работы в должности медицинской сестры палатной (постовой) в ГБУ СО ЯО Норский геронтопсихиатрический центр. Кроме того, ответчиком периоды: отпуск по беременности и родам с 15.09.1985 года по 22.12.1985 года, с 15.03.1987 года по 15.06.1987 года, с 08.02.1994 года по 28.04.1994 года; отпуск по уходу за ребенком до одного года: с 23.12.1985 года по 14.10.1986 года, с 16.06.1987 года по 15.08.1988 года; исчислены не в льготном (кратном) порядке.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п.п. 3,4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В постановлении правительства РФ от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» приведен перечень Списков работ и профессий, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости работникам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781) было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 данного постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
В соответствии с абз. 5 п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
С 1 ноября 1999 года был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должности медицинской сестры.
Пунктом 2 правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ №1066, так и пунктом 2 постановления №464 установлено, что один год работы поименованных в соответствующих списках работников, в том числе при работе в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
В соответствии с п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений (либо работникам, занимающим тождественные должности, при изменении организационно-правовой формы учреждений). Кроме того, с 1 ноября 1999 года только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Судом установлено, что истица 01.08.1983 года принята на работу в ДОЛЖНОСТЬ санатория «Красный холм». 21.01.1991 года санаторий переименован в АО ЗТ «Санаторий «Красный Холм», 04.06.1996 года переименован в ОАО «Санаторий «Красный Холм». Должность истца оставалась той же.
05.01.2002 года истица уволена из санатория по собственному желанию. 25.01.2002 года вновь принята на работу в санаторий ОАО «Красный Холм» ДОЛЖНОСТЬ.
28.02.2007 года истица уволена по собственному желанию; 02.03.2007 года принята на работу на должность медицинской сестры палатной социально-реабилитационного отделения Государственного стационарного учреждения социального обслуживания Ярославской области Норский геронтопсихиатрический центр, где работает по настоящее время.
Период работы истца в санатории с 01.11.1999 года не засчитан ей в специальный стаж, поскольку данное учреждение не поименовано в списках от 29.10.2002 года №781, а также указанные периоды без подтверждения стажа на соответствующих видах работ по сведениям ИЛС.
Вместе с тем, списком №1066 от 22.09.1999 года к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (п. 21 Списка, раздел «Наименование учреждений»), к должностям – должность медицинской сестры.
Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено и п. 21 раздела «Наименования Учреждений» списка должностей …, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, действовавшего также в период спорных отношений.
Из приведенных выше нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, следует, что с 01 ноября 1999 года только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованным в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 01.11.1999 года изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля – для лечения туберкулеза, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066, а именно после 01.11.1999 года, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктам 5.2.11.5 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.08.2007 года №522 «О ведении государственного реестра курортного фонда РФ» медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ОАО «Санаторий «Красный Холм» является деятельность санаторно-курортных организаций (86.90.4) (л.д.25).
Суду представлены лицензии ОАО «Санаторий «Красный Холм» за 2011-2016 годы, из которых следует, что санаторий не отнесен к профильным учреждениям, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Лицензии по состоянию на спорные периоды (01.11.1999 – февраль 2002 года) суду не представлены (не сохранились).
Вместе с тем, из Уставов общества по состоянию на 1992 и 2005 годы следует, что основными видами деятельности Общества являются в том числе: лечение больных с заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата (л.д. 181-191 том 1).
Из информации ГОСКОМСТАТа России (Ярославский областной комитет государственной статистики) – письмо от 11.04.2003 года (л.д.196-197 том 1) следует, что санаторий (ОАО «Санаторий «Красный Холм» осуществляет врачебную практику (код 85.12).
Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. 18, 19 и ст. 55 (ч. 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Указанное толкование приведенных положений Конституции РФ нашло свое отражение в правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Таким образом, суд считает, что истец в силу ст. 56 ГПК РФ, доказала осуществление медицинской деятельности в профильном медицинском (санаторном/курортном) учреждении, что влечет удовлетворение ее требований о включении в специальный стаж периодов работы: с 01.11.1999 года по 05.01.2002 года, с 25.01.2002 года по 28.02.2007 года в должности медицинской сестры по массажу в ОАО «Санаторий «Красный Холм».
Суд также отмечает, что период работы истца в санатории до 01.11.1999 года ответчиком включен в специальный стаж истца, при этом ее должностные обязанности, а также профильная деятельность и основные цели санатория - не изменились.
Относительно, доводов истца о включении в специальный стаж периода с 29.04.1994 года по 08.08.1995 года – отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, суд отмечает следующее.
В силу п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем, пунктом 27 указанного выше Пленума установлено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Спорный период отпуска по уходу за ребенком продолжался согласно сведениям работодателя (л.д.120 том 1) с 29.04.1994 года по 08.08.1995 года, соответственно, заявленный в иске период не подлежит включению в специальный стаж истца.
Относительно периодов с 26.02.1996 года по 27.03.1996 года – прохождение курсов повышения квалификации в период работы в ОАО Санаторий «Красный Холм» и с 08.10.2007 года по 31.10.2007 года, с 08.06.2009 года по 19.06.2009 года, с 12.02.2013 года по 02.04.2013 года – прохождение курсов повышения квалификации в период работы в ДОЛЖНОСТЬ) в ОРГАНИЗАЦИЯ, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в виду следующего.
Спорные периоды (курсы повышение квалификации) подтверждаются свидетельствами о повышении квалификации, а также сведениями, представленными работодателями: книгой учета движения трудовых книжек, приказами (л.д.111, 120 том 1) и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Из представленной истцом трудовой книжки следует, что она непрерывно работала в санатории, в последующем в геронтопсихиатрическом центре в должности медицинской сестры.
Статья 11 Федерального закона №400-ФЗ предусматривает периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Так, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением правительства РФ от 11.07.2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 112 КзОТ РФ, действующим до 01.02.2002 года.
Из материалов дела следует, что за периоды прохождения курсов повышения квалификации за истцом сохранялось рабочее место и заработная плата.
Таким образом, спорные периоды являются страховыми и подлежат включению в страховой стаж для назначения трудовой пенсии досрочно.
Доводы ответчика о том, что работодателем в спорные периоды работы не начислялись и не выплачивались страховые взносы на истцу, что служит основанием для отказа их включения в специальный стаж истца, суд считает несостоятельными.
Так, в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении №9-П от 10.07.2007 года, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы предназначения обязательного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно ив полном объеме получить трудовую пенсию. Исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав – в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд РФ или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ. Это следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе, необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованы и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 03.06.2004 года №11-П, от 23.12.2004 года №19-П и др.).
Суд считает, что ненадлежащее исполнение работодателем возложенных на него обязанностей по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ не может ограничивать права истца на назначение ему досрочной страховой пенсии по старости.
Таким образом, требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж Морозовой С.Е., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и прохождения курсов повышения квалификации в периоды: с 26.02.1996 года по 27.03.1996 года; с 01.11.1999 года по 05.01.2002 года, с 25.01.2002 года по 28.02.2007 года; с 08.10.2007 года по 31.10.2007 года, с 08.06.2009 года по 19.06.2009 года, с 12.02.2013 года по 02.04.2013 года, подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд считает обоснованными требования истца о возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в льготном исчислении периодов: отпуск по беременности и родам: с 15.09.1985 года по 22.12.1985 года и с 15.03.1987 года по 15.06.1987 года; отпуск по уходу за ребенком до одного года: с 23.12.1985 года по 14.10.1986 года и с 16.06.1987 года по 15.08.1988 года.
Суд исходит из следующего.
Содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в статье 27 ранее действовавшего Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ, период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности засчитывается в страховой стаж.
Из пункта 7 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года N 375/24-11 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" следует, что время отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска.
Поскольку период нахождения в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком относится к периоду временной нетрудоспособности, указанные периоды подлежат включению в подсчет специального стажа в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
В силу статьи 165 Кодекса законов о труде РСФСР (утв. ВС РСФСР 09 декабря 1971 года), действовавшего до октября 1992 года женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, а при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов, частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии со статьей 167 данного Кодекса кроме отпусков по беременности и родам и уходу за ребенком женщине по ее заявлению предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившим в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ).
Указанные разъяснения даны в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности, если его течении началось до 06 октября 1992 года.
Таким образом, доводы истицы о включении в специальный стаж истца в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца периодов отпуска по беременности и родам, уходу за ребенком, кроме периода с 08.02.1994 года по 28.04.1994 года, являются обоснованными.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона №400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (Статья 22 Федерального закона). При этом, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Таким образом, назначение истице досрочной страховой пенсии по старости должно быть с момента возникновения права на нее, а если оно возникло на длату обращения с заявлением – с даты обращения.
В данном случае истица обратилась с заявлением 02.09.2016 года.
С учетом включенных судом в специальный стаж истца спорных периодов, у истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (02.09.2016 года) право на ее получение возникло.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Понесенные истцом расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей подтверждены документально, являлись необходимыми, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░ 26.02.1996 ░░░░ ░░ 27.03.1996 ░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░ 01.11.1999 ░░░░ ░░ 05.01.2002 ░░░░, ░ 25.01.2002 ░░░░ ░░ 28.02.2007 ░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░»; ░ 08.10.2007 ░░░░ ░░ 31.10.2007 ░░░░, ░ 08.06.2009 ░░░░ ░░ 19.06.2009 ░░░░, ░ 12.02.2013 ░░░░ ░░ 02.04.2013 ░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ 15.09.1985 ░░░░ ░░ 22.12.1985 ░░░░ ░ ░ 15.03.1987 ░░░░ ░░ 15.06.1987 ░░░░; ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░: ░ 23.12.1985 ░░░░ ░░ 14.10.1986 ░░░░ ░ ░ 16.06.1987 ░░░░ ░░ 15.08.1988 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ – 02.09.2016 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░