Петрозаводский городской суд Дело № 5-681/17-8
(г.Петрозаводск, ул.Красная, 33)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
12 мая 2017 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Семерикова Тамара Александровна при секретаре Кожухаревой Ю.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении
Алиевой С.Г.к. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданинки Азербайджана, паспорт <данные изъяты>, не имеющей регистрации места пребывания на территории Российской Федерации, фактически проживающей по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес> было установлено, что гражданка Азербайджана Алиева С.Г.к. нарушила режим пребывания в Российской Федерации, что выразилось в уклонении от выезда с территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ. по истечении срока пребывания -90 дней с даты въезда, дата въезда ДД.ММ.ГГГГ., чем нарушены ч.1,2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 25.10 Федерального закона Российской Федерации № 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Своими действиями Алиева С.Г.к совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
В судебном заседании Алиева С.Г.к свою вину в совершении правонарушения признала, пояснив, что после въезда на территорию Российской Федерации она обращалась с заявлением о получении российского гражданства, но ей было отказано. Она проживает в <адрес> с супругом фио1 и двумя детьми, супруг является гражданином Российской Федерации. Просила не применять административное выдворение, она намерена выехать в <адрес> в посольство Азербайджана для получения детьми паспортов, а затем временно выехать в Азербайджан и вернуться в Российскую Федерацию.
Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, свидетеля, исследовав административный материал, прихожу к выводу о наличии в действиях Алиевой С.Г.к. состава административного правонарушения и её вины в совершении правонарушения.
Частью 1.1 ст.18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст.2 Федерального закона № 115-ФЗ от 21.06.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ от 21.06.2002г срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временно пребывания в российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного гражданина не может превышать девяносто суток.
В соответствии с ч.2 ст.5 вышеуказанного Закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
На основании ст. 25.10 Федерального закона Российской Федерации № 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Алиева С.Г.к. по окончании срока периода пребывания (90 суток) мер к самостоятельному выезду за пределы РФ не предпринимала.
Вина Алиевой С.Г.к. подтверждается протоколом об административном правонарушении, который отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет, паспортом гражданина Азербайджана № Р 2097064, объяснениями Алиевой С.Г.к., данными в судебном заседании, свидетельскими показаниями фио1, сведениями из ЦБДУИГ, иными материалами дела.
Допрошенный в судебном заседании фио1, показал, что является супругом Алиевой С.Г.к., проживают вместе на территории Республики Карелия, имеют двоих детей, он с 2012г является гражданином Российской Федерации. Алиева С.Г.к. не покинула Российскую Федерацию в связи с финансовыми затруднениями.
В действиях Алиевой С.Г.к. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда с территории Российской Федерации с 22.12.2014г.
Данных за малозначительность совершенного правонарушения с учетом значимости охраняемых законом общественных отношений не усматривается.
При определении вида и размера административного наказания учитываю характер совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, данные о его личности.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).
В соответствии со статьей 62 (частью 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 1998 года N 6-П по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР", из данной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 17 (часть 2) и другими статьями, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.
С учетом этого в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7; статья 17, часть 1; статья 19, часть 2; статья 21; статья 38, части 1 и 2; статья 41, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что гражданка Азербайджана Алиева С.Г.к., неоднократно въезжала на территорию Российской Федерации с последующим выездом по истечении срока пребывания, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала на основании разрешения № на временное проживание на территории Российской Федерации. После въезда ДД.ММ.ГГГГ, по истечении 90 суток, территорию РФ не покинула, проживая с супругом и детьми в <адрес>.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Алиевой С.Г.к., административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П и от 14 февраля 2013 г. № 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о назначении наказания Алиевой С.Г.к., с учетом характера совершенного правонарушения и степени вины нарушителя в виде административного штрафа в размере 2000 руб. без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ч.1.1 ст.18.8, ст.29.9 - 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Алиеву С.Г.к. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Административный штраф подлежит оплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на расчетный счет <данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти суток со дня получения копии постановления через Петрозаводский городской суд.
Судья Т.А.Семерикова