Дело № 2-1173/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 19 мая 2017 г.
Ленинский районный суд г. Красноярска
в составе председательствующего судьи С.С. Сакович,
с участием представителя административного истца С, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Ш, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
при секретаре Настенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рахмонова Ф.И. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Рахмонов Ф.И., действуя через представителя, обратился с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в котором просит признать незаконным решение ответчика от 20.12.2016 г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного под нежилым зданием по адресу: <адрес>, стр. 1. В обоснование административного иска указано на то, что Рахмонов является собственником нежилого здания по адресу: <адрес>, стр. 1. С целью оформления права собственности за плату на земельный участок, занимаемый зданием, Рахмонов 20.11.2016 г. обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании земельного участка. Однако, ответчиком было отказано истцу в предварительном согласовании земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый к образованию земельный участок попадает в две территориальные зоны. Рахмонов полагает, что данный отказ является незаконным и нарушает его права, так как нежилое здание располагается по указанному выше адресу с 1981 года, кроме того, отказ ответчика нарушает его право на получение в собственность земельного участка под нежилым зданием, принадлежащем ему на праве собственности. С учетом уточнения иска просит суд признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязать утвердить схему расположения земельного участка.
Административный истец Рахмонов Ф.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца С в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить. Обратила внимание суда, что основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка послужило его расположение в двух территориальных зонах, в связи с чем иные доводы представителя административного ответчика о невозможности предварительного согласования земельного участка в собственность истцу не могут учитываться судом при принятии решения. Нежилое здание, принадлежащее истцу, возведено в 1981 году, в связи с чем несостоятельны доводы о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах красных линий.
Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Ш в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, полагая, что отказ Департамента законен. Испрашиваемый истцом земельный участок расположен в двух территориальных зонах, и за границами красных линий, кроме того, право собственности на нежилое здание за истцом было зарегистрировано по декларации как объект вспомогательного значения, капитальные строения отсутствуют. Более того, в ходе рассмотрения дела установлено, что образованный истцом земельный участок в характерных координатах имеет частичное наложение с земельным участком, ранее представленным на праве аренды под размещение временного сооружения К площадью 250,82 кв.м.
Заинтересованные лица Департамент градостроительства г. Красноярска, К в суд не явились, о времени и мете рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из п. 5 данной статьи следует, что для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.
Предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, производится в порядке, установленном статьей 39.14 Земельного кодекса РФ.
При этом для решения вопроса о предоставлении земельного участка подп. 2 п. 1 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
Согласно ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является обращение лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Судом установлено, что Рахмонов с 25.06.2015 г. является собственником нежилого здания, площадью 365,7 кв.м., состоящего из 2-х этажей, расположенного по адресу: <адрес>, стр. 1, на земельном участке с кадастровым номером №, что подтверждается договором купли-продажи нежилого здания с рассрочкой платежа от 19.06.2015 г., свидетельством о государственной регистрации права от 29.06.2016г.
Прежним собственником здания К право собственности на объект было зарегистрировано на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 14.02.2014 г., из которой следует, что нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, стр.1 представляет собой объект вспомогательного назначения – склад, площадью 365,7 кв.м. и расположен на земельном участке, имеющем кадастровый №.
22.11.2016 г. Рахмонов обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска для предварительного согласования предоставления земельного участка, на котором располагается нежилое здание по адресу: <адрес>, стр. 1, приложив к заявлению помимо иных документов, кадастровую выписку с координатами на нежилое здание и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, из которой следует, что испрашиваемый земельный участок под размещение нежилого здания имеет кадастровый №, площадью 808 кв.м.
Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № Р-18621 от 20.12.2016 г. истцу отказано в предварительном согласования предоставлении земельного участка, на котором располагается, принадлежащее ему нежилое здание по адресу: <адрес> стр. 1, по основанию, предусмотренному п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ и п.п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно п. 19 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу п. 8 статья 28 Закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с законом не подлежат, в частности, земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты), а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок расположен частично в зоне территорий за границами красных линий и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск.
Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск утвержден постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 г. № 833.
Факт нахождения испрашиваемого истцом земельного участка за границами красных линий подтверждается представленными представителем ответчика сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Департамента градостроительства администрации г. Красноярска.
Суд также установил, что испрашиваемый истцом земельный участок имеет перенесение с территорией участка, расположенного по <адрес>, предоставленного в аренду.
В соответствии с п. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
На основании схемы размещения временных сооружений на территории г. Красноярска между Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска и ИП К заключен договор № К/6612 на размещение временного сооружения от 01.07.2014 г. (срок действия с 02.07.2014 г., с учетом последующего продления до 01.07.2020 г.). 07.02.2014 г. между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений и ИП К заключен договор аренды земельного участка с учетным номером 05 00 225:0028 по адресу: <адрес>, площадью 335,76 кв.м.
Согласно плану-схеме пересечения границ земельных участков, выполненному кадастровым инженером Л площадь пересечения земельных участков площадью 807,69 кв.м. /испрашиваемый истцом/ и 335.8 кв.м. /предоставленного на правах аренды К/, составляет 250,82 кв.м.
Суд приходит к выводу, что регистрация К, а впоследствии Рахмоновым права собственности на нежилое здание, вспомогательного назначения с указанием недостоверных сведений о земельном участке, на котором оно расположено /кадастровый №/, сама по себе не порождает обязанность уполномоченных органов предоставить ему земельный участок, к которому Рахмонов не имеет отношения,
минуя установленный законом порядок, регулирующий предоставление земельных участков. Доказательств тому, что земельный участок, на котором согласно декларации расположено нежилое здание, принадлежащее истцу, каким либо образом преобразовывался суду не представлено. Обоснованность предоставления собственнику нежилого здания земельного участка площадью 808 кв.м., то есть в размере, значительно превышающем площадь объекта недвижимости /по площади первого этажа/, материалами дела не подтверждается и не соответствует установленному Земельным кодексом РФ принципу правового регулирования земельных отношений.
При таком положении, отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является законным и обоснованным. Суд считает правильным в удовлетворении исковых требований Рахмонова Ф.И. отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Рахмонова Ф.И. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Ленинский районный суд г. Красноярска.
Судья С.С. Сакович