Дело №2-1062/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2021 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бакулиной Н.В.,
при секретаре Новиковой О.С.,
помощник судьи Алешина Е.Ю.,
с участием представителя ответчика Межрайонной ИФНС России № по <адрес> Дулькевич С.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесникова Н.А. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о взыскании невыплаченных отпускных, компенсации при увольнении, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Колесникова Н.А. обратилась в Колпашевский городской суд с исковым заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о взыскании невыплаченных отпускных за ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 377 рублей 30 копеек, невыплаченной компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск в размере 24 614 рублей 58 копеек, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что работала в МИФНС № по <адрес> в должности старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №. С нею ДД.ММ.ГГГГ заключен служебный контракт №, в п.10 которого указано, что гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в размере 5 075 рублей; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы РФ в размере 80% оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере 5 075 рублей; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 20% оклада; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы в размере 1 694 рублей в месяц; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; иных добавок; ежемесячной процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера в размере 50% денежного содержания. В п.11 указано, что гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № по <адрес> вынесла приказ об её увольнении №, расторгнув служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, освободив её ДД.ММ.ГГГГ от должности старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № и уволила с государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего. Ссылаясь на постановление Правительства РФ № 562 от 06.09.2007 указала, что в ДД.ММ.ГГГГ ей выплачены средства материального стимулирования и премии, которые ответчиком не включены в расчет отпускных, предоставленных в ДД.ММ.ГГГГ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 14 дней и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ количестве 12 дней. Полагает, что с учетом выплаченных ей средств материального стимулирования и премий, размер отпускных за ДД.ММ.ГГГГ ей не доплачен в размере 11 377 рублей 30 копеек. Кроме того, при увольнении с ДД.ММ.ГГГГ ей была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 36,67 дней. За 12 месяцев предшествующих компенсации за неиспользованный отпуск в июле в расчет отпускных не вошли средства материального стимулирования и премии, с учетом которых размер отпускных составляет 24 614 рублей 58 копеек. Ссылаясь на п.4 ст.14, ч.1, 2, 5, 10 ст.50 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ указала, что само по себе то обстоятельство, что выплаты, предусмотренные ч.10 ст.50 ФЗ №79, не указаны в ч.5 данной статьи, содержащей перечень конкретных дополнительных выплат, не исключает возможность включения их в денежное содержание гражданского служащего на основании ч.2 названной статьи, как иных дополнительных выплат. Также ссылаясь на Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» полагает, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в соответствии с ч.2 ст.50 данного Федерального закона. Также согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 ФЗ №79 от 27.07.2004, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7. Разъяснениями Министерства здравоохранения и социального развития РФ в письме от 05.04.2010 № 5905-17, а также ФСН России от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что поскольку выплаты материального стимулирования и единовременные поощрения включаются в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, следовательно, такие выплаты являются элементом оплаты труда. В связи с незаконными действиями/бездействиями МИФНС России № по <адрес> причинила ей нравственные страдания и нанесла моральный вред, который она оценивает в 10 000 рублей.
Истец Колесникова Н.А., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
Представитель ответчика МИФНС России № по <адрес> Дулькевич С.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Колесниковой Н.А. требований по основаниям, указанным в письменном отзыве на исковое заявление.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика МИФНС России № по <адрес> просила во взыскании суммы задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда отказать, указав, что денежное содержание, в том числе отпуска, гражданским служащим начисляются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» в пределах доведенного фонда оплаты труда. Ссылаясь на положения ч.1, 2, 5 ст.50 ФЗ №79 от 27.07.2004, п.1, 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, указано, что к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. На период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за федеральным государственным гражданским служащим сохраняется денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы РФ и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, указанных выше. Дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Статья 51 Закона о государственной гражданской службе содержит исчерпывающий перечень денежных средств, учитываемых при формировании годового фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих. При этом материальное стимулирование, выплачиваемое сверх фонда оплаты труда, в указанный перечень не входит. В п.2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которых распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в ч.2 и ч.5 ст.50 Закона о государственной гражданской службе, в указанном пункте Правил не предусмотрены. Полагает, что из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с законом о государственной гражданской службе, то есть за гражданским служащим в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске сохраняется именно денежное содержание. Согласно механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, в соответствии с ежеквартально утвержденными приказами Управления ФНС России по <адрес>, средства, направленные на материальное стимулирование, не входят в денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. <адрес> коэффициента на материальное стимулирование не производится. Указанные средства материального стимулирования доводятся в качестве дополнительных бюджетных ассигнований за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, повышение эффективности налогового администрирования. Таким образом, средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, а также премии, выплачиваемые сверх фонда оплаты труда, не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых ФНС на основании Постановлений Правительства РФ. В соответствии с п.6 ст.51 Закона о государственной гражданской службе, п.8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых на выплаты: должностных окладов, окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п.8 указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока; повышенного денежного содержания; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В настоящее время нормативными правовыми актами не предусмотрено включение в состав денежного содержания гражданского служащего иных стимулирующих выплат. Кроме того, ссылаясь на Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, письмо УФНС по <адрес> от 28.12.2018 № 02-1-34/18874@, Приказ инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ, приложение № к приказу № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств инспекции. Ежеквартальные премии в размере до 0,5 оклада денежного содержания учитываются при расчете отпускных и иных сумм, исчисляемых с учетом получаемого государственным служащим денежного содержания. Нецелевое использование бюджетных средств является серьёзным правонарушением и предусматривает ответственность должностных лиц. Доводя до территориальных органов денежные средства, предназначенные для дополнительного материального стимулирования сотрудников, Центральный аппарат ФНС России учитывает, что включение данных денежных средств в фонд оплаты труда повлечет нарушение федерального законодательства о бюджете, так как приведет к незапланированному увеличению расходов на фонд оплаты труда, превышению установленных лимитов расходов на оплату труда, нецелевому использованию бюджетных средств. Таким образом, порядок исчисления денежного содержания, сохраняемого за истцом на период нахождения его в ежегодных оплачиваемых отпусках, осуществлен в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, с учетом средств заложенных в фонд оплаты труда премиальных выплат за выполнение особо важных и сложных задач. Кроме того ссылаясь на ст.11 ГПК РФ, п.10.13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, ч.3 ст.15 Конституции РФ, Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 №88 указано, что не может быть принята во внимание ссылка истца на письмо Минфина от 15.06.2014 № 14-04-05/34482, поскольку нормативный правовой статус данного письма в установленном порядке не определен и оно не подлежит применению при рассмотрении настоящего спора. Полагают неустановленным факт нарушения трудовых прав истца со стороны инспекции, а потому истец не имеет права на компенсацию морального вреда.
Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Статья 2 ТК РФ устанавливает, что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В силу ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В судебном заседании установлено, что истец Колесникова Н.А. начала свою трудовую деятельность в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в должности сторожа. С ДД.ММ.ГГГГ занимала должности государственной гражданской службы: налогового инспектора отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками; специалиста аналитического отдела, государственного налогового инспектора аналитического отдела, старшего государственного налогового инспектора аналитического отдела; старшего налогового инспектора отдела выездных проверок; старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок.
ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с Колесниковой Н.А. расторгнут, Колесникова Н.А. освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы по собственной инициативе, п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Приказом ФНС России от 20.12.2016 года № ММВ-7-4/692 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Томской области» Межрайонная ИФНС № 4 по Томской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС № 1 по Томской области.
Служебным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительных соглашений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, служебным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, служебным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, Колесниковой Н.А. было установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ (должностного оклада); ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ; ежемесячного денежного поощрения; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин); премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций МИФНС России № по <адрес>, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; иных надбавок – ежемесячной процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера. Кроме того, предусмотрено, что гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ответу на запрос Межрайонной ИФНС № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ материального стимулирования, не учтенные Колесниковой Н.А. при расчете отпускных, доведены до инспекции в пределах бюджетных ассигнований сверх фонда оплаты труда.
Как следует из расчетных листков о составных частях заработной платы, справок о доходах истца по форме 2-НДФЛ за 2020, 2021 годы, заработная плата Колесниковой Н.А. выплачивалась исходя из размера, установленного заключенными с нею служебными контрактами.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются специальным законодательством, в том числе Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Действие трудового законодательства распространяется на указанные отношения в части неурегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения гражданской службы Российской Федерации (статья 73 данного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 17.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе», гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Состав денежного содержания государственного гражданского служащего и порядок его исчисления определен в статье 50 Федерального закона от 17.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе», а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, которым утверждены «Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Правила).
Так, согласно пункту 1 статьи 50 Федерального закона от 17.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 указанного Закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Частью 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно части 10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, определяется Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от 17.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, материальное стимулирование, конкретно не предусмотренное ч.2 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда и относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, соответственно, входит в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п.1).
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении настоящих исковых требований судом учитываются разъяснения, изложенные в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482.
Указанное разъяснение в отношении правовой природы указанных бюджетных ассигнований федерального бюджета, как входящих в систему оплаты труда, не противоречит положениям Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Колесниковой Н.А. в 2020, 2021 годах материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсации при увольнении за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск.
Как следует из представленных материалов дела, Колесниковой Н.А. был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 14 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на 2 календарных дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дополнительный отпуск лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на 10 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом об увольнении № от ДД.ММ.ГГГГ Колесниковой Н.А. выплачена денежная компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за отработанный служебный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 18 календарных дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 18,67 календарных дней.
Из представленных в материалы дела доказательств (расчет отпускных, информации о размере выплаченных средств материального стимулирования и премиях), расчета истца, не оспоренного ответчиком, следует, что в размер денежного содержания истца для оплаты ежегодных оплачиваемых отпусков и компенсации при увольнении не включены средства материального стимулирования, выплаченные: в ДД.ММ.ГГГГ года в размере 33 030 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ – 35 600 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ – 22 740 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ – 28 040 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ – 31 830 рублей, а также премии, выплаченные: в ДД.ММ.ГГГГ в размере 25 000 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ – 10 000 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ – 42 300 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ – 40 500 рублей.
Таким образом, из представленного расчета следует, что с учетом не включенных в размер денежного содержания выплат, размер невыплаченных отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 6 148 рублей 29 копеек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5 229 рублей 01 копейка, а всего 11 377 рублей 30 копеек. Размер невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск из расчета 36,67 календарных дней составляет 24 614 рублей 58 копеек.
Представленный истцом расчет судом проверен, признан арифметически верным. Ответчиком указанный расчет не оспорен.
Таким образом, с учетом изложенного и названных норм законодательства, требования Колесниковой Н.А. о взыскании невыплаченных отпускных за ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 377 рублей 30 копеек, невыплаченной компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск в размере 24 614 рублей 58 копеек являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Статьей 237 ТК РФ предусмотрено возмещение в денежной форме работнику морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя.
В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статьей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая объём неправомерных действий работодателя по невыплате причитающихся работнику денежных сумм, размер данных сумм, степень вины работодателя, суд приходит к выводу о том, что компенсация морального вреда, причинённого истцу, соответствующая характеру её переживаний, а также с учетом принципов разумности и справедливости, наиболее будет соответствовать денежная сумма в размере 2 000 рублей, которую надлежит взыскать с ответчика.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Колесникова Н.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о взыскании невыплаченных отпускных, компенсации при увольнении, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> в пользу Колесникова Н.А. задолженность по причитающейся оплате за периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 11 377 рублей 30 копеек, за неиспользованный отпуск в размере 24 614 рублей 58 копеек, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.В. Бакулина
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Н.В. Бакулина