Дело № 2-141/2020
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
город Светлогорск 06 февраля 2020 года
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Аниськова М.В.
при секретаре Дубочинской Ю.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калиниченко Н.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Калиниченко Н.В. обратилась в суд с названным иском. В исковом заявлении и в заявлении об уточнении иска (л.д. 109, 110) указывает, что 13.06.2019 г. она обратилась в УПФ РФ с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Из сообщения заместителя начальника УПФР от 21.06.2019 г. следует, что в её льготный страховой стаж из расчета один год работы за год засчитаны периоды трудовой деятельности общей продолжительностью 26 лет 11 месяцев 4 дня. Она не согласна с подсчетом её льготного страхового стажа, по её подсчетам её страховой стаж составил 27 лет 09 месяцев 21 день. Кроме того, не согласна с тем, что период её работы в филиале <№> <Данные изъяты> (войсковая часть <№>) в должности операционной медицинской сестры операционного отделения засчитаны один год работы за год страхового стажа, а не один год за один год и шесть месяцев. Согласно архивной справки от 29.07.2019 г. исх. <№> приказом командира в/ч <№> от 05.11.1996 г. <№> она была переведена на вакантную должность операционной сестры операционного отделения (из отделения «Искусственная почка»). До перевода её 01.11.2005 г. на должность медсестры кабинета гемодиализа отделения анестезиологии-реанимации она считала, что работает именно в операционном отделении. Вместе с тем, при подготовки документов в суд стало известно, что после того, как она ушла в отпуск по уходу за ребенком (2002 год) и после выхода из этого отпуска до перевода в кабинет гемодиализа она стала числиться операционной медицинской сестрой отделения «Искусственная почка» Центра анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии. С приказами о её переводе из операционного отделения в отделение «Искусственная почка» её никто не знакомил. Она работала в трех операционных как операционного отделения, так и отделения «Искусственная почка». Её должностные обязанности операционной медицинской сестры были абсолютно одинаковыми во все периоды её работы с 05.11.1996 г. по 01.11.2005 года. Согласно её трудовой книжке, 05.11.1996 г. она была переведена на должность операционной медсестры по 8 разряду ЕТС в войсковой части <№>, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения. Отделение «Искусственная почка» Центра анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии прямо не указано в качестве отделения хирургического профиля в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения, утвержденном Постановлением Правительства РФ <№> от 29.10.2002 г. Однако, следует учитывать профиль отделения, где в том числе осуществлялась и хирургическая помощь больным. Структура отделения «Искусственная почка» включала в свой состав операционную. Операционные медицинские сестры, в том числе и она, участвовали в операциях, которые проводили оперирующие врачи определенных специальностей (хирурги, нейрохирурги, травматологи, сосудистые хирурги). Она организационно числилась в спорный период времени в операционном отделении войсковой части <№>, фактически выполняла свои должностные обязанности непосредственно в операционных, находящихся как в операционном отделении, так и в отделении «Искусственная почка». Работа с 05.11.1996 г. по 31.10.2005 г. выполнялась в режиме нормальной продолжительности рабочего времени на 1,0 ставку. Полагает, что имеет право на исчисление спорного периода в льготном порядке как 1 год за 1 год 6 месяцев. Пенсионный фонд засчитал периоды работы в календарном порядке. С учетом спорных периодов на день обращения за назначением пенсии её стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в городе составлял более 30 лет и у неё возникло право на пенсию с даты обращения. Просит признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения; обязать ответчика засчитать в её специальный стаж периоды её работы в Филиале <№> <Данные изъяты> в должности операционной медицинской сестры операционного отделения: с 05.11.1996 г. по 19.07.1999 г., с 04.08.1999 г. по 17.07.2000 г., с 01.08.2000 г. по 23.07.2002 г., с 01.11.2004 г. по 25.01.2005 г., с 27.01.2005 г. по 02.03.2005 г., с 04.03.2005 г. по 10.04.2005 г., с 12.04.2005 г. по 12.05.2005 г., с 14.05.2005 г. по 31.10.2005 года (в календарном исчислении 6 лет 06 месяцев 11 дней) и применить к указанным периодам льготный порядок исчисления стажа 1 год работы как год и шесть месяцев (в льготном исчислении 09 лет 09 месяцев 17 дней; обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию со дня обращения за ней, а именно с 13 июня 2019 года.
В судебном заседании Калиниченко Н.В. поддержала свои исковые требования по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что в спорные периоды времени она никуда не переводилась, только брала отпуска без сохранения заработной платы. Так как в госпитале имеется только одна операционная, то ней работают сестры других отделений. Она работала в хирургическом отделении, а фактически во всех трех отделениях и все они проводят операции в одной операционной. Документами подтверждается, что она участвовала в операциях как операционная сестра в соответствии с должностной инструкцией. Первоначальная справка, уточняющая условия труда, которая была подана в Пенсионный фонд, была составлена некорректно, без указания на работу в операционном отделении.
Представитель ответчика- Сорокина О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Калиниченко Н.В. по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 45, 46). Поскольку в соответствующих Списках отделение искусственной почки не предусмотрено, то спорные периоды работы истцу были засчитаны в календарном исчислении, а не в льготном. Архивная справка была представлена по запросу УПФР, поэтому должна быть признана достоверной.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства и дав им оценку, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Калиниченко Н.В. подлежат удовлетворению частично.
Судом установлено, что 01 августа 1988 года Калиниченко Н.В. была принята на работу в <Данные изъяты> на должность медсестры отделения новорожденных детей и уволена с данной должности 29.10.1990 года. С 30.10.1990 года по 12.09.1994 г. она работала в должности медсестры детского отделения <Данные изъяты>. 02.10.1996 г. Калиниченко Н.В. принята на работу на должность санитарки 2 разряда в войсковую часть <№>, а 05.11.1996 года она была переведена на должность операционной медсестры. 01.11.2005 г. Калиниченко Н.В. переведена на должность медсестры кабинета гемодиализа отделения анестезиологии-реанимации, затем 07.08.2009 г. переведена в кабинет экстракорпорального лечения на должность медсестры в том же учреждении. После этого, 27.08.2015 года Калиниченко Н.В. переведена на должность операционной медсестры хирургического отделения (с операционным блоком гнойной хирургии и стерилизационной), 25.09.2017 г. переведена на должность старшей операционной медсестры хирургического отделения (с операционным блоком гнойной хирургии и стерилизационной) и работает в данной должности по настоящее время.
Войсковая часть <№> за время работы Калиниченко Н.В. неоднократно переименовывалась, а с 31.12.2015 г. переименована в Филиал <№> <Данные изъяты>.
Периоды работы Калиниченко Н.В. подтверждаются записями в её трудовой книжке (л.д. 21-29), а также представленной справкой о работе (л.д. 35, 36).
Полагая, что у неё имеется необходимый трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, 13 июня 2019 года Калиниченко Н.В. обратилась в клиентскую службу Управления ПФР в Балтийском городском округе с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии (л.д. 111-117).
Пенсионным органом была проведена проверка представленных Калиниченко Н.В. документов и в соответствии с рекомендациями специалистов 20 июня 2019 года пенсионным органом было принято решение об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемых 30 лет специального стажа (л.д. 133, 134).
Заявителю был дан письменный ответ с разъяснением причин отказа в установлении пенсии, в котором указывается, что в специальный стаж работы включены периоды её работы: один год работы за год- в <Данные изъяты> в должности медицинской сестры отделения новорожденных с 01.08.1988 г. по 29.10.1990 г., в <Данные изъяты> в должности медицинской сестры отделения новорожденных с 30.10.1990 г. по 12.09.1993 г., в филиале <№> <Данные изъяты> в должности операционной медсестры отделения «Искусственная почка» с 05.11.1996 г. по 19.07.1999 г., с 04.08.1999 г. по 17.07.2000 г., с 01.08.2000 г. по 23.07.2002 г., с 01.11.2004 г. по 25.01.2005 г., с 27.01.2005 г. по 02.03.2005 г., с 04.03.2005 г. по 10.04.2005 г., с 12.04.2005 г. по 12.05.2005 г., с 14.05.2005 г. по 31.10.2005 г., в филиале <№> <Данные изъяты> в должности медсестры кабинета гемодиализа и медсестры кабинета экстракорпорального лечения с 01.11.2005 г. по 07.11.2005 г., с 09.11.2005 г. по 14.12.2005 г., с 16.12.2005 г. по 05.06.2007 г., с 08.06.2007 г. по 28.10.2007 г., с 31.10.2007 г. по 26.08.2015 г.; один год работы за один год шесть месяцев- в филиале <№> <Данные изъяты> в должности операционной медсестры и старшей операционной медсестры хирургического отделения стационара с 27.08.2015 г. по 25.03.2018 г, с 07.04.2018 г. по 26.08.2018 г., с 05.09.2018 г. по 18.04.2019 г. (даты выдачи льготной справки) всего продолжительностью 26 лет 11 месяцев 4 дня. В специальный страховой стаж не включены периоды отпусков по уходу за детьми, периоды отпусков без заработной платы и периоды отпусков за сдачу донорской крови (л.д. 14, 15).
Суд считает, что указанное решение пенсионного органа в части отказа включения некоторых периодов работы Калиниченко Н.В. в стаж осуществления лечебной деятельности в льготном исчислении является необоснованным.
В соответствии с пунктом 20 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ, действующей с 01.01.2019 г.) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1. настоящей статьи.
Аналогичное право было предусмотрено подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовавшим до 01 января 2015 года.
Согласно положениям части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Абзацем третьим пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, подлежащего применению к спорному периоду работы Калиниченко Н.В. с 05.11.1996 г. по 31 октября 1999 г., установлено, что исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров производится как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
Пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, подлежащего применению к спорному периоду работы Калиниченко Н.В. с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года предусмотрено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Указанным Приложением предусмотрены операционные медицинские сестры, в том числе старшие, работающие в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1-5, 7, 11, 14, 15, 20, 21, 28-31 Списка, в том числе: операционный блок (оперблок), травматологическое (в том числе травмы кисти), урологическое (в том числе по пересадке почки), хирургическое и другие.
В соответствии с п.п. «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (применяемых с 01.01.2002 года) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Пунктом 1 указанного Перечня предусмотрена работа в должности медицинской сестры операционной в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15,16, 20, 21, 27-30 Списка, в том числе: операционный блок (оперблок), травматологическое (в том числе травмы кисти), урологическое (в том числе по пересадке почки), хирургическое (в том числе по пересадке органов) и другие.
Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Из материалов дела следует, что должностные инструкции работников Филиала <№> <Данные изъяты> за период с 1996 года по 2005 годы отсутствуют и место их хранения не известно. Данные документы не были получены пенсионным органом и не представлены по запросу суда, что подтверждается ответом начальника указанного учреждения (л.д. 60).
Вина Калиниченко Н.В. в утрате указанных документов отсутствует и нет оснований полагать, что данные документы могут быть восстановлены.
При рассмотрении заявления Калиниченко Н.В. о назначении страховой пенсии Управление ПФР исходило из содержания справки, уточняющей условия труда, определяющие право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, выданной Филиалом <№> <Данные изъяты> в апреле 2019 года за исх. <№> (л.д. 119, 120).
В указанной справке содержатся сведения о том, что Калиниченко Н.В. работает в учреждении с 05.11.1996 г. (пр. <№> от 05.11.1996 г.) в должности операционной медсестры отделения «Искусственная почка», а 01.11.2005 г. переводилась на другие должности. Также в справке содержатся сведения о предоставлявшихся отпуска без сохранения заработной платы, отпусках по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3 лет, отпусках за сдачу донорской крови.
Запись о работе в качестве операционной медсестры в отделении «Искусственная почка» содержится также в личной карточке формы Т-2 на имя Калиниченко Н.В. (л.д. 121-124).
Между тем, согласно архивной справки <Данные изъяты> от 29 июля 2019 года <№> содержится дословная формулировка приказа командира войсковой части <№> от 05 ноября 1996 года <№>, которым Калиниченко Н.В. была переведена на другую работу: «Санитарку ОПК Калиниченко Н.В. перевести на вакантную должность операционной сестры операц. Отд. (из отд. искус. почки) с 5.11.96 с установлением ей 8 разряда ЕТС с повышением на 15% за вредные условия работы, как имеющую специальность медсестры, окончившую медицинское училище <Адрес> в 1988 г. по специальности «медсестра» (л.д. 30).
На основании данной архивной справки 30 августа 2019 года Филиалом <№> <Данные изъяты> была выдана новая справка от 30.08.2019 г. <№> уточняющая условия труда, определяющие право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в которой указано, что Калиниченко Н.В. с 05.11.1996 г. по 01.11.2005 г. работала в должности операционной медсестры операционного отделения (из отделения «Искусственная почка») постоянно в течение полного рабочего дня, полную рабочую неделю, в объеме полной ставки (л.д. 35, 36).
Основанием для выдачи работодателем вышеуказанных льготных справок явились, в частности, штатные расписания, приказы по рабочим и служащим, расчетные ведомости на выплату заработной платы, табеля учета рабочего времени.
В представленной истицей копии части штатного расписания войсковой части <№> следует, что в состав Центра анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии включено отделение «Искусственная почка». Причем количество коек в Центре анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии- 5 коек, соответствует такому же количеству коек в отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, а в отделении «Искусственная почка» койки с больными не предусмотрены вовсе (л.д. 31-34, 48, 49).
Из вышеуказанного ответа на запрос суда начальника Филиала <№> <Данные изъяты> от 16.01.2020 г. следует, что 05 ноября 1996 г. Калиниченко Н.В. переведена на должность операционной медсестры операционного отделения, так как ставка операционной медсестры искусственной почки закреплена за операционным отделением. Хирургическое отделение (с операционным блоком гнойной хирургии и стерилизационной) и есть операционное отделение, которое существует со дня образования госпиталя. Операционная медсестра Калиниченко Н.В. принимала участие в проведении операций, что подтверждается прилагаемыми выписками из истории болезней (л.д. 60).
То есть, из буквального толкования приказа командира войсковой части <№> от 05 ноября 1996 г. <№> и ответа начальника учреждения на запрос суда следует, что Калиниченко Н.В. была переведена на должность операционной медсестры операционного отделения (фактически хирургического отделения), но по штатному расписанию её должность числилась в отделении «Искусственная почка». Причем, само указанное отделение «Искусственная почка» входило в состав Центра анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, единственными врачами в котором являлись врачи анестезиологи-реаниматологи.
То, что Калиниченко Н.В. действительно участвовала в проведении операций в качестве операционной медицинской сестры подтверждается представленными историями болезни за период с 1996 года (л.д. 62-106).
В частности, Калиниченко Н.В. неоднократно принимала участие в хирургических операциях, проводившихся в операционном отделении врачами-хирургами различных специальностей, травматологами. Проводились такие операции как, например: геринопластика паховой грыжи, удаление винтов большеберцовой кости, резекция головки правой кости с удалением костных фрагментов, биопсия (ревизия) патол. очага, менископатия левого коленного сустава, удаление тромбированной подкожной вены, удаление штифта левой бедренной кости, иссечение геморрагических узлов и другие.
Характер операций, в которых Калиниченко Н.В. принимала участие в качестве операционной медицинской сестры, не вызывает сомнений в том, что они ни как не были связаны непосредственно с профилем отделения «Искусственная почка», а относились главным образом к хирургии и травматологии.
Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что указание в первоначально выданной в апреле 2019 г. справке, уточняющей условия труда, определяющие право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения содержатся явно не достоверные сведения о том, что Калиниченко Н.В. работала операционной медсестрой в отделении «Искусственная почка». Такие сведения были внесены в справку по существу только на основании личной карточки работника формы Т-2 и прямо противоречат содержанию приказа о переводе Калиниченко Н.В. на должность операционной медсестры операционного отделения, а также содержанию записи в трудовой книжке истца.
Повторно выданная работодателем справка от 30.08.2019 г. <№> уточняющая условия труда, определяющие право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, подтверждает право Калиниченко Н.В. на исчисление спорного периода страхового стажа в льготном порядке, то есть, 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
В системе обязательного пенсионного страхования Калиниченко Н.В. зарегистрирована 17.02.1998 г., то есть спорные периоды работы истца имели место как до регистрации в качестве застрахованного лица, так и после этого.
То обстоятельство, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица работодателем спорные периоды отмечены как 1,00, а не как 1,6 не может являться бесспорным основанием для вывода о том, что Калиниченко Н.В. не осуществляла лечебную деятельность, исчисление сроков страхового стажа по которой производится как один год работы за один год и 6 месяцев.
Для суда очевидно, что работодателем сведения в раздел лицевого счета «Условия для досрочного назначения страховой пенсии» вносятся с ошибками, поскольку даже в отношении тех периодов работы Калиниченко Н.В., которые учтены Управлением ПФР в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, в лицевом счете необходимые сведения отсутствуют (л.д. 128).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определенной должности и в определенном структурном подразделении учреждения здравоохранения в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В случае несогласия гражданина с решением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, как решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, так и решение вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суд (пункт 46 Правил N 884н).
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 ГПК РФ).
Исходя из изложенных выше доказательств, суд приходит к выводу о том, что периоды работы Калиниченко Н.В. с 05.11.1996 г. по 19.07.1999 г., с 04.08.1999 г. по 17.07.2000 г., с 01.08.2000 г. по 23.07.2002 г., с 01.11.2004 г. по 25.01.2005 г., с 27.01.2005 г. по 02.03.2005 г., с 04.03.2005 г. по 10.04.2005 г., с 12.04.2005 г. по 12.05.2005 г., с 14.05.2005 г. по 31.10.2005 г. в Филиале <№> <Данные изъяты> в должности операционной медицинской сестры операционного отделения (за исключением дней отпуска без содержания, отпуска по уходу за ребенком) должны бытьзасчитаны в страховой стаж в исчислении- один год как один год и шесть месяцев.
В то же время, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на ответчика обязанности назначить Калиниченко Н.В. досрочную страховую пенсию по старости с 13 июня 2019 года либо с иной даты до момента вынесения решения суда не имеется.
Как видно из материалов дела, решение Управления ПФР об отказе в установлении страховой пенсии Калиниченко Н.В. было принято 20 июня 2019 года, а специальный стаж Калиниченко Н.В. был рассчитан на основании справки работодателя о периодах работы по состоянию на 18.04.2019 г.
Продолжительность стажа Калиниченко Н.В. на эту дату рассчитана ответчиком верно. Периоды лечебной деятельности изложены в данных о стаже (л.д. 131, 132) и в календарном исчислении они составляют 25 лет 1 месяц 18 дней.
Периоды работы истца с 27.08.2015 г. по 25.03.2018 г, с 07.04.2018 г. по 26.08.2018 г., с 05.09.2018 г. по 18.04.2019 г. (3 года 7 месяцев 1 день) исчислены ответчиком как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, что еще добавляет к стажу лечебной деятельности 1 год 9 месяцев 16 дней, а в сумме с календарным исчислением стаж лечебной деятельности составит 26 лет 11 месяцев 4 дня.
То есть, расчет стажа лечебной деятельности Калиниченко Н.В. по состоянию на 18.04.2019 г. без льготного исчисления спорного периода был выполнен Управлением ПФР правильно- 26 лет 11 месяцев 4 дня, а не 27 лет 9 месяцев 21 день, как полагает истица.
Календарная продолжительность спорных периодов работы Калиниченко Н.В. с 05.11.1996 г. по 19.07.1999 г., с 04.08.1999 г. по 17.07.2000 г., с 01.08.2000 г. по 23.07.2002 г., с 01.11.2004 г. по 25.01.2005 г., с 27.01.2005 г. по 02.03.2005 г., с 04.03.2005 г. по 10.04.2005 г., с 12.04.2005 г. по 12.05.2005 г., с 14.05.2005 г. по 31.10.2005 г. составляет 6 лет 7 месяцев 17 дней.
Следовательно, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев к страховому стажу следует прибавить еще 3 года 4 месяца 2 дня.
При прибавлении 3 лет 4 месяцев 2 дней к 26 годам 11 месяцам 4 дням страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии Калиниченко Н.В. составит 30 лет 3 месяца 6 дней по состоянию на 18.04.2019 г.
То есть, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости стаж лечебной деятельности продолжительностью 30 лет был выработан Калиниченко Н.В. в 2019 году.
Заявление о назначении страховой пенсии Калиниченко Н.В. подала в Управление ПФР через МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг Балтийского городского округа» 13 июня 2019 года.
При этом, согласно повторной справки уточняющей условия труда, определяющие право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения от 30.08.2019 г. (л.д. 35, 36) Калиниченко Н.В. продолжала работать в должности старшей операционной медсестры хирургического отделения (с операционным блоком гнойной хирургии и стерилизационной, стационар) и в период с 18.04.2019 г. по 13.06.2019 г., однако, этому периоду работы истца пенсионным органом не была дана оценка, поскольку соответствующая справка получена Калиниченко Н.В. уже после рассмотрения её заявления о назначении пенсии.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что если годов возникновения права на страховую пенсию по старости является 2019, то сроки назначения страховой пенсии по старости не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом изложенного, у Калиниченко Н.В. право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения возникает не ранее чем через 6 месяцев после выработки необходимого 30-летнего стажа работы. То есть, на момент обращения Калиниченко Н.В. в Управление ПФР с заявлением о назначении страховой пенсии такое право у неё отсутствовало и страховая пенсия не может быть назначено истице с 13 июня 2019 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Калиниченко Н.В. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) зачесть в специальный страховой стаж Калиниченко Н.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы в исчислении- один год как один год и шесть месяцев в Филиале <№> <Данные изъяты> в должности операционной медицинской сестры операционного отделения: с 05.11.1996 г. по 19.07.1999 г., с 04.08.1999 г. по 17.07.2000 г., с 01.08.2000 г. по 23.07.2002 г., с 01.11.2004 г. по 25.01.2005 г., с 27.01.2005 г. по 02.03.2005 г., с 04.03.2005 г. по 10.04.2005 г., с 12.04.2005 г. по 12.05.2005 г., с 14.05.2005 г. по 31.10.2005 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Калининченко Н.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 17 февраля 2020 года.
Судья М.В. Аниськов
Дело № 2-141/2020
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
(резолютивная часть)
город Светлогорск 06 февраля 2020 года
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Аниськова М.В.
при секретаре Дубочинской Ю.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калиниченко Н.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Калиниченко Н.В. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) зачесть в специальный страховой стаж Калиниченко Н.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы в исчислении- один год как один год и шесть месяцев в Филиале <№> <Данные изъяты> в должности операционной медицинской сестры операционного отделения: с 05.11.1996 г. по 19.07.1999 г., с 04.08.1999 г. по 17.07.2000 г., с 01.08.2000 г. по 23.07.2002 г., с 01.11.2004 г. по 25.01.2005 г., с 27.01.2005 г. по 02.03.2005 г., с 04.03.2005 г. по 10.04.2005 г., с 12.04.2005 г. по 12.05.2005 г., с 14.05.2005 г. по 31.10.2005 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Калининченко Н.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Аниськов