РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 апреля 2013 года п. Арсеньево
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Валицкой Л.В.,
при секретаре Телышевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Прозукина В.Е. к ответчику администрации муниципального образования Славный и третьему лицу государственному унитарному предприятию Тульской области ?Жилкомреформа? о признании проживающим на условиях социального найма, отказа в приватизации жилого помещения недействительным и признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил:
истец Прозукин В.Е. обратился в суд с иском к ответчику администрации муниципального образования Славный и третьему лицу государственному унитарному предприятию Тульской области ?Жилкомреформа? о признании проживающим на условиях социального найма, отказа в приватизации жилого помещения недействительным и признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. Свои требования обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения жилищной комиссии АТО «Тула-50» от ДД.ММ.ГГГГ за № ему, нанимателю Прозукину В.Е., был выдан ордер № на вселение в квартиру по адресу: <адрес>, на котором указано рукописно: ?служебная?. В ордере есть ссылка на решение жилищной комиссии, не носящее распорядительный характер, что свидетельствует о том, что надлежащее решение о включении спорного жилого помещения в число служебных не принималось. ДД.ММ.ГГГГ он приехал из п. Б. в г. Т. с целью работы на снаряжательном производстве ГУП КБП (где работает оп настоящее время). В п. буревестник он был снят с регистрационного учета и право пользования жилым помещением в п. Б. утратил. Сначала ему было предоставлено жилое помещение в общежитии в г. Т. по <адрес>, откуда он выехал ДД.ММ.ГГГГ в связи с предоставлением ему спорного жилого помещения. П.2 ст.105 ЖК РФ предусматривал, что служебное жилое помещение предоставляется по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которой находятся эти помещения. Ему же предоставлено жилое помещение жилищной комиссией временной администрацией. ДД.ММ.ГГГГ начальником ЖЭУ ГУП Тульской области ПЖКХ АТО «Тула-50» К. с ним был заключен договор найма служебного жилого помещения, при этом ни форма, ни содержание договора не соответствуют требованиям, предъявляемым к договорам найма жилого помещения. Жилищный фонд был передан из государственной собственности Тульской области в собственность муниципального образования Славный в 2011 г., в настоящее время спорное жилое помещение является собственностью муниципального образования Славный. Администрацией муниципального образования Славный ему была выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой занимаемая истцом квартира не является служебной. ДД.ММ.ГГГГ ему было разъяснено, что спорная квартира в разряд служебных администрацией муниципального образования Славный не переводилась. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию муниципального образования Славный с заявлением о приватизации квартиры. ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано зам. главы администрации Сланный в удовлетворении по мотиву, что после расформирования войсковой части № в границах военного городка Тула-50, исполнительным органом которого, ведающим распределением жилья, являлась временная администрация АТО ?Тула-50?, которая являлась структурным подразделением администрации Тульской области и входила в систему органов государственной власти Тульской области, постановлением губернатора Тульской области от 26.05.2006 г. №47-пг «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области» временная администрация АТО ?Тула-50? была упразднена, ее функции переданы комитету по управлению государственным имуществом Тульской области. Органы муниципального образования Славный не входят в систему органов государственной власти Тульской области и не являются правопреемниками временной администрации АТО ?Тула-50? и комитета по управлению государственным имуществом Тульской области. Документы, касающиеся предоставления жилого помещения, муниципальному образованию Славный не передавались. Жилищной комиссией муниципального образования Славный квартира по адресу: <адрес> истцу по договору социального найма не предоставлялась. Из представленных им документов явствует, что ему квартира выделялась как служебная. В администрации муниципального образования Славный нет решения временной администрации о включении предоставленного истцу жилого помещения по договору найма служебного жилья. Поэтому администрация муниципального образования Славный не имеет возможности сделать вывод о проживании истца на условиях социального найма и дать разрешение на приватизацию. Истец обратился в ГУП «Жилкомреформа», где ему разъяснили, что ордер на квартиру с отметкой "служебная" и договор найма служебного жилого помещения препятствуют оформлению приватизационных документов. Ранее истец не использовал право на приватизацию, никакого другого жилого помещения у истца нет. Ссылаясь на ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец просит удовлетворить их требования.
В судебном заседании истец Прозукин В.Е. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и дополнительно сообщив, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу по договору найма служебного жилого помещения. До этого истец проживал в общежитии и состоял в очереди на улучшение жилищных услвий. Он проживает и зарегистрирован в квартире с 2002 г.., другого жилья не имеет, правом на приватизацию не пользовался. Продолжает работать на том же предприятии, т.е. стаж его работы превышает более 10 лет. Закрытый военный городок Тула-50, на территории которого находится спорное жилое помещение, исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ. Указанная квартира не указана в качестве служебной в органах Росреестра.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Славный по доверенности Кузмицкий В.А. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что после расформирования войсковой части 25851 в границах военного городка Тула-50 было создано административно-территориальное образование «Тула-50», исполнительным органом которого, ведающим распределением жилья, являлась временная администрация– структурное подразделение администрации Тульской области и входила в систему органов государственной власти Тульской области. Постановлением губернатора Тульской области от 26.05.2006 г. №47-пг «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области» временная администрация в АТО «Тула-50» была упразднена, а ее функции переданы комитету по управлению государственным имуществом Тульской области. Муниципальное образование Славный не является правопреемником временной администрации АТО «Тула-50» и комитета по управлению государственным имуществом Тульской области. Документы, касающиеся предоставления жилого помещения, муниципальному образованию Славный не передавались. Жилищной комиссией муниципального образования Славный квартира по адресу: <адрес>,- истцу по договору социальному найму не предоставлялась. Из представленных истцом документов установлено, что предоставлена квартира как служебная, в администрации муниципального образования Славный нет решения временной администрации о включении предоставленного истцу жилого помещения по договору найма служебного жилья. Поэтому администрация муниципального образования Славный не имеет возможности сделать вывод о проживании истца на условиях социального найма и дать разрешение на приватизацию. Администрация муниципального образования Славный не предъявляет иск о выселении, поскольку отсутствует маневренный жилой фонд.
ГУП «Жилкомреформа» о времени, месте и дате судебного разбирательства извещено надлежаще и своевременно, своего представителя в судебное заседание не направило, в направленных возражениях исковые требования не признало, прося в удовлетворении иска отказать, обосновывая тем, что собственником квартиры № дома № по <адрес> является муниципальное образование Славный. ГУП Тульской области «Жилкомреформа» не является надлежащим ответчиком, т.к. предмет спора не затрагивает права и законные интересы предприятия, решение вопроса о приватизации занимаемого истцом жилого помещения не относится к компетенции ГУП Тульской области «Жилкомреформа». Однако в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизации подлежит жилые помещения, занимаемые гражданами РФ на условиях социального найма. Квартира по адресу: <адрес> согласно протоколу заседания жилищной комиссии при временной администрации АТО "Тула-50" от ДД.ММ.ГГГГ № была предоставлена истцу как служебная. На основании этого решения истцу был выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на характер "служебная". ДД.ММ.ГГГГ с истцом в соответствии со ст.106 ЖК РСФСР был заключен договор найма служебного жилого помещения, который в установленном порядке не оспаривался и не расторгался, а также не признавался недействительным, т.е. является действующим. В соответствии со ст.4 Закона РФ от 4.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации служебные жилые помещения. В связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований нет.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение истца и представителя ответчика администрации муниципального образования Славный, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие тртеьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ГУП Тульской области «Жилкомреформа».
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика Кузмицкого В.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации N 602-р от 17 апреля 1999 г. переданы согласно Перечню в государственную собственность Тульской области находящиеся в федеральной собственности объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и имущества военного городка "Тула-50" войсковой части N25851 Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных в Туле-50.
Постановлением Губернатора Тульской области от 29 июня 1998 г. №273 утвержден Перечень объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и высвобождаемого имущества войсковой части №, передаваемого в государственную собственность Тульской области согласно приложению к постановлению губернатора Тульской области. В Перечень передаваемого имущества включен жилой дом по адресу: <адрес>.
Договором о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием Тульской области "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства административно-территориального образования "Тула-50" № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждена передача дома Комитетом по управлению имуществом Тульской области в хозяйственное ведение на общих основаниях без отнесения к специализированному жилищному фонду.
На момент передачи жилищного фонда войсковой частью №, дислоцированной в пгт. Славный, в хозяйственное ведение Государственного унитарного предприятия Тульской области "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства административно-территориального образования "Тула-50", спорное жилое помещение не входило в жилой фонд закрытого военного городка.
Согласно протоколу № заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному главой временной администрации АТО «Тула-50», Прозукину ФИО15, проживающему в общежитии по адресу: <адрес> - выделена однокомнатная квартира по адресу: <адрес> жилой площадью 11,12 кв.м (служебная).
В соответствии с указанным выше протоколом жилищной комиссии Прозукин В.Е. выдан ДД.ММ.ГГГГ ордер № на вселение в однокомнатную квартиру площадью 11,12 кв.м за № в доме № по <адрес> На ордере имеется вверху рукописная запись «служебная».
ДД.ММ.ГГГГ начальник ЖКО К. заключил с Прозукиным В.Е. договор найма служебной жилой площади, в котором не указан срок действия договора предоставленного служебного жилого помещения.
На основании договора найма ГУП Тульской области ПЖКХ АТО "Тула-50", а затем и МУП ЖКХ муниципального образования Славный открыт лицевой счет № с указанием площади занимаемого помещения – 30,4 кв.м по адресу: <адрес>.
Из кадастрового паспорта на квартиру явствует, что двухкомнатная квартира общей площадью 30,4 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, имеет назначение как жилое помещение и не признана непригодной для проживания.
Согласно уведомлению управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ за № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Прозукина В.Е. на объекты недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.
Свидетельство о государственной регистрации права № подтверждает право собственности муниципального образования Славный на квартиру общей площади 30,4 кв.м за № в доме № по <адрес>, при этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах на эту квартиру как служебное жилье отсутствует.
Заключение договора найма служебного жилого помещения ГУП Тульской области "Предприятия жилищно-коммунального хозяйства АТО "Тула-50" с Прозукиным В.Е. произведено в период, когда населенный пункт не относился к жилищному фонду закрытого военного городка и занимаемая квартира не отнесена к категории служебного жилищного фонда с учетом требований, установленных п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42).
Суд приходит к выводу, что истец проживает в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, поскольку из ордера № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорное жилое помещение было предоставлено Прозукину В.Е., проживавшему в общежитии, в порядке улучшения жилищных условий на неопределенный срок.
Поскольку вселение истца в спорную квартиру произошло в установленном законом порядке, из содержания договора служебного найма следует, что спорное жилое помещение предоставлено истцу в постоянное пользование, что противоречит назначению служебных жилых помещений, в настоящее время собственником квартиры оно не отнесено к специализированному жилищному фонду, то в силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком и третьим лицом не представлено доказательств, свидетельствующих о сохранении у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения. При таких обстоятельствах у суда имеются основания признать, что спорное жилое помещение утратило статус служебного и поэтому в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" оно подлежит передаче в собственность в порядке приватизации. При этом суд отвергает доводы ГУП Тульской области «Жилкомреформа» об отнесении спорного жилого помещения к служебному жилому фонду.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Истец Прозукин В.Е. по настоящее время проживает в квартире по адресу: <адрес>, полностью оплачивает коммунальные услуги, исполняет все обязанности по содержанию данного жилого помещения в надлежащем состоянии.
На основании ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
В силу ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Согласно ст. 2 указанного Закона местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В случае нарушения либо оспаривания права лица, возникшего из законных оснований, это лицо в силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд за защитой права с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иными нормами закона.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из которых назван признания права.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что истец не пользовался правом на приватизацию, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Прозукина В.Е. к ответчику администрации муниципального образования Славный и третьим лицам государственному унитарному предприятию Тульской области ?Жилкомреформа? о признании проживающим на условиях социального найма, отказа в приватизации жилого помещения недействительным и признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворить.
Признать право собственности в порядке приватизации Прозукина В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в порядке приватизации на однокомнатную квартиру общей площадью 30,4 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Право собственности на квартиру подлежит обязательной регистрации в органах Росреестра по Тульской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Одоевский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 3 апреля 2013 года.
Судья Л.В. Валицкая