дело № 5-196/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Костомукша 17 февраля 2021 года
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Сахошко М.Г., при секретаре Шапковой И.П., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Сорокина В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении Сорокина В.И., <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Сорокин В.И. 28 ноября 2020 года, в 10 часов 35 минут, находясь в помещении магазина «Серп и молот» по адресу: Республика Карелия г.Костомукша, бульвар Лазарева д.6, допустил невыполнение Правил поведения, установленных распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р (далее – Распоряжение № 127-р), принятых в соответствии с пп.«б» п.6, пп.«в» п.8 ст.4.1, пп.«м» и «у» п.1 ст.11, абз.5 ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», при введении режима повышенной готовности на территории Республики Карелия, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно в нарушение абз.1 п.8.4.1 указанного Распоряжения находился в магазине «Серп и молот» без использования средств индивидуальной защиты (маски), что не влечет ответственность, предусмотренную ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании Сорокин В.И. не отрицал факт нахождения в помещении магазина без маски, вместе с тем, вину в совершении указанного административного правонарушения не признал и пояснил, что режим повышенной готовности на территории Российской Федерации Президентом РФ или Правительством РФ не введен, в связи с чем положения постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 417 не действуют. Глава Республики Карелия имеет полномочия на введение режима повышенной готовности только для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, но не для граждан. Указал, что медицинские (гигиенические) маски не подпадают под установленные ГОСТы для средств индивидуальной защиты. Обратил внимание, что в соответствии со ст.23.3 КоАП РФ органы полиции не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по ст.20.6.1 КоАП РФ. Также отметил, что административное расследование по делу не проводилось.
В судебное заседание должностное лицо - участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по г.Костомукша М не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении извещен своевременно и надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не поступило. При таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося должностного лица.
Заслушав объяснения Сорокина В.И., исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении в соответствии с ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пп.«б» п.6, пп.«в» п.8 ст.4.1, пп.«м» и «у» п.1 ст.11, абзацем пятым ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.1 распоряжения №127-р на территории Республики Карелия с 12.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
Пунктом 8.4.1 указанного Распоряжения (с учетом последующих изменений) с 12.05.2020 на территории Республики Карелия введено обязательное использование средств индивидуальной защиты (масок) при посещении торговых центров, магазинов, аптек, медицинских организаций, мест размещения иных организаций независимо от форм собственности, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Вместе с тем, Сорокин В.И. как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при нахождении в помещении магазина «Серп и молот» средство индивидуальной защиты (маску) не использовал, что подтверждается протоколом об административном правонарушении № 2323 от 16.01.2021, содержащимися в протоколе письменными объяснениями Сорокина В.И., рапортом полицейского-водителя ОППСП ОМВД России по г.Костомукша С от 28.11.2020, протоколом о доставлении Сорокина В.И. от 28.11.2020, объяснениями Г и К от 28.11.2020, а также иными материалами дела.
Оснований не доверять собранным должностным лицом доказательствам и ставить под сомнение факты, установленные им и указанные в исследованных документах, не имеется.
Протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ соответствует требованиям ч.2 ст.28.1 КоАП РФ.
Доводы Сорокина В.И. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения и незаконности оформления вышеуказанного протокола основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций был издан Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в котором определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для достижения указанных целей законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп.«а.2» п.«а» ст.10 Закона №68-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила), опубликованным на Официальном интернет-портале правовой информации 3 апреля 2020 года и вступившим в силу со дня опубликования.
Согласно пп.«б» п.3, пп. «в», «г» п.4 Правил при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп.«а.2» п.«а» ст.10 названного федерального закона, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп.«б» п.6 ст.4.1, пп. «а», «у», «ф» ч.1 ст.11 Закона №68-ФЗ).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее по тексту - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Изложенное свидетельствует о том, что Распоряжение № 127-р, положения которого легли в основу публично-властных притязаний, обращенных к лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, не носят произвольный характер, на чем акцентируется внимание Сорокиным В.И., а развивает подходы, реализованные в Федеральном законе от 21.12.1994 № 68-ФЗ и направленные на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, а потому отвечает как публичным, так и частным интересам и не противоречит гарантиям, провозглашенным Конституцией Российской Федерации.
Статья 19 вышеуказанного Закона связывает граждан Российской Федерации обязанностью соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
При таком положении невыполнение требований, предъявляемых Главой Республики Карелия к посещению общественных мест на территории данного субъекта Российской Федерации в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, содержит признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Текст Распоряжения № 127-р, а также сведения о мерах, принятых во исполнение его положений органами исполнительной власти Республики Карелия, находятся в открытом доступе в сети Интернет, в том числе на сайте Правительства Республики Карелия. Обстоятельства введения в Республике Карелия режима повышенной готовности и ограничений, включающих в себя и запрет на посещение магазинов без использования средств индивидуальной защиты (масок), на момент совершения Сорокиным В.И. административного правонарушения широко освещались в средствах массовой информации, в связи с чем он не мог не знать о введенных на территории Республики Карелия ограничениях.
Довод Сорокина В.И. о том, что медицинские (гигиенические) маски не подпадают под установленные ГОСТы для средств индивидуальной защиты, не свидетельствует о неэффективности использования масок для защиты органов дыхания при посещении общественных мест, в том числе магазинов в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации и не является основанием для невыполнения вышеприведенных обязательных требований.
Вопреки утверждению привлекаемого лица протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом – участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по г.Костомукша, наделенным правом составлять протоколы об административных правонарушений в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ, а также пункта 1 Перечня должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.6.1 КоАП РФ, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года №975-р.
Ссылка Сорокина В.И. на нарушение порядка привлечения его к административной ответственности, выразившееся в не проведении административного расследования основана на неверном толковании ст.28.7 КоАП РФ и не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения. Проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.6.1 КоАП РФ, не является обязательным.
С учетом изложенного судья приходит к выводу о наличии в действиях Сорокина В.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, - невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
За совершенное правонарушение Сорокин В.И. подлежит справедливому наказанию, при назначении которого судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное и семейное положение, состояние здоровья, его возраст.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, судья учитывает наличие малолетнего ребенка.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья не усматривает.
Принимая во внимание личность правонарушителя, который на момент выявления административного правонарушения к административной ответственности не привлекался, его возраст, степень его вины, обстоятельства совершенного административного правонарушения, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, судья полагает необходимым назначить ему административное наказание в виде штрафа в минимальном размере.
Срок давности привлечения к административной ответственности, указанный в ст.4.5 КоАП РФ, не истек. Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь стст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Сорокина В.И., <данные изъяты> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Разъяснить Сорокину В.И., что в соответствии с ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам: получатель - ОМВД России по г.Костомукша Респ. Карелия, КПП 100101001, ИНН 1001041280, ОКТМО 86706000, р/с 40101810600000010006, номер получателя платежа - 40102810945370000073 в Отделении - НБ Республики Карелия банка России (УФК по Республике Карелия г.Петрозаводск), КБК 18811601201010601140, БИК 018602104, кор. счет 03100643000000010600, УИН 18880410201800023236.
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления постановления в законную силу лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административному аресту на срок до пятнадцати суток, либо обязательным работам на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия либо непосредственно в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней с момента получения копии постановления.
Судья М.Г. Сахошко