Дело №12-371/2017г.
РЕШЕНИЕ
27 сентября 2017 года г.Сыктывкар
Судья Верховного суда Республики Коми Вдовиченко С.В., рассмотрев жалобу представителя руководителя администрации МО МР «Сыктывдинский» Л.В.Мороковой на постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10 августа 2017 года, по которому
признан руководитель администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Лажанев О.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10 августа 2017 года признан виновным руководитель администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Лажанев О.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
В своей жалобе представитель руководителя администрации МО МР «Сыктывдинский» просит постановление судьи отменить, с прекращением производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со ст.37 Конституции России каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из материалов дела усматривается, что 15.06.2017г. в целях устранения нарушений п.3 ГОСТа Р 50597-93, выявленных при надзоре за дорожным движением уполномоченными должностными лицами ГИБДД, руководителю администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Лажаневу О.А. вынесено предписание, согласно которому ему как руководителю администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» необходимо в течение 7 суток со дня получения указанного документа на автодороге «"адрес"» произвести работы по устранению грязи (песка) с проезжей части.
Неисполнение руководителем указанного предписания, зафиксированное в акте проверки от 26.06.2017, послужило основанием для составления в отношении должностного лица – руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Лажанева О.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением судьи к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Вместе с тем, состоявшиеся по делу судебный акт законными признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как установлено в ч.1 ст.2.1, ч.ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч.1 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 РФ об административных правонарушениях следует, что объектом данного правонарушения выступает установленный законом порядок управления и, в частности, контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору). При этом непосредственным объектом является установленный порядок исполнения (выполнения) законного предписания (постановления, представления, решения) органа или должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, а также муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, специальных норм и правил (обязательных требований).
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении в установленный срок исключительно законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
Факт законности предписания имеет существенное значение для рассмотрения данного дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 29.10.2015 №2/10-2 руководителем администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» назначен Лажанев О.А.
В ходе производства по делу представитель должностного лица Зыбин Е.А. при составлении протокола заявлял о необоснованности привлечения Лажанева О.А. к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, заявляя, что предписание от 15.06.2017 за невыполнение которого Лажанев О.А. подвергнут административному наказанию в рамках данного дела, является незаконным, поскольку объект – "адрес", не является автомобильной дорогой, а относится к элементам уличной сети "адрес", о чем имеется решение Арбитражного суда РК от 25.04.2017 по делу "номер".
В настоящей жалобе законным представителем (защитником) Лажанева О.А. приведены аналогичные доводы.
Из документов, имеющихся в административном деле, в частности из решения Арбитражного суда Республики Коми от 25.04.2017 "номер" по заявлению администрации МО СП «Выльгорт» к администрации МО МР «Сыктывдинский» об обязании принять в муниципальную собственность имущество (дороги) согласно перечню, следует, что администрации МО СП «Выльгорт» отказано в иске в части обязания администрации МО МР «Сыктывдинский» принять в муниципальную собственность имущество (дороги), в том числе по "адрес", протяженностью 0,45 км, "адрес". При этом суд исходил из того, что не были представлены доказательства того, что указанный объект является автомобильной дорогой, которая в свою очередь подлежит передаче в собственность администрации МО МР «Сыктывдинский».
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание и не проверены надлежащим образом ни административным органом при выявлении правонарушения, ни судом при реализации процедуры привлечения должностного лица к административной ответственности.
Кроме этого, из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что срок исполнения предписания должностного лица от 15.06.2017 установлен в течение 7 суток со дня получения. Предписание поступило в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» 19.06.2017, следовательно, срок исполнения предписания истекал 26.06.2017. Соответственно факт неисполнения предписания возникает по истечении установленного в предписании срока, т.е. с 27.06.2017г.
Материалы дела не содержат доказательства невыполнения предписания, начиная с 27.09.2017. Имеющийся Акт по факту неисполнения предписания составлен – 26.06.2017(имеет исправление в дате), т.е. в пределах срока установленного для исполнения предписания. В протоколе должностному лицу также вменяется неисполнение предписания в пределах срока его исполнения.
Пунктом 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Недоказанность законности предписания, за неисполнение которого должностное лицо Лажанев О.А. привлечен к административной ответственности по настоящему делу, а также недоказанность неисполнения самого предписания, свидетельствует об отсутствии в его деянии состава вмененного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление судьи, вынесенное в отношении должностного лица – руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Лажанев О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии о должностного лица состава вмененного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
Жалобу представителя руководителя администрации МО МР «Сыктывдинский» Л.В.Мороковой - удовлетворить.
Постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Лажанева О.А., . - отменить, производство по делу прекратить по основаниям п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Судья С.В.Вдовиченко