РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«31» июля 2018 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Кузиной Н.Н.
с участием прокурора РемизН.Ю.
при секретаре Никоновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-942/18 по иску прокурора г.Самара к Акопджаняну Г.А. о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Самара обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил, взыскать с АкопджанянаГ.А. сумму вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды сбросом отходов производства, подобных отходам грунта, образованных в результате землеройных работ, в размере 51480 рублей. В обоснование иска указал, что в ходе проведения рейдового обследования территории Куйбышевского внутригородского района г.Самара 20.06.2016года Департаментом городского хозяйства и экологии администрации г.о.Самара установлено транспортирование и размещение путем сброса с транспортного средства КАМАЗ 55111, государственный регистрационный знак №, отходов производства, подобных отходам грунта, образовавшихся в результате землеройных работ. Сброс отходов осуществлен с транспортного средства, принадлежащего на праве собственности АкопджанянуГ.А., 15.03.1974г.р., непосредственно на почву земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый номер №), то есть за пределами территории, специально отведенной и оборудованной для этих целей. Объем сброшенного отхода составил объем кузова транспортного средства Камаз 55111 с основными бортами. Сопроводительные документы на груз не представлены. По данному факту АкопджанянГ.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, допущенных ответчиком составляет 51480 рублей. В добровольном порядке ответчиком АкопджаняномГ.А. ущерб возмещен не был, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Куйбышевского района г.Самары РемизН.Ю. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Просила исковые требования удовлетворить.
Ответчик АкопджанянГ.А. в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом и своевременно, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица – Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом и своевременно, представил суду письменный отзыв на иск, в котором исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители третьих лиц – Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Администрации г.о.Самара, Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом и своевременно, причины неявки суду не сообщили.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПКРФ.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде и т.д.
В соответствии с п.п.1,2 ст.51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст.22 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст.12 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п.7 ст.12 вышеуказанного закона).
Согласно ст.28 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Статьей77 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Судом установлено, что 20.06.2016г. главным специалистом сектора учета источников негативного воздействия отдела учета источников негативного воздействия и контроля платы управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара, в ходе рейдового обследования территории Октябрьского внутригородского района г.о.Самара, при ее патрулировании было осуществлено преследование грузовых транспортных средств до территории Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара, в результате которого установлено размещение путем сброса с транспортного средства КАМАЗ 55511, государственный регистрационный знак №, отходов в виде земляного грунта на земельный участок в районе <адрес>, кадастровый номер №, в Куйбышевском районе г.Самара, за пределами территории, специально отведенных и оборудованных для этих целей.
Согласно карточке учета транспортного средства от 30.06.2016г. транспортное средство - КАМАЗ 55511, государственный регистрационный знак №, с 26.02.2002г. принадлежит на праве собственности АкопджанянуГ.А., <дата>.р. (л.д.20).
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами в виде административного штрафа для граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Постановлением №202-ОТ о назначении административного наказания от 12.09.2016г. старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды АкопджанянГ.А. привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАПРФ в виде штрафа в размере 1500 рублей.
Таким образом, вина АкопджанянаГ.А. в причинении вреда окружающей среде (почве) в результате несанкционированного сброса отходов производства установлена.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц о возмещении вреда окружающей среде.
29.11.2016г. Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о.Самара направил в адрес АкопджанянаГ.А. претензию о возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, сбросом отходов производства подобных отходам грунта, образованным в результате землеройных работ АкопджаняномГ.А., однако до настоящего момента в добровольном порядке вред, причиненный окружающей среде, ответчик не возместил.
Согласно ст.78 ФЗ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Методика расчета вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства, утверждена приказом Минприроды России от 08.07.2010г. №238.
Согласно п.п.1,2 Методики, она предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, в соответствии примененной Методикой и приложением 2 к ней такса для исчисления размера вреда (Тотх) принимается в размере 5000 рублей за тонну отхода (для 4 класса опасности).
Согласно приложению2 указанной Методики класс опасности отхода производства и потребления определяется в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом Минприроды России от 15.06.2001 № 511.
Поскольку документов об отнесении отхода, сброшенных из автомобиля КАМАЗ 355511, государственный регистрационный знак №, к классу опасности, в том числе и подтверждения отнесения данного отхода к 5 классу опасности, отсутствуют, отход отнесен к 4-му классу опасности.
Расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды сбросом отходов производства, подобных отходам грунта, в сумме 51480 рублей проверен судом и признан арифметически верным.
Исходя из выше изложенных норм материального права, установленных по делу обстоятельств, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ч. 1 ГПК РФ, пропорционально размеру удовлетворенных требований, взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования – городской округ Самара подлежит взысканию госпошлина в размере 1744 рубля 40копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Самары в интересах неопределенного круга лиц к Акопджаняну Г.А. о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Акопджаняна Г.А. в доход муниципального образования г.о.Самара в счет возмещения ущерба денежные средства в размере 51480 (пятьдесят одна тысяча четыреста восемьдесят) рублей.
Взыскать с Акопджаняна Г.А. в доход муниципального образования г.о.Самара госпошлину в размере 1744 (одна тысяча семьсот сорок четыре) рубля 40копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06.08.2018г.
Судья Н.Н. Кузина