РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2013 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степановой М.В.,
при секретаре Андриевской М.С.,
с участием представителя истца Ладгина М.И. – адвоката Вшивковой Е.В., действующей на основании ордера,
представителя ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Зотиной Т.Б., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ладгина М.И. к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района об отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности предоставить документы для проведения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета, издании решения о предоставлении земельного участка в собственность, заключении договора о передаче земельного участка в собственность,
установил:
Ладгин М.И. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ №з об отказе в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, возложении обязанности предоставить в месячный срок со дня принятия решения судом схему на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка, расположенного в кадастровом квартале №, ограниченного с востока дорогой Пермь-Екатеринбург, с запада – земельными участками, находящимися по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> га, также иные документы в отношении земельного участка для проведения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; издании в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка решения о предоставлении ему земельного участка, площадью <данные изъяты> га, в собственность бесплатно и предоставлении ему копии такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка; в недельный срок со дня издания решения о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно - заключения договора о передаче земельного участка в собственность бесплатно.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к главе Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. 81 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), а также в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и Законом Пермского края от 02.09.2003 года № 965-193 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность». ДД.ММ.ГГГГ решением Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района №з отказано в предоставлении земельного участка, поскольку для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются земельные участки только из состава земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 81 ЗК РФ. Испрашиваемых земельный участок находится в черте населенного пункта и предусмотрен проектом генерального плана <адрес> для индивидуального жилищного строительства, следовательно, не может быть предоставлен для целей не связанных со строительством, предлагают приобрести указанный земельный участок через торги. Истец считает данный отказ незаконным в связи с тем, что просит предоставить земельный участок для целей не связанных со строительством, а для ведения личного подсобного хозяйства, поэтому необходимо руководствоваться ст. 34 ЗК РФ. Поскольку она зарегистрирована по месту постоянного проживания в <адрес>, отказ в предоставлении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства является незаконным. Испрашиваемый участок не принадлежит никому на праве собственности, не зарезервирован для муниципальных или государственных нужд, следовательно, является свободным и может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> га, бесплатно. Считает необоснованной ссылку ответчика на то, что земельные участки для этих целей могут быть предоставлены только из земель сельскохозяйственного назначения. Для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются земельные участки, расположенные в границах населенного пункта, которые не могут относиться к землям сельскохозяйственного назначения. Генеральный план <адрес> отсутствует, поэтому ссылка на него является незаконной. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются с учетом зонирования территории населенного пункта, действующим законодательством разрешено их предоставление в жилых зонах. Отказом в предоставлении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства нарушены ее конституционные права, позволяющие иметь в частной собственности землю.
Истец – Ладгин М.И. в судебное заседание не явился, о времени месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца – адвокат Вшивкова Е.В., действующая на основании ордера, поддержала требования Ладгина М.И. по изложенным в исковом заявлении доводам. Указала, что истец имеет право на бесплатное получение земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку является жителем <адрес>. Проект генерального плана застройки <адрес> в настоящее время не утвержден и юридической силы не имеет.
Представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Зотина Т.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, считает отказ в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность Ладгина М.И. бесплатно законным и обоснованным. Указывает, что истец ссылается на нормы, которые связаны со строительством и застройкой зон, тогда как, вопрос о предоставлении земельного участка ставиться для целей не связанных со строительством. Положениями ст. 30 ЗК РФ предусмотрена возможность предоставления земельного участка в границах населенного пункта за плату, тогда как истец просит предоставить ей земельный участок бесплатно. Бесплатное предоставление земельного участка возможно за пределами границ населенных пунктов на землях сельскохозяйственного назначения.
Третье лицо – администрация Бершетского сельского поселения о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без участия их представителя, в котором указано, что претензий по иску не имеют.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ Ладгин М.И. обратился к Главе администрации Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, которое является формой непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, не связанной со строительством в кадастровом квартале №, ограниченный с востока дорогой Пермь-Екатеринбург, с запада – земельными участками, находящимися по адресу: <адрес> (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района отказал в предоставлении Ладгину М.И. в собственность вышеуказанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в порядке ст. 81 ЗК РФ, так как данный земельный участок расположен в черте населенного пункта и предусмотрен проектом генерального плана Бершетского сельского поселения (<адрес>) для индивидуального жилищного строительства, соответственно, он не может быть предоставлен для целей не связанных со строительством. На заседании комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято решение разработать проект планировки в отношении данной территории для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства через торги, что следует из ответа Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района №з и протокола №з заседания Комиссии по земельным отношениям (л.д. 14, 15).
Согласно ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
Под личным подсобным хозяйством в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
При этом приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Согласно статьям 9 и 36 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, владение, пользование и распоряжение ими осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, принцип приоритета сохранения особо ценных земель, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подп. 2, 6 и 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Так, статья 1 ЗК РФ, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 ЗК РФ, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования земель с учетом зонирования территории.
Комитету имущественных отношений администрации Пермского района для рассмотрения по существу вопроса о предоставлении земельного участка в собственность, для целей не связанных со строительством, необходимо располагать сведениями о зонировании территории, поскольку при рассмотрении обращений о предоставлении земельных участков п. 4 ст. 34 ЗК РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления учитывать зонирование территории при предоставлении земельных участков.
Градостроительное зонирование предполагает наличие правил землепользования и застройки, утверждающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны, градостроительные регламенты определяют правовой режим входящих в состав соответствующих зон земельных участков. Согласовывая градостроительные регламенты для соответствующих территорий (зон), уполномоченные органы и организации тем самым фактически согласовывают возможность использования земельных участков для тех или иных целей.
На основании п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ документом градостроительного зонирования, в котором, в том числе устанавливаются территориальные зоны, являются правила землепользования и застройки.
Виды разрешенного использования устанавливаются в соответствии с правилами землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Поскольку зонирования территории нет, землепользование и застройка устанавливаются градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны индивидуально. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
В соответствии со сведениями предоставленными ответчиком, генеральный план Бершетского сельского поселения (земельного массива в кадастровом квартале №) находится на стадии утверждения.
Согласно ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством.
В силу положений ст. 34 ЗК РФ ответчик обоснованно отказал истцу в связи с тем, что предоставление земельного участка для целей (ведения личного подсобного хозяйства), не связанных со строительством, в черте населенного пункта не возможно, поскольку отсутствует зонирование территории Бершетского сельского поселения. Поэтому оснований для предоставления документов на проведение кадастровых работ и осуществления кадастрового учета (утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории) не имеется.
Исковые требования о возложении обязанности на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района издать решение о предоставлении земельного участка в собственность, заключении договора о передаче земельного участка в собственность также удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Ладгина М.И. подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Ладгину М.И. к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района об отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности предоставить документы для проведения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета, издании решения о предоставлении земельного участка в собственность, заключении договора о передаче земельного участка в собственность отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья М.В. СтепановаСправка.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.В. Степанова