Решение по делу № 2-1869/2018 ~ М-1922/2018 от 09.08.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2018 года                                                                      г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куреновой А.В., при секретаре судебного заседания Шевкуновой В.Ю.,

с участием представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области Шаньгиной В.П.,

в отсутствии истца Алексеева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1869/2018 по иску Алексеева Анатолия Васильевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании частично незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда, взыскании компенсации на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований Алексеев А.В. указал, что является неработающим пенсионером по старости (инвалидности) с ДД.ММ.ГГГГ. В июне 2016 году он ездил на отдых в <адрес>, стоимость проезда к месту отдыха и обратно составила 26892,70 рубля. По приезду он обратился в ГУ-УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области с заявлением об оплате стоимости проезда. Решением ГУ-УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 1542 от 03.08.2018 стоимость проезда частично ему была компенсирована в размере 7431,70 рубль, однако в компенсации расходов на оплату стоимости проезда по маршруту <адрес> было отказано по причине отсутствия реквизитов в билетах. С учетом уточнений просит признать частично незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 1542 от 03.08.2018; взыскать в его пользу с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту <адрес> в размере 8452,18 рубля, <адрес> в размере 11007,82 рублей, <адрес> в размере 889,90 рублей и <адрес> в размере 889,90 рублей, всего 21 239,80 рублей.

Истец Алексеев А.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области Шаньгина В.П. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном возражении, в которых указала, что решением от 03.08.2018 № 1542 произведена выплата компенсации в размере 7 431,70 рублей по маршруту <адрес> - <адрес>. Управлением не приняты к оплате проездные документы по маршрутам: <адрес> в связи с отсутствием контрольных купонов; <адрес> в связи с отсутствием в проездных документах обязательных реквизитов (тариф, сборы, код статуса бронирования). Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав их в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) наряду с представленными письменными доказательствами, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам.

В силу статьи 34 указанного Закона, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.

В развитие указанной нормы 01.04.2005 Правительством Российской Федерации принято Постановление № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно».

Согласно пункту 2 Постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией утвержденных им Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых Министерством финансов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

Правила определяют размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (пункт 1).

Компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил (подпункт б пункт 3).

Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о компенсации и проездных документов (пункт 9).

В соответствии с пунктом 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем определенного минимального уровня затрат на проезд транспортом в перечисленных в нем случаях. Так, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, город Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Судом установлено, что Алексеев А.В. является неработающим пенсионером, проживающим в городе Усть-Илимске Иркутской области - районе, приравненном к районам Крайнего Севера, что подтверждается пенсионным удостоверением, трудовой книжкой, паспортом с отметкой о регистрации на территории города Усть-Илимска, следовательно, имеет право на компенсацию расходов на проезд к месту проведения отдыха и обратно один раз в два года.

Истец находился в отпуске в городе <адрес>, к месту проведения которого и обратно следовал по маршруту <адрес> - <адрес>.

Из заявления от 31.07.2018 следует, что Алексеев А.В. обратился в ГУ-УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области с заявлением о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, представил проездные документы.

Решением ГУ-УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от 03.08.2018 № 1542 Алексееву А.В. частично оплачена компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 7431,70 рубль по следующему маршруту <адрес>.

В уведомлении о принятом решении от 03.08.2018 года Алексееву А.В. разъяснено, что по маршруту <адрес>, отсутствуют контрольные купоны и по маршруту <адрес> - <адрес>, в проездных документах отсутствуют обязательные реквизиты.

Суд не может согласиться с выводами ответчика об отказе в выплате компенсации по представленным проездным документам по следующим основаниям.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионным органом произведена частично, следовательно, ответчик не оспаривает право Алексеева А.В. на получение указанной компенсации, как и не оспаривает факт отдыха Алексеева А.В. в <адрес>.

Истцом представлены документы, подтверждающие фактическую стоимость проезда: электронный билет на авиаперелет по маршруту <адрес>, с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ, стоимостью 8452,18 рублей, с посадочным талоном; электронный билет на авиаперелет по маршруту <адрес>, дата отправления ДД.ММ.ГГГГ, стоимостью 11007,82 рубля, с посадочным талоном; железнодорожный билет по маршруту <адрес>, с датой отправления 07.06.2016, стоимостью с учетом белья 1463,80 рублей; железнодорожный билет по маршруту <адрес>, с датой отправления 20.06.2016, стоимостью с учетом белья 941 рубль, справка ОАО «РЖД» о стоимости проезда ж/д транспортом от станции <адрес> до станции <адрес> на дату отправления 07.06.2016, в размере 899,90 рублей; о стоимости проезда ж/д транспортом от станции <адрес> до станции <адрес> на дату отправления 20.06.2016, в размере 899,90 рублей. Стоимость проезда ж/д транспортом, указанная в справке не превышает фактически понесенных пенсионером расходов.

Таким образом, истцом подтверждены доводы о нахождении его на отдыхе в <адрес>.

При определении размера стоимости проезда к месту отдыха и обратно суд принимает во внимание следующие проездные документы: справки о стоимости проезда железнодорожным транспортом к месту отдыха и обратно по маршруту <адрес>, на общую сумму 1799,80 рублей; электронные билеты по маршруту <адрес>, на общую сумму 19460 рублей.

Стороной ответчика оспаривается также и форма проездных документов, поскольку представитель ответчика считает, что основанием к отказу компенсации стоимости проезда маршрутом <адрес> служит отсутствие в авиабилетах кода статуса бронирования, тарифы, сборы.

Суд также не может согласиться с выводами ответчика об отказе в выплате компенсации по данному основанию.

В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса Российской Федерации и Приказа Минтранса России от 08.11.2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.05.2010 года № 117) электронный пассажирский билет должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются) наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования, дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета. Оформление маршрут/квитанции электронного пассажирского билета на внутренние воздушные перевозки должно осуществляться на русском языке, на международные воздушные перевозки - на русском и английских языках.

Кроме того, согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 год № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Из Информационного сообщения УФНС РФ по Иркутской области от 17.05.2010 года «Об отсутствии необходимости подстрочного перевода электронного авиабилета» следует, что форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции утверждены Приказом Минтранса России от 08.11.2006 года № 134. При этом фамилия, имя пассажира записываются в билет так, как это предусмотрено Приказом МВД РФ от 26.05.1997 года № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ и выезда из РФ и въезда в РФ», а именно, набором букв с использованием латиницы способом транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы. Месяц даты отправления рейса, наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения, код валюты и форма оплаты представлены в билете кодом на латинице из соответствующего Единого международного кодификатора.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (Письмо Минфина России от 13.01.2012 года № 03-03-06/1/11).

Реализация права Алексеева А.В. на компенсацию стоимости проезда не может быть поставлена в зависимость от соблюдения перевозчиками правил оформления проездных документов.

Отсутствие в авиабилете обязательных реквизитов не исключает отнесение проездных документов к доказательствам, подтверждающим расходы истца по проезду к месту отдыха и обратно, что в силу статьи 56 ГПК РФ является юридически значимым обстоятельством по делу.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению, поскольку истец является неработающим пенсионером - получателем страховой пенсии по старости, имеет право на бесплатный проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года, фактически понес расходы на проезд к месту отдыха и обратно, решение УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 1542 от 03.08.2018 года, которым на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно истцу удовлетворено к выплате только 7431,70 рублей, не основано на законе.

Таким образом, требования истца о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 21239,80 (8452,18+11007,82+889,90+889,90) рублей в пределах заявленных требований суд находит обоснованным и подлежащими взысканию с ответчика.

Статьей 103 ГПК РФ предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Исследовав материалы дела, учитывая приведенные нормы материального и процессуального права, а также то обстоятельство, что истцом заявлено два требования, суд приходит к выводу, что с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход городского бюджета, размер которой в соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, составляет 1038,40 рублей, где по требованию имущественного характера государственная пошлина составляет 837,20 рублей, по требованию неимущественного характера - 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Алексеева Анатолия Васильевича удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 1542 от 03.08.2018 об отказе в выплате Алексееву Анатолию Васильевичу компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в пользу Алексеева Анатолия Васильевича компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 21239,80 рублей.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в бюджет муниципального образования г. Усть-Илимск 1137,20 рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                      А.В. Куренова

2-1869/2018 ~ М-1922/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алексеев Анатолий Васильевич
Ответчики
Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Куренова А.В.
Дело на странице суда
ust-ilimsky--irk.sudrf.ru
09.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2018Передача материалов судье
10.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2018Судебное заседание
08.10.2018Судебное заседание
12.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2019Дело оформлено
16.01.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее