Дело № 2-1709/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2020 года г.Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Беспечанского П.А., при секретаре Говорковой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПАО «Россети Сибирь» к Филиппову С. В. о расторжении договора на технологическое присоединение, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Россети Сибирь» (далее – истец, общество, сетевая организация) обратилось в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что между ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «Читаэнерго» и Филипповым С.В. заключен договор об осуществлении технологического присоединения № 20.7500.3613.19 от 13.11.2019 года. В соответствии с условиями договора организация приняла на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения для энергоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер земельного участка №. Для технологического присоединения указанного объекта необходимо выполнить строительство ЛЭП 0,4 кВ от ближайшей опоры ВЛ-0,4 кВ от ТП-21138 ф.1 до границ участка заявителя. В рамках исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения от 13.11.2019 № 20.7500.3613.19 Обществом была разработана проектная документация для присоединения объекта. В ходе согласования проектной документации НСТ «Здоровье» отказало в согласовании представленного проекта, в связи с чем выполнением мероприятий со стороны сетевой организации невозможно. Иные варианты строительства ЛЭП не представляются возможными вследствие недостаточной ширины подъездных путей к участку заявителя. Филиппову С.В. направлено уведомление о невозможности технологического присоединения, а также проект соглашения о расторжении договора. Однако документы о согласии ответчика прекратить договорные отношения не получены. На основании изложенного, истец просит суд расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения № 20.7500.3613.19 от 13.11.2019 года, заключенный между ПАО «Россети Сибирь» и Филипповым С.В., распределить судебные расходы.
Представитель ПАО «Россети Сибирь» Ринчинова С.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнительных пояснениях.
Ответчик Филиппов С.В., представитель Степанова К.В. в судебном заседании иск не признали, просили в иске отказать. Пояснили, что истцом не приняты все меры осуществлению технологического присоединения, имеются иные варианты присоединения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании договора безвозмездного пользования земельным участком № 62 от 20.09.2019 администрацией муниципального района «Читинский район» предоставлен Филиппову С.В. в безвозмездное пользование земельный участок площадью 3551 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. (л.д. )
Как установлено в судебном заседании, 13.11.2019 года между ПАО «МРСК Сибири» и Филипповым С.В. заключен договор № 20.7500.3613.19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям электроустановок жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: <адрес>л.д.11-12)
ПАО «МРСК Сибири» изменено наименование на ПАО «Россети Сибирь».
В соответствии с пунктом 1 договора сетевая организация приняла на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, электроустановок жилого дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами, в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учётом установленных настоящим договором характеристик, а заявитель принял на себя обязательство оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора.
Во исполнение договора технологического присоединения Обществом была разработана рабочая (проектная) документация для присоединения объекта ответчика. Проектом предусматривается строительство воздушной линии 10 кВ от опоры б/н П10-7ДБ ВЛ-10кВ ф. Здоровье, строительство СТП-25кВА и ВЛИ - 0,4 кВ до участка Заявителя. (л.д.17-36)
Обращаясь в суд, истец ссылается на невозможность технологического присоединения участка ответчика, по причине отказа НСТ «Здоровье» в согласовании проекта строительства ЛЭП, о чем в материалы дела представлено письмо правления Гамова В.А. (л.д.14)
Обществом в адрес ответчика направлен проект соглашения о расторжении договора. На момент рассмотрения дела соглашение о расторжении договора не подписано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, а также существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежавших сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения ими настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Абзацем 2 пункта 3, пунктами 12.1, 14, 34 указанных Правил определена обязанность сетевой организации независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя заключить договор и выполнить в отношении энергопринимающих устройств следующих лиц мероприятия по технологическому присоединению, в частности, физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Пунктом 16.3 Правил установлено, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Таким образом, указанными выше Правилами распределена обязанность по исполнению мероприятий осуществления технологического присоединения: потребитель выполняет мероприятия в границах своего земельного участка до точки присоединения, а сетевая организация выполняет мероприятия до точки присоединения, расположенной на границе земельного участка потребителя.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции закона, действующей на момент возникновения спорных правоотношений (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В случаях, предусмотренных законом или договором, договор может быть расторгнут на основании решения суда (п. 2 ст. 450 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
По смыслу закона договор может быть расторгнут при одновременном наличии следующих обстоятельств: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Из обстоятельств дела следует, что до настоящего времени сетевой организацией условия договора не исполнены, технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя не осуществлено. При этом в соответствии с п. 1 ст. 451 ГК РФ истцом не представлено доказательств подтверждающих существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Истцу при заключении договора было известно, как о местонахождении электрических сетей, так и о местонахождении земельного участка ответчика, в связи с чем очевидно, что выполнение работ по технологическому присоединению изначально предполагало необходимость исполнения предусмотренных п. 16.3 Правил обязательств и согласования размещения линии электропередач с владельцами смежных земельных участков. Материалы дела не содержат сведений о том, что при заключении оспариваемого договора согласие собственников смежных земельных участков имелось либо имелось обязательство собственников предоставить такое согласие в будущем на условиях истца. Соответственно, в данном случае, в отсутствие сведений о предварительном согласии собственника смежных земельных участков с размещением ЛЭП, несогласие НСТ «Здоровье» с размещением ЛЭП на условиях истца не свидетельствует о существенном изменении обстоятельств. Невозможность же, достичь соглашение на приемлемых, по мнению истца условиях, о размещении линии электропередач, также не является существенным изменением обстоятельств, имевших место при заключении соглашения.
Кроме того, согласно подпункту "в" п. 16 Правил к существенным условиям договора технологического присоединения относится право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре.
Таким образом, законодательство закрепляет единственное специальное основание для одностороннего расторжения договора технологического присоединения - нарушение сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре. В остальных случаях подлежит применению норма ст. 310 Гражданского кодекса, согласно которой односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Из материалов дела не следует, что ответчик согласен с расторжением соглашения либо уклоняется от исполнения обязательств по договору о технологическом присоединении. Напротив, его позиция в ходе рассмотрения дела свидетельствует о том, что он сохраняет заинтересованность в исполнении данного соглашения.
Более того, согласно представленной рабочей документацией подтверждается, что истец имеет техническую возможность исполнить Договор, а именно осуществить технологическое присоединение электроустановок ответчика для электроснабжения жилого дома, через НСТ "Здоровье", прилегающий к участку заявителя.
Из Правил присоединения следует, что на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом из подпункта "б" пункта 25 и подпункта "б" пункта 25.1 Правил присоединения следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей. В силу пункта 2 статьи 23.3 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.
На основании приведенных выше норм закона, а также установленных обстоятельств по делу, суд считает, что сетевая организация не вправе отказать заявителю в осуществлении технологического присоединения, а равно требовать расторжения договора по причине отсутствия у неё такой технической возможности, поскольку законодательством в сфере электроэнергетики не предусмотрено такого основания для отказа в технологическом присоединении. Правила технологического присоединения устанавливают лишь особенности процедуры технологического присоединения для отдельных категорий потребителей при отсутствии у сетевой организации технической возможности.
В силу п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа),собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Представленный в материалы дела ответ НСТ «Здоровье» не содержит причин отказа в согласовании проектной документации. Доказательств принятия всех возможных мер к урегулированию вопроса с НСТ «Здоровье» или иными лицами, с целью осуществления технологического присоединения, в том числе в судебном порядке истцом не представлено.
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ПАО «Россети Сибирь» к Филиппову С. В. о расторжении договора на технологическое присоединение, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Читинский районный суд.
Судья: Беспечанский П.А.
Мотивированное решение составлено 23.12.2020 г.