Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2135/2012 от 30.10.2012

Дело № 33-2135

Докладчик: Корнева М.А.

Судья: Забелин А.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 ноября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Склярука С.А.,

судей Корневой М.А., Георгиновой Н.А.,

при секретаре Аксютич А.А.,

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Козлова <...> к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шаблыкинском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

по апелляционной жалобе Государственного Учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шаблыкинском районе Орловской области на решение Урицкого районного суда Орловской области от 25 сентября 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования Козлова <...> к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить полностью.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области включить в специальный стаж педагогической деятельности, дающий Козлову <...> право на досрочное назначение пенсии по старости, период службы в Вооруженных Силах СССР с <дата> по <дата>.

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области назначить и выплачивать Козлову <...> досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за её назначением – с <дата>».

Заслушав доклад судьи областного суда Корневой М.А., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области ФИО6, поддержавшей доводы жалобы, возражения истца Козлова С.Л., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Козлов С.Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области (далее - ГУ УПФ РФ в Шаблыкинском районе Орловской области) о досрочном назначении пенсии.

В обоснование заявленных требований указывал, что <дата> обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях на протяжении более 25 лет.

Однако в назначении пенсии ему было отказано, поскольку ответчик не включил в специальный стаж периоды его работы с <дата> по <дата> в должности тренера – преподавателя в МБОУ ДОД «Шаблыкинская детско – юношеская спортивная школа» по совместительству.

Полагал, что невключение спорного периода работы в льготный стаж для назначении пенсии является незаконным, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работа в должности тренер-преподаватель в учреждениях дополнительного образования засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

По этим основаниям просил суд включить указанный период его работы в специальный педагогический стаж, а также назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения в ГУ УПФ РФ в Шаблыкинском районе Орловской области, то есть с <дата>.

При рассмотрении дела истец уточнил исковые требования и просил включить в специальный педагогический стаж службу в Вооруженных Силах СССР с <дата> по <дата>, назначив трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган. От требований в части включения в специальный педагогический стаж периоды его работы с <дата> по <дата> в должности тренера – преподавателя в МБОУ ДОД «Шаблыкинская детско – юношеская спортивная школа» по совместительству отказался.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Шаблыкинском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального права.

Указывает, что постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397, которым было предусмотрено включение службы в армии в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию, отменено с 01.10.1993 года. В настоящее время действующее законодательство не предусматривает включение периода службы в армии в стаж на соответствующих видах работ при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии.

Ссылается также на разъяснения Минтруда России от 17.10.2003 года № 4, согласно которым в страховой стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период выполнения данной работы, в случае, если до дня отмены соответствующего закона или нормативного акта гражданин полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или выслугу лет.

Полагает, что поскольку до отмены Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 истцом не выработан необходимый 25-ти летний специальный трудовой стаж, период службы в армии включению в данный стаж Козлова С.Л. не подлежит.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В силу статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 вышеназванного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно материалам дела <дата> Козлов С.Л. обратился в ГУ УПФ РФ в Шаблыкинском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии (л. д. 46).

В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ответчиком были включены периоды педагогической деятельности Козлова С.Л. в должности учителя физического воспитания Бессоновской средней школы с <дата> по <дата> и в должности директора Навлинской средней школы с <дата> по <дата>.

С учетом периодов, зачтенных ответчиком, специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, у истца составил 24 года 05 месяцев 04 дня (л. д. 7).

Судом также установлено, что с <дата> по <дата> Козлов С.Л. проходил военную службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР (л. д. 44-45).

В течение указанного периода порядок исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения устанавливался Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ № 953 от 22.09.1993 года).

Согласно пункту 1 названного Положения учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, на период прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы. Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Принимая во внимание, что на момент обращения Козлова С.Л. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении периода службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с 16.11.1980 года по 11.11.1982 года в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Довод жалобы о том, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку действующее законодательство не предусматривает включение периода службы в армии в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, являются несостоятельным по указанным выше основаниям, в связи с чем, не влечет отмену состоявшегося по делу решения.

Не имеет правового значения по делу, как основанная на неверном толковании норм материального права и содержащаяся в апелляционной жалобе ссылка на разъяснения Минтруда России от 17.10.2003 года № 4.

В силу ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Суд первой инстанции верно пришел к выводу и о том, что пенсия Козлову С.Л. подлежит назначению с даты обращения за назначением пенсии по старости, то есть с <дата>, поскольку на указанную дату такое право у истца, с учетом спорного периода, возникло.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции основано на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Урицкого районного суда Орловской области от 25 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Дело № 33-2135

Докладчик: Корнева М.А.

Судья: Забелин А.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 ноября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Склярука С.А.,

судей Корневой М.А., Георгиновой Н.А.,

при секретаре Аксютич А.А.,

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Козлова <...> к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шаблыкинском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

по апелляционной жалобе Государственного Учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шаблыкинском районе Орловской области на решение Урицкого районного суда Орловской области от 25 сентября 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования Козлова <...> к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить полностью.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области включить в специальный стаж педагогической деятельности, дающий Козлову <...> право на досрочное назначение пенсии по старости, период службы в Вооруженных Силах СССР с <дата> по <дата>.

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области назначить и выплачивать Козлову <...> досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за её назначением – с <дата>».

Заслушав доклад судьи областного суда Корневой М.А., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области ФИО6, поддержавшей доводы жалобы, возражения истца Козлова С.Л., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Козлов С.Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области (далее - ГУ УПФ РФ в Шаблыкинском районе Орловской области) о досрочном назначении пенсии.

В обоснование заявленных требований указывал, что <дата> обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях на протяжении более 25 лет.

Однако в назначении пенсии ему было отказано, поскольку ответчик не включил в специальный стаж периоды его работы с <дата> по <дата> в должности тренера – преподавателя в МБОУ ДОД «Шаблыкинская детско – юношеская спортивная школа» по совместительству.

Полагал, что невключение спорного периода работы в льготный стаж для назначении пенсии является незаконным, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работа в должности тренер-преподаватель в учреждениях дополнительного образования засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

По этим основаниям просил суд включить указанный период его работы в специальный педагогический стаж, а также назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения в ГУ УПФ РФ в Шаблыкинском районе Орловской области, то есть с <дата>.

При рассмотрении дела истец уточнил исковые требования и просил включить в специальный педагогический стаж службу в Вооруженных Силах СССР с <дата> по <дата>, назначив трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган. От требований в части включения в специальный педагогический стаж периоды его работы с <дата> по <дата> в должности тренера – преподавателя в МБОУ ДОД «Шаблыкинская детско – юношеская спортивная школа» по совместительству отказался.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Шаблыкинском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального права.

Указывает, что постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397, которым было предусмотрено включение службы в армии в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию, отменено с 01.10.1993 года. В настоящее время действующее законодательство не предусматривает включение периода службы в армии в стаж на соответствующих видах работ при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии.

Ссылается также на разъяснения Минтруда России от 17.10.2003 года № 4, согласно которым в страховой стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период выполнения данной работы, в случае, если до дня отмены соответствующего закона или нормативного акта гражданин полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или выслугу лет.

Полагает, что поскольку до отмены Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 истцом не выработан необходимый 25-ти летний специальный трудовой стаж, период службы в армии включению в данный стаж Козлова С.Л. не подлежит.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В силу статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 вышеназванного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно материалам дела <дата> Козлов С.Л. обратился в ГУ УПФ РФ в Шаблыкинском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии (л. д. 46).

В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ответчиком были включены периоды педагогической деятельности Козлова С.Л. в должности учителя физического воспитания Бессоновской средней школы с <дата> по <дата> и в должности директора Навлинской средней школы с <дата> по <дата>.

С учетом периодов, зачтенных ответчиком, специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, у истца составил 24 года 05 месяцев 04 дня (л. д. 7).

Судом также установлено, что с <дата> по <дата> Козлов С.Л. проходил военную службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР (л. д. 44-45).

В течение указанного периода порядок исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения устанавливался Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ № 953 от 22.09.1993 года).

Согласно пункту 1 названного Положения учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, на период прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы. Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Принимая во внимание, что на момент обращения Козлова С.Л. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении периода службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с 16.11.1980 года по 11.11.1982 года в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Довод жалобы о том, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку действующее законодательство не предусматривает включение периода службы в армии в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, являются несостоятельным по указанным выше основаниям, в связи с чем, не влечет отмену состоявшегося по делу решения.

Не имеет правового значения по делу, как основанная на неверном толковании норм материального права и содержащаяся в апелляционной жалобе ссылка на разъяснения Минтруда России от 17.10.2003 года № 4.

В силу ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Суд первой инстанции верно пришел к выводу и о том, что пенсия Козлову С.Л. подлежит назначению с даты обращения за назначением пенсии по старости, то есть с <дата>, поскольку на указанную дату такое право у истца, с учетом спорного периода, возникло.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции основано на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Урицкого районного суда Орловской области от 25 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-2135/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Козлов Сергей Леонидович
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Шаблыкинском районе Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Корнева Марина Александровна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
20.11.2012Судебное заседание
27.11.2012Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее