Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-615/2016 от 25.04.2016

Дело № 12-615/2016г.

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 14 июня 2016 года

Судья Центрального районного суда г. Волгограда Рудых Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя производственного управления ООО «Концессии водоснабжения» Лебедева Д. Н. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области Дружинина А. А. №... от 26.02.2016г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

с участием старшего помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Костенко Н.В., заявителя Лебедева Д.Н., представителя Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области Черткова Р.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области Дружинина А.А. №... от 26.02.2016г. должностное лицо - руководитель управления ООО «Концессии водоснабжения», Лебедева Д.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 руб..

Не согласившись с данным постановлением, Лебедев Д.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что административным органом не были приняты доводы о том, что им были предприняты все зависящие от него меры, как должностного лица, по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также получения в уполномоченных органах лимитов на размещение отходов. Общество, не обладая информацией и документами, подтверждающими отнесение семи видов отходов к конкретному классу опасности, не имела возможности разработать и утвердить проект НООЛР в соответствии с Методическими указаниями. Тем не менее, в настоящее время Обществом заключен договор на разработку проектов НОООЛР со специальной подрядной организацией ООО «ЮгЭкоПроект». Срок исполнения по договору составляет 60 дней. После разработки проектов НООЛР, и по мере получения от Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение семи видов отходов к конкретному классу опасности, проекты будут направлены на утверждение в Управление Росприроднадзора Волгоградской области.

В судебном заседании заявитель Лебедев Д.Н. на доводах жалобы настаивал, просил удовлетворить.

Представитель Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области Чертков Р.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против доводов жалобы, считает постановление законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

В судебном заседании старший помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Костенко Н.В. возражал против доводов жалобы, просил оставить постановление от 26.02.2016г. без изменения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, считает, что оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначения наказания по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1. - 25.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Из представленных документов усматривается, что в ходе проведения Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды, 16.02.2016г. в 10 час. 40 мин. при рассмотрении материалов проверки в помещении прокуратуры в деятельности ООО «Концессии водоснабжения» выявлены нарушения требований законодательства.

Проверкой выявлены следующие нарушения.

Основным видом деятельности ООО «Концессии водоснабжения», зарегистрированного по адресу: г. Волгоград, ..., помещение 2-21, 23-28 – является удовлетворение потребностей населения, предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории г. Волгограда в питьевой воде, сбор и обработка сточных вод.

ООО «Концессии водоснабжения» при осуществлении хозяйственной деятельности эксплуатирует помещения, расположенные по адресу: г. Волгоград, ..., помещение 2-21, 23-28, а также водопроводно-канализационное хозяйство на территории г. Волгограда, переданное на основании концессионного соглашения от 08.06.2015г. заключенное между ООО «Концессии водоснабжения», администрацией Волгограда и МУП «Городской водоканал г. Волгограда».

В результате осуществления хозяйственной деятельности и Общества образуются отходы производства и потребления, среди них: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные утратившие потребительские свойства – I класса опасности (код по ФККО – 4 71 101 01 52 1), отходы термометров ртутных I класса опасности (код по ФККО – 4 71 920 00 52 1), аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом II класса опасности (код по ФККО – 9 20 110 01 53 2), а также иные виды отходов III-V класса опасности.

Образующиеся у Общества отходы помещаются в контейнеры специализированной организации и вывозятся в соответствии с договором с ООО «РосПромЭко» от 01.01.2015г. № 1-ТБО/26-15, от 01.01.2015г. № 2-ТБО/25/15, от 01.01.2015г. № 3-ТБО/24-15.

Факт осуществления ООО «Концессии водоснабжения» деятельности в области обращения с отходами не установлено.

Факт образования указанных отходов подтверждается материалами дела.

На момент проверки ООО «Концессии водоснабжения» осуществляет свою деятельность без оформленных надлежащим образом нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.

Данные факты подтверждаются объяснениями ведущего инженера - эколога ООО «Концессии водоснабжения» Руденко А.А. от 16.02.2016г., руководителя производственного управления ООО «Концессии водоснабжения» Лебедева Д.Н. от 16.02.2016г. и материалами дела.

Причиной допущенного нарушения является ненадлежащее отношение к исполнению их обязанностей должностного лица - руководителя производственного управления ООО «Концессии водоснабжения», Лебедева Д. Н..

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области Дружинина А.А. №... от 26.02.2016г. должностное лицо – руководитель управления ООО «Концессии водоснабжения», Лебедев Д.Н. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначенное наказание - административный штраф в размере 2 000 рублей.

Согласно статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу ч. 2 этой же статьи Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В статье 1 Закона Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Статьей 4.1 Закона Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности.

Исходя из ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, (субъекты малого и среднего предпринимательства) в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке.

В соответствии с п. 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным приказом Минприроды РФ от 16.02.2010г. № 30 отчетность предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.

Вышеизложенные требования Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» по своей структуре являются нормами прямого действия, по тексту которых четко указаны лица (субъекты) на которых возлагается обязанность совершить определенные действия. Принятые во исполнение Федерального закона, подзаконные акты (приказ Минприроды РФ от 16.02.2010г. № 30) также содержат закрытый перечень специальных субъектов регулируемых правоотношений. Так в п. 2 названного Порядка указывается, что Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Согласно п. 1 Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной приказом МПР РФ от 02.12.2002г. № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007г. № 570 утвержден Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов.

Согласно Порядку он предназначен для юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы (пункт 1.3).

В соответствии с требованиями приказа Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011г. № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» отчет по форме № 2-ТП (отходы) составляется на основании данных учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I-IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.

Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды РФ от 01.09.2011г. № 721 устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Пунктом 5 Порядка учета в области обращения с отходами установлено, что учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Согласно п. 18 Порядка учета в области обращения с отходами в таблице «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)»: в столбце 3 указывается количество отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), переданных в течение учетного периода другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для обезвреживания; в столбце 4 указывается количество отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), переданных в течение учетного периода другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам для размещения в объектах хранения отходов.

В соответствии с п. 20 Порядка учета в области обращения с отходами индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о нарушении должностным лицом – руководителем управления ООО «Концессии водоснабжения» Лебедевым Д.Н. указанных норм и наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Факт правонарушения Лебедевым Д.Н. не оспаривается.

Административным органом не допущено существенных процессуальных нарушений.

Суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, принимая во внимание положения ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд считает возможным ограничиться предупреждением, поскольку назначение наказания в виде штрафа не соответствует характеру содеянного и целям административной ответственности.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

Из оспариваемого постановления следует, что административным органом не установлены отягчающие или смягчающие ответственность Лебедевым Д.Н. обстоятельства. Вместе с тем, назначение наказание за допущенное правонарушение в виде штрафа в размере 2 000 рублей не обосновано административным органом.

Между тем, санкция ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает не только наказание в виде штрафа, но и наказание в виде предупреждения (минимальное). Должностное лицо – руководитель управления ООО «Концессии водоснабжения» Лебедев Д.Н. привлечено к административной ответственности впервые, принимаются меры к устранению выявленных нарушений, что является смягчающими ответственность обстоятельствами.

Суд считает, что применение административного наказания именно в виде предупреждения не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Определение вида санкции в каждом случае привлечения к административной ответственности должно отвечать не только карательной цели наказания, но также быть направлено на предупреждение совершения правонарушения и воспитание добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей.

При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначенного наказания - административный штраф в размере 2 000 рублей подлежит изменению на предупреждение.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Изменить постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области Дружинина А. А. №... от 26.02.2016г., в соответствии с которым должностное лицо – руководитель управления ООО «Концессии водоснабжения» Лебедев Д. Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

... Г.М. Рудых

12-615/2016

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Лебедев Дмитрий Николаевич
Суд
Центральный районный суд г. Волгограда
Судья
Рудых Галина Михайловна
Статьи

КоАП: ст. 8.1

Дело на сайте суда
zent--vol.sudrf.ru
26.04.2016Материалы переданы в производство судье
27.04.2016Истребованы материалы
10.05.2016Поступили истребованные материалы
31.05.2016Судебное заседание
14.06.2016Судебное заседание
17.06.2016Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
17.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2016Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
22.07.2016Вступило в законную силу
16.02.2017Дело оформлено
01.03.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее