Дело № 2-1620/2014
РЕШЕНИЕ
(заочное)
Именем Российской Федерации
27.01.2014г. Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бондаренко Е.И.
при секретаре Башкатовой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Российской Федерации в лице Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к ЗАО «Интактика» об устранении нарушений лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к ЗАО «Интактика» об устранении нарушений лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений, мотивируя свои требования тем, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ЗАО «Интактика» были заключены договоры аренды лесных участок от ДД.ММ.ГГГГ № 505, от ДД.ММ.ГГГГ № 508, согласно которым Обществу переданы в аренду лесные участки, предназначенные для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство волоконно-оптической линии связи на участке Канск-Абан-Богучаны) и расположенные по адресу: <адрес>, Манзенское лесничество, Таежинское участковое лесничество, кварталы 54 (часть выд. 2), 82 (части выд. 19, 37), 83 (части выд. 9, 10, 31, 32, 36, 37), 1037 (часть выд. 25), 1035 (часть выд. 11, 12, 13), общей площадью 4, 4965 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0155-2011-12-3331-13; <адрес>, Манзенское лесничество, Таежинское участковое лесничество, кварталы 55 (части выд. 5, 7, 8), 93 (части выд. 35, 36), 1035 (части выд. 13), 1040 (часть выд. 3, 6, 50), общей площадью 2,8983 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-01534-2011-12-3331-13. Согласно подпункту «е» пункта 13 договоров аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 505, № ЗАО «Интактика» обязано соблюдать требования «Правил пожарной безопасности в лесах», «Правила санитарной безопасности в лесах РФ», в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение. В соответствии с проектами освоения лесов ЗАО «Интактика», имеющие положительные экспертные заключения, утвержденное приказами агентства лесной отрасли Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № 343, от ДД.ММ.ГГГГ № 337, разделами 5 запланированы мероприятия по противопожарному обустройству лесов, а также потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря на лесных участках. Согласно сведений КГКУ «Манзенское лесничество» прокуратурой <адрес> Красноярского края установлено не выполнение ЗАО «Интактика» запланированных мероприятий по противопожарному обустройству лесов. В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ № Обществом не исполнено: устройство минерализованных полос - 13,18 км; уход за минерализованными полосами - 13,18 км; устройство мест отдыха - 1 шт; изготовление и установка аншлагов - 1 шт; устройство пожарных водоемов - 1 шт. В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ № Обществом не исполнено: устройство минерализованных полос - 9,6 км; уход за минерализованными полосами - 9,6 км; устройство мест отдыха - 1 шт; изготовление и установка аншлагов - 1 шт; устройство пожарных водоемов - 1 шт. ЗАО «Интактика» предусмотренные Договором аренды мероприятия по противопожарному обустройству лесов не выполнены. ЗАО «Интактика» не выполнены противопожарные мероприятии, т.е нарушены правила пожарной безопасности в лесах, что в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц). Истец просит обязать ЗАО «Интактика» выполнить противопожарные мероприятия по договору аренды лесного участка № от 20.12.2011г. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу: устройство минерализованных полос - 13,18 км; уход за минерализованными полосами - 13,18 км; устройство мест отдыха - 1 шт; изготовление и установка аншлагов - 1 шт; устройство пожарных водоемов - 1 шт. Обязать ЗАО «Интактика» выполнить противопожарные мероприятия по договору аренды лесного участка № от 20.12.2011г. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу: устройство минерализованных полос - 9,6 км; уход за минерализованными полосами - 9,6 км; устройство мест отдыха - 1 шт; изготовление и установка аншлагов - 1 шт; устройство пожарных водоемов - 1 шт.
В судебном заседании представитель истца Переславцев А.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину не явки суду не сообщил.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика, в порядке заочного судопроизводства, против которого сторона истца не возражает.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно статьи 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В силу требований статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно статье 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных
для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для
самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и
защите лесов;
прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
проведение работ по гидромелиорации;
снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Указанные в части 2 указанной статьи меры противопожарного обустройства лесов
на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Частью 5 указанной статьи определено, что обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:
приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;
содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;
3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного
снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В соответствии со статьей 13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах», юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Нормативы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, установлены Приказом Минсельхоза Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов».
Суд установил, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ЗАО «Интактика» были заключены договоры аренды лесных участков от 20.12.2011г. № 505, от 20.12.2011г. № 508, согласно которым Обществу переданы в аренду лесные участки, предназначенные для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство волоконно-оптической линии связи на участке Канск-Абан-Богучаны) и расположенные по адресу: <адрес>, Манзенское лесничество, Таежинское участковое лесничество, кварталы 54 (часть выд. 2), 82 (части выд. 19, 37), 83 (части выд. 9, 10, 31, 32, 36, 37), 1037 (часть выд. 25), 1035 (часть выд. 11, 12, 13), общей площадью 4, 4965 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0155-2011-12-3331-13; <адрес>, Манзенское лесничество, Таежинское участковое лесничество, кварталы 55 (части выд. 5, 7, 8), 93 (части выд. 35, 36), 1035 (части выд. 13), 1040 (часть выд. 3, 6, 50), общей площадью 2,8983 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-01534-2011-12-3331-13.
Согласно подпункту «е» пункта 13 договоров аренды лесного участка от 20.12.2011г. № 505, № ЗАО «Интактика» обязано соблюдать требования «Правил пожарной безопасности в лесах», «Правила санитарной безопасности в лесах РФ», в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение.
В соответствии с проектами освоения лесов ЗАО «Интактика», имеющие положительные экспертные заключения, утвержденные приказами агентства лесной отрасли Красноярского края от 06.03.2012г. № 343, от 06.03.2012г. № 337, разделами 5 запланированы мероприятия по противопожарному обустройству лесов, а также потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря на лесных участках.
Согласно сведений КГКУ «Манзенское лесничество» прокуратурой Богучанского района Красноярского края установлено не выполнение ЗАО «Интактика» запланированных мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
В соответствии с договором от 20.12.2011г. № Обществом не исполнено:
устройство минерализованных полос - 13,18 км;
уход за минерализованными полосами - 13,18 км;
устройство мест отдыха - 1 шт;
изготовление и установка аншлагов - 1 шт;
устройство пожарных водоемов - 1 шт.
В соответствии с договором от 20.12.2011г. № Обществом не исполнено:
устройство минерализованных полос - 9,6 км;
уход за минерализованными полосами - 9,6 км;
устройство мест отдыха - 1 шт;
изготовление и установка аншлагов - 1 шт;
устройство пожарных водоемов - 1 шт.
ЗАО «Интактика» предусмотренные договорами аренды мероприятия по противопожарному обустройству лесов не выполнены, что стороной ответчика не оспаривается, доказательств выполнения указанных мероприятий – не представлено.
В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется, в том числе, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение и др.), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности (пункт 1 статьи 53 Лесного кодекса РФ).
Согласно пунктам 3,5 статьи 53.1. Лесного Кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Согласно подпункта «в» пункта 13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах», юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Отсутствие мероприятий по противопожарному обустройству лесов, затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.
В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
В соответствии со статьей 6 Федерального Закона «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти.
Часть 4 статьи 97 Лесного кодекса устанавливает правило, что порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства № от 03.08.2010г. государственный пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственный пожарный надзор в лесах могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно правилам пожарной безопасности в лесах № от 30.06.2007г. статья 4 п. б меры пожарной безопасности в лесах, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6, 7. Постановления Правительства № от 03.08.2010г. определено, должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, осуществляют государственный пожарный надзор в лесах в соответствии с установленными пунктом 4 настоящего Положения полномочиями.
Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, устанавливается указанными органами.
Должностные лица государственных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах в пределах полномочий этих органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют соответствующие полномочия по государственному пожарному надзору в лесах на основании актов указанных органов.
Законом Красноярского края от 18.06.2009г. № установлено, что к полномочиям уполномоченных органов исполнительной власти края в области лесных отношений относится, осуществление государственного пожарного надзора в лесах.
На основании части 1, пунктов «а», «г», «з» части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах местного организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органы исполнительной власти края осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых Правительством края.
Служба края осуществляет контроль и (или) надзор в определенной области (сфере) государственного управления на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края, а также правовых актов министерства края в случае нахождения в его ведении.
Пунктом 2.10.2 структуры органов исполнительной власти Красноярского края, утвержденной Указом Губернатора Красноярского края от 10.07.2008г. № 116-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», предусмотрено создание такого органа исполнительной власти Красноярского края как служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края.
Постановлением Правительства края от 01.08.2008г. № 19-п образована служба по
контролю в сфере природопользования Красноярского края, действующая на основании Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края.
Согласно пункту 3.6.1 Положения о службе, служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный пожарный надзор в лесах.
ЗАО «Интактика» не выполнены противопожарные мероприятии, т.е нарушены правила пожарной безопасности в лесах, что в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц).
Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались, доказательств об устранении нарушений пожарной безопасности суду ответчиком в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено.
10.01.2014г. в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края путем реорганизации в форме присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края, в связи с чем истца Службу по контролю в сфере природопользования Красноярского края следует заменить на правопреемника Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Поскольку на момент рассмотрения дела ответчиком не устранены нарушения пожарной безопасности, исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края подлежат удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ надлежит взыскать с ЗАО «Интактика» в доход федерального бюджета госпошлину в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края удовлетворить.
Обязать ЗАО «Интактика» выполнить противопожарные мероприятия по договору
аренды лесного участка № от 20.12.2011г. в месячный срок со дня вступления решения
суда в законную силу: устройство минерализованных полос - 13,18 км; уход за минерализованными полосами - 13,18 км; устройство мест отдыха - 1 шт; изготовление и установка аншлагов - 1 шт; устройство пожарных водоемов - 1 шт.
Обязать ЗАО «Интактика» выполнить противопожарные мероприятия по договору
аренды лесного участка № от 20.12.2011г. в месячный срок со дня вступления решения
суда в законную силу: устройство минерализованных полос - 9,6 км; уход за минерализованными полосами - 9,6 км; устройство мест отдыха - 1 шт; изготовление и установка аншлагов - 1 шт; устройство пожарных водоемов - 1 шт.
Взыскать с ЗАО «Интактика» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в срок один месяц с подачей жалобы через районный суд.
Ответчиком в срок 7 суток с момента получения копии решения может быть подано заявление о пересмотре данного решения судом его вынесшим.
Судья Е.И. Бондаренко.