Дело № 2-656/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ессентуки «25» апреля 2018 года
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Казанчева В.Т.,
при секретаре Попове К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению комитета по муниципальной собственности *** о признании права собственности за муниципальным образованием городским округом городом-курортом Ессентуки на бесхозяйное недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по муниципальной собственности *** обратился в суд с заявлением о признании права собственности за муниципальным образованием городским округом городом-курортом Ессентуки на бесхозяйное недвижимое имущество: сооружение канализации - внутриквартальные сети хозфекальной канализации, кадастровый ***, протяженностью 1 382 м., расположенное по адресу: СК, ***, К. ***.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
В соответствии с Уставом муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки, принятым Решением Думы городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 29 июня 2016 г. №48, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесено к вопросам местного значения т.3 ч. 1 ст.11 Устава), управление и распоряжение муниципальной собственностью, отнесено к компетенции Администрации *** (пн. 6 ч. 1 ст.51 Устава).
Согласно Положению о Комитете по муниципальной собственности города Ессентуки (утв. Решением Думы города Ессентуки № 35 от 26.04.2017 г,). Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки (далее - Комитет) является уполномоченным органом по осуществлению прав собственника муниципального имущества, являются юридическим лицом и осуществляет ведение претензионно-исковой работы г вопросам, касающимся компетенции Комитета.
Согласно п.2.2.26 Положения о комитете по муниципальной собственности города Ессентуки, одной из функцией Комитета является подача заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей. В установленном порядке обращение в суд, с требованиями о признании права муниципальной собственности на эти вещи.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь п.3 ст. 225 ГК РФ, комитет обратился в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
На основании заявления и в соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю было поставлено на учет следующее бесхозяйное недвижимое имущество:
- сооружение канализации, внутриквартальные сети хозфекальной канализации, кадастровый номер 26:30:000000:2707, протяженностью 1 382 м., расположенное по адресу: г. Ессентуки, ул. Элеваторная, К. Маркса, П. Шейна, Попова, Нагорная, 98, что подтверждается записью о принятии на учет № 26-26/035-26/035/202/201 5- 1605/1 У от 13.04.2015 г.
Согласно ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В настоящее время установленный законом срок со дня постановки на учет вышеуказанного бесхозяйного недвижимого имущества истек.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ положением о Комитете по муниципальной собственности города Ессентуки (утвержденным Решением Думы города Ессентуки № 35 от 26.04.2017 г.) функции по ведению учета муниципального имущества переданы Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки.
Согласно п.2.2.23, п.2.2.24 Положения о Комитете по муниципальной собственности города Ессентуки, Комитет ведет реестр муниципальной собственности, а также представляет интересы муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно сообщению Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 19.01.2018 №595/04, вышеуказанное недвижимое имущество в реестре государственного имущества Ставропольского не значится.
Согласно сообщению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21.12.2017 №9084/02, сведения об указанных объектах в реестре федерального имущества отсутствуют. Просят исковые требования удовлетворить.
Заинтересованное лицо, представитель ТУ Росимущества СК направил в суд отзыв на иск, согласно которому в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По существу спорного вопроса Минимущество края поясняет, что объект недвижимости - сооружение канализации - внутриквартальные сети хозфескальной канализации, с кадастровым номером ***, протяженностью 1 382 кв.м., расположенное по адресу: ***, К.Маркса, П.Шейна, Попова, Нагорная в реестре государственного имущества *** не значится, собственностью *** не является.
При этом, в реестре государственного имущества Ставропольского края значится объект недвижимости - сети канализации, расположенный по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки. Указанный объект недвижимости значится на балансе государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал».
Просят суд принять решение в соответствии с действующим законодательством. Просили привлечь к участию в деле в качестве заинтересованной стороны ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».
Судом определено отказать в удовлетворении ходатайства, поскольку согласно материалам дела правообладателем бесхозяйного недвижимого имущества значится МУ г. Ессентуки, объект значится как бесхозяйное имущество. Кроме того, в ходатайстве отсутствует адрес объекта, сети канализации, что позволяет суду усомниться в достоверности представленной информации.
Представитель заявителя, по доверенности Светашова М.В. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении поддержала, просила суд иск удовлетворить. При этом, пояснила, что указанные сети не находятся на балансе ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», что подтверждается выпиской из ЕГРН. Правообладателем значится МУ г. Ессентуки, объект значится как бесхозяйный объект недвижимого имущества, не имеющий собственника.
Кроме того, пояснила, что в самом ходатайстве заинтересованного лица отсутствует адрес объекта, который находится на балансе ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». Просила удовлетворить заявление.
Представитель заинтересованного лица - ТО Росимущества по СК направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель Министерства имущественных отношений СК, надлежаще уведомленный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, с учетом мнения участников судебного разбирательства, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав мнение заявителя, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, рассматриваются судом в порядке особого производства.
Норма абз. 2 п. 3 ст. 225 ГК РФ определяет специального субъекта, обладающего правом обращения в суд с требованием о признании недвижимых объектов бесхозяйными. Таким субъектом является орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, поскольку в результате признания недвижимости бесхозяйной может возникнуть лишь право муниципальной собственности. Иные лица названным правом не обладают и могут быть заинтересованы лишь в побуждении муниципалитета к совершению действий по обращению бесхозяйной недвижимой вещи в муниципальную собственность, они не являются надлежащими истцами по требованиям о признании недвижимых объектов бесхозяйными.
Согласно ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
В абз. 3 ст. 275.1 НК РФ раскрывается понятие объектов жилищно-коммунального хозяйства, к ним относятся: жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
Как установлено материалами дела, комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки (далее - КМС г. Ессентуки) наделен полномочиями по управлению и распоряжению муниципальной собственностью города Ессентуки.
Согласно п.2.2.26 Положения, одной из функций КМС г. Ессентуки является подача заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей. В установленном порядке обращение в суд, с требованиями о признании права муниципальной собственности на эти вещи.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь п.3 ст.225 ГК РФ, Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки обратился в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
На основании заявления и в соответствии с п.3 ст. 225 ГК РФ, Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю было поставлено на учет бесхозяйное недвижимое имущество: сооружение канализации - внутриквартальные сети хозфекальной канализации, кадастровый ***, протяженностью 1 382 м., расположенное по адресу: ***, К. Маркса, П. Шейна, Попова, Нагорная.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 225 ГК РФ, если в течение года с момента постановки имущества на учет как бесхозяйного, никто своих прав на него не заявил, то по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Лицо, являвшееся собственником вещей, признанных бесхозяйными, также обладают правом на обращение в суд с соответствующим требованием к организациям, которым перешло имущество.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ, и на основании положения о Комитете по муниципальной собственности города Ессентуки (утвержденным решением Совета города Ессентуки от 30 сентября 2014 года № 103 и Решением Думы г.Ессентуки от 26 апреля 2017 года № 35) функции по ведению учета муниципального имущества переданы Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки.
Согласно п.2.2.24, п.2.2.25 Положения о Комитете по муниципальной собственности города Ессентуки, Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки ведет реестр муниципальной собственности, а также представляет интересы муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Как следует из сообщения министерства имущественных отношений Ставропольского края от 19 января 2018 года № 595/04 вышеуказанное недвижимое имущество в реестре государственного имущества Ставропольского края не значится.
Согласно сообщению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21 декабря 2017 года № 9084/02, сведения об указанных объектах в реестре федерального имущества отсутствуют.
Заинтересованная сторона - ТУ Росимущества в СК в своих возражения указало, что сети канализации значатся на балансе ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», однако, адрес объекта, упомянутого в отзыве, не указали. Между тем, в деле представлена противоположная информация относительно постановки объекта на кадастровый учет.
Суд отмечает, что спорный объект является бесхозяйным, поскольку в соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в соответствующих Приложениях к данному Постановлению, передаются в государственную собственность краев, областей и республик в составе Российской Федерации, а до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.
Как указано в возражениях заинтересованного лица в соответствии с п. 1 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года № 278, Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с п. 4.9. раздела II Положения о ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в СК, утвержденного приказом Росимущества от 29 сентября 2009 года № 278 (Положение), Территориальное управление осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта.
Ведение реестра федерального имущества установлено Приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 года № 307 (ред. от 26 октября 2011 года) «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества», где указано, что ведение реестра федерального имущества (далее - реестр) осуществляется уполномоченными должностными лицами Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов (далее - должностные лица) путем:
- помещения в соответствующие подразделы реестра заверенных карт объектов учета и карт лиц, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них (далее - карты лиц), а также записей об изменениях сведений об объектах учета или о лицах, обладающих правами на объекты учета либо сведениями о них (далее - записи об изменениях сведений), и записей о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, сформированных по установленным формам
Объект, заявленный в требованиях, в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности, его включение в реестр муниципальной собственности соответствует Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»
Вышеназванное решение муниципального органа о включении спорных помещений в реестр муниципальной собственности в установленном законом порядке оспорено не было и недействительным не признавалось.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ Российская Федерация является субъектом права собственности наравне с гражданами, юридическими лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями.
Обстоятельств того, что признание права муниципальной собственности на указанное недвижимое имущество будет нарушать права иных лиц, не установлено.
Учитывая, что с момента постановки указанного имущества на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества прошло более года, принимая во внимание, что его собственник неизвестен и отсутствует спор о праве, суд считает возможным признать право муниципальной собственности на вышеуказанное бесхозяйное имущество.
Заявитель и заинтересованная сторона освобождены от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.36 НК РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, 293 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░░░ 1 382 ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***, ░. ░░░░░░, ░. ░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «28» ░░░░░░ 2018 ░░░░.