Дело №2-1234/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2016 года г. Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска в составе:
председательствующего (судьи) Олифер А.Г.
при секретаре Максимовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирова В.Т. к Администрации города Смоленска, ОАО «Жилищник» о возложении обязанности по проведению ремонта оконных блоков и балконной двери,
у с т а н о в и л:
Владимиров В.Т. обратился в суд с иском к Администрации <адрес> (далее также – Администрация) и ОАО «Жилищник» (далее также – Общество) о понуждении к проведению ремонта оконных блоков и балконной в принадлежащей истице на праве собственности <адрес> в <адрес>, указывая на неисполнение органом местного самоуправления, как бывшим наймодателем указанного жилого помещения, а также Обществом как управляющей организацией в отношении упомянутого домовладения своих обязанностей по проведению соответствующих ремонтных работ.
Истец Владимиров В.Т., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, его представитель О. в судебном заседании, уточнив исковые требования; просил возложить на Администрацию <адрес> обязанность по проведению в квартире истца замены оконного блока размером 1660х 2100hмм., в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также просил взыскать с ответчика 10 000 руб. в возмещение представительских расходов и уплаченную по делу государственную пошлину.
Представитель Администрации г.Смоленска К., возражая против удовлетворения иска, указала на то, что согласно нормативных актов к капитальному ремонту относятся работы по замене всех оконных или дверных заполнений в целом в здании или в его части, частичная замена именно работы по замене установленных в квартире истца оконных блоков и балконной двери относятся к текущему ремонту, соответственно заявленные к администрации требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.
ОАО «Жилищник» надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, представителя в суд не направил, возражений на иск не представил.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) сохраняется возникшая обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения.
С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.
Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
В судебном заседании установлено, что Владимиров В.Т. на условиях социального найма занимал жилое помещение №,36 <адрес> в <адрес> с 1970 года; решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на данное жилое помещение признано право общей долевой собственности в порядке приватизации, в том числе на 1/5 долю за Владимировым В.Т
Жилой <адрес> в <адрес> введен в эксплуатацию в 1915 году, восстановлен в 1950 годах, срок эксплуатации окон составляет 66 лет.
Управляющей организацией в отношении названного домовладения является ОАО «Жилищник».
В рамках рассмотрения гражданского дела назначена и проведена строительно-техническая экспертиза. Из заключения ООО «Эксперт-Оценка» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно проведенных исследований в <адрес> в <адрес> балкон отсутствует, имеется деревянное окно с раздельными переплетами. Оконный блок размером 1660х2100hмм имеет следующие повреждения: оконный переплет, коробки поражен гнилью и жучком, створки не открываются или выпадают; все сопряжения нарушены, щели между коробкой и створками до 10 мм.
Совокупность количества и интенсивности обнаруженных дефектов свидетельствуют о том что, согласно методике изложенной в ВСН 53-86, оконные блоки имеют физический износ 70%.
Исходя из предусмотренной ВСН 58-88(р) (утверждены приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988г. №312) продолжительности эксплуатации до капитального ремонта (замены) оконных деревянных заполнений (40 лет), необходимость в проведении ремонта (замене) оконного блока в <адрес> в <адрес> возникла в 2000г. из-за физического износа.
Таким образом, в <адрес> в <адрес> требуется проведение капитального ремонта по замене одного оконного блока с раздельными переплетами размером 1660х2100 hмм.
В силу подпункта «е» пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 года № 315 к текущему ремонту, выполняемому нанимателем за свой счет, относится, в частности, замена оконных и дверных приборов. При этом по смыслу ГОСТ 30674-99, ГОСТ 23166-99 оконные приборы представляют собой часть оконного блока, под ними понимаются задвижки, ручки, петли, стяжки и т.д.
В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», к текущему ремонту оконных и дверных заполнений отнесены смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений.
Оконный блок в целом представляет конструктивный элемент жилого дома и его замена относится к капитальному ремонту, что согласуется с положениями пункта 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, а также п.4 Приложения № 8 к названным Правилам.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.
Согласно Приложений №№ 5.1 и 5.2 ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные (окна ПВХ), улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Причинами вызвавшими необходимость проведения капитального ремонта (замены окон) являются: сверхнормативный срок эксплуатации оконных блоков. Состояние указанных оконных блоков в квартире позволяет сделать вывод, что необходимость их капитального ремонта возникла в виду их естественного износа.
Согласно п. 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. №170 комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену восстановление или замену их на более долговечные и экономичные (окна ПВХ с тройным остеклением, двухкамерные, двухстворчатые с поворотно-откидной и глухой створками, подоконной доской, отливом, откосами ПВХ, с учетом демонтажа-монтажа и вывоза мусора с объекта), улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, производятся при капитальном ремонте многоквартирных домов.
Согласно постановления Госстроя России от 27.09.2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» Приложение №8, п.4 Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда включает утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров).
Выводы, приведенные в заключении, экспертами ООО «Эксперт-Оценка» сделаны исходя из обследования объекта, а так же материалов представленных судом, содержащихся в материалах гражданского дела, размер и объем подлежащих выполнению работ, определен с учетом произведенных обмеров и осмотра.
Суд полагает, что заключение экспертизы содержит исчерпывающие сведения о характере и объеме строительных недостатков квартиры, оснований сомневаться в правильности выводов предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст. 307 УК РФ) эксперта не имеется, какой либо заинтересованности эксперта в исходе дела судом не установлено, а ответчиками таких обстоятельств не представлено.
Структура и содержание экспертного заключения содержит вводную, исследовательскую часть (обследование, оценка проведенного обследования и обоснованность выводов) и сами выводы, которые аргументированы. Эксперт свободен в выборе научных методов исследования.
Согласно имеющегося в материалах дела экспертного заключения ООО «Эксперт-Оценка» бесспорно установлено наличие повреждений оконных блоков, требующих капитального ремонта путем замены оконных блоков.
Учитывая, что, как установлено по результатам судебной экспертизы, необходимость замены вышеуказанных конструктивных элементов в квартире истицы наступила в 2000 году, то есть до приватизации истцом жилого помещения в 2012 году, полагая установленным факт неисполнения Администрацией как наймодателем в указанный период времени до приватизации <адрес> в <адрес> обязанностей по капитальному ремонту данного жилого помещения, суд возлагает на Администрацию обязанность по осуществлению работ в <адрес> в <адрес> по замене установленных окон в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия».
В удовлетворении исковых требований, предъявленных к ОАО «Жилищник», надлежит отказать, поскольку Общество, осуществляющее текущий ремонт в отношении упомянутого домовладения, является ненадлежащим ответчиком по делу.
С учетом сезонного характера проведения работ срок завершения таких работ суд считает необходимым установить до ДД.ММ.ГГГГ (ст.206 ГПК РФ)
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей; компенсация за фактическую потерю времени (ст.99 ГПК РФ), другие признанные судом необходимыми расходы.
По делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, расходы по проведению которой были возложены на истца, которые оплату экспертизы не произвела. С учетом положений ст. 98, 94 ГПК РФ расходы по проведению экспертизы в сумме <данные изъяты> руб. 00 коп. подлежат взысканию с Администрации города Смоленска в пользу экспертного учреждения ООО «Эксперт-Оценка» <данные изъяты> руб. 00 коп.
С учетом сложности дела, времени рассмотрения, с учетом разумности представительские расходы судом применительно к правилам ст. 100 ГПК РФ определяются в размере <данные изъяты> руб. 00 коп.
В свою очередь, оснований для взыскания в пользу истца уплаченной при подаче иска государственной пошлины суд не находит, поскольку согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственные органы, выступающие по таким делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Владимирова В.Т. к Администрации города Смоленска удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Смоленска в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» замену, установленного в <адрес> в <адрес> окна размером 1660х2100h мм.
При неисполнении ответчиком настоящего решения в течение установленного срока, истец вправе совершить указанные действия самостоятельно за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Взыскать с Администрации города Смоленска в пользу ООО «Эксперт-Оценка» <данные изъяты> руб.00 коп. в счет оплаты экспертных услуг.
Взыскать с Администрации города Смоленска в пользу Владимирова В.Т. <данные изъяты> руб. 00 коп. в счет оплаты услуг представителя.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.
Председательствующий А.Г. Олифер
Решение в окончательной форме изготовлено 27.06.2016 года.