Дело №2-250/2021
10RS0013-01-2021-000310-56 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 апреля 2021 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре А.Б.Галашовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ярковой Т.А. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Яркова Т.А. (далее также по тексту истец) обратилась в Прионежский районный суд Республики Карелия с названными выше исковыми требованиями к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее также ответчик) по тем основаниям, что она является нанимателем муниципальной квартиры, расположенной по адресу: .... Совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы дочь Яркова И.А. и сын Ярков А.А. В установленном порядке вышеуказанная квартира признана непригодной для проживания. Распоряжением Главы Администрации Ладва-Веткинского сельского поселения Прионежского муниципального района от 10.10.2014 №6р истец поставлена в очередь на улучшение жилищных условий. Ссылаясь на непредставление жилья, истец с учетом уточненных в порядке положений статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ просила возложить на Администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность предоставить ей и совместно зарегистрированным с ней Ярковой И.А., Яркову А.А. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в черте поселка Ладва-Ветка, общей площадью не менее 39,3 кв.м.
В порядке подготовки дела к судебному заседанию определением суда от 04.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены администрация Ладва-Веткинского сельского поселения, Правительство Республики Карелия, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, не оспаривала, что жилое помещение, расположенное по адресу: Прионежский муниципальный район, пос. Ладва-Ветка, ул. Горная д. 12, кв.3, находится в муниципальной собственности, пояснила, что истец состоит в общем списке граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий под номером №449, а во внеочередном списке - под номером №79. Полагала, что права истца Администрацией района не нарушены, поскольку истец состоит в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Третьи лица Яркова И.А., Ярков А.А. в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом.
Представители третьих лиц Правительства Республики Карелия, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Администрации Ладва-Веткинского сельского поселения в судебное заседание не явились, представили письменные отзывы на исковое заявление.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Положения ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Так, в силу ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Положения п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
По делу установлено, что Яркова Т.А., а также ее дети Яркова И.А. и Ярков А.А. с 20.07.2000 постоянно зарегистрированы по адресу: ...
Документы, подтверждающие заключение договора социального найма в отношении спорного жилого помещения, в материалы дела не представлены.
Согласно статье 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В соответствии с положениями части 1 статьи 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (часть 1 статьи 63 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 82 Жилищного кодекса РФ дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Аналогичное правило содержалось в статье 88 Жилищного кодекса РСФСР.
Поскольку из материалов дела следует, что истец с членами своей семьи постоянно зарегистрированы в жилом помещении по вышеуказанному адресу с 2000 года, принимая во внимание, что уполномоченные органы местного самоуправления, осуществлявшие функции публичного собственника жилого помещения, не оспаривали прав семьи Ярковых на спорное жилое помещение, фактически на протяжении длительного времени признавали их право на пользование квартирой, то договор социального найма с семьей Ярковых заключен фактически. Сам факт отсутствия договора социального найма в виде документа в письменной форме в рассматриваемом случае не свидетельствует об отсутствии соответствующего правоотношения.
На основании заключения Межведомственной комиссии, назначенной Администрацией Ладва-Веткинского сельского поселения, от 10.10.2014 №11 жилое помещение, расположенное по адресу: ... признано непригодным для проживания на основании пунктов 33, 34 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47.
На основании вышеуказанного заключения постановлением администрации Ладва-Веткинского сельского поселения от 10.11.2014 №27 жилое помещение, расположенное по адресу: ..., признано непригодным для проживания.
При этом по сведениям Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетике многоквартирный жилой дом № по ... в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу не признавался.
В силу пункта 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение), основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п. п. 38, 47 Положения, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит. Указанная позиция также согласуется и с правоприменительной практикой вышестоящих судебных инстанций (Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2014 N 56-КГ14-2, Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2020 N 88-6148/2020).
Учитывая, что непригодность жилого помещения для его проживания установлена впервые в 2014 году, сам факт признания его непригодным для проживания, принимая во внимание, что ответчиком, являющимся собственником жилого помещения, в условиях состязательности процесса не представлены доказательства, подтверждающие возможность ремонта или реконструкции квартиры, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение представляет опасность для жизни и здоровья граждан.
В связи с признанием спорного жилого помещения непригодным для проживания распоряжением администрации Ладва-Веткинского сельского поселения от 10.10.2014 №7р Яркова Т.А. поставлена в очередь на улучшение жилищных условий.
Сведений о наличии у истца Ярковой Т.А. и третьих лиц Ярковой И.А., Яркова А.А. жилых помещений в собственности в ЕГРН не имеется.
Пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющая перечень вопросов местного значения городского, сельского поселения, дополнена ч.ч. 3 и 4 в силу которых полномочие, предусмотренное п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями) исключено из ведения сельского поселения и передано органу местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от 29.12.2015 №440-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Ладва-Веткинского и Ладвинского сельских поселений» квартира №, расположенная по ..., передана в муниципальную собственность Прионежского муниципального района.
Из письменного ответа Администрации Прионежского муниципального района на запрос суда (л.д. 25) следует, что семья Ярковой Т.А. признана в установленном порядке малоимущей и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях с 10.10.2014. По состоянию на 15.03.2021 номер в общем списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещений по Прионежскому району - 451. Также семья Ярковых Т.А. включена в список на внеочередное предоставление жилого помещения, номер в этом списке - 79. Несмотря на то, что в судебном заседании представитель ответчика пояснила, что в Администрации не имеется документов о признании Ярковой Т.А малоимущей, а также о ее перерегистрации в указанном статусе, истица и члены ее семьи из очереди нуждающихся в жилом помещении, в т.ч. во внеочередном порядке ответчиком не исключались.
Законом Республики Карелия от 06.02.2006 N 958-ЗРК "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия" установлен порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), а также регулирует некоторые вопросы, связанные с предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия.
Согласно статье 2 Закона Республики Карелия от 06.02.2006 N 958-ЗРК граждане признаются малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в порядке, установленном законом Республики Карелия, органом, осуществляющим принятие на учет, при решении вопроса о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из положений статьи 6 Закона Республики Карелия от 06.02.2006 N 958-ЗРК следует, что один раз в три года, с 1 января по 31 декабря, орган, осуществляющий принятие на учет, проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом орган, осуществляющий принятие на учет, информирует население о проведении перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, через средства массовой информации. Гражданин, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязан в течение срока перерегистрации представить в орган, осуществляющий принятие на учет, сведения, подтверждающие его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае, если у гражданина за истекший период не произошло изменений в ранее предоставленных сведениях, он оформляет расписку, которой подтверждает неизменность ранее предоставленных им сведений. В случае, если у гражданина произошли изменения в ранее предоставленных сведениях, он обязан предоставить документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган, осуществляющий принятие на учет, рассматривает вопрос о сохранении за гражданином права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с учетом предоставленных документов. Изменения, выявленные в ходе перерегистрации, вносятся в учетное дело гражданина по решению органа, осуществляющего принятие на учет.
Вместе с тем в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что администрация Прионежского муниципального района через средства массовой информации информировала население о проведении перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также доказательства, подтверждающие, что в течение срока перерегистрации Яркова Т.А. не представила документы для подтверждения права состоять на учете. Кроме того, в материалы дела ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие утрату Ярковой Т.А. статуса малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, исключение из списка нуждающихся в жилых помещения, а также из списка не внеочередное предоставление жилого помещения.
Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, сформулированной в постановлениях от 05 января 2000 года по делу «Бейелер против Италии» и от 06 декабря 2011 года по делу «Гладышева против России», от 24 мая 2007 года по делу «Радчиков против Российской Федерации», если речь идет об общем интересе, публичным властям надлежит действовать своевременно, надлежащим образом и максимально последовательно; ошибки или просчеты государственных органов должны служить выгоде заинтересованных лиц, особенно при отсутствии иных конфликтующих интересов; риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство, и ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица.
Принимая во внимание изложенное и учитывая то обстоятельство, что действия органа местного самоуправления, как органа, наделенного публичными полномочиями, по решению вопросов местного значения (в том числе по обеспечению жилыми помещениями граждан, в них нуждающихся) должны быть последовательными, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, указано, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Из технического паспорта на жилой дом №, расположенный по адресу: ..., выписки из реестра имущества, представленной стороной ответчика в материалы дела, следует, что площадь квартиры по адресу: ..., составляет 39,3 кв.м.
При этом в разд. III "Обеспечение жилищных прав нанимателя по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания" Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года разъяснено, что предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение. При этом понятие "населенный пункт" применительно к статье 86 и части 1 статьи 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям "муниципальное образование", "городской округ" или "муниципальный район".
При изложенных фактических обстоятельствах, а также, исходя из приведенного правового регулирования, суд считает необходимым возложить на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность предоставить Ярковой Т.А., а также совместно зарегистрированным с ней в жилом помещении Ярковой И.А., Яркову А.А. вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, расположенное в п.Ладва-Ветка Прионежского района Республики Карелия, благоустроенное по степени благоустройства применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 39,3 кв.м.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковое заявление Ярковой Т.А. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности предоставить жилое помещении удовлетворить.
Обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия предоставить Ярковой Т.А., а также совместно зарегистрированным с ней Ярковой И.А., Яркову А.А. вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, расположенное в ..., благоустроенное по степени благоустройства применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 39,3 кв.м.
Взыскать с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу Ярковой Т.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение изготовлено 11.05.2021.
...
... |
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...