РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
13 октября 2023 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Лозюк Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2814/23 по иску Гончаровой Татьяны Владимировны и Фоминой Зои Петровны к НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» о возмещении вреда,
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» (ОГРН 1136300002365) в пользу Гончаровой Татьяны Владимировны (паспорт серии № №) в возмещение вреда, причинённого имуществу, 83 300 рублей, расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 19 000 рублей и расходы на оплату услуг почтовой связи в размере 790 рублей.
Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» (ОГРН 1136300002365) в пользу Фоминой Зои Петровны (СНИЛС <данные изъяты>) в возмещение вреда, причинённого имуществу, 83 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» в бюджет городского округа Самара государственную пошлину в размере 4 532 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2023 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Лозюк Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2814/23 по иску Гончаровой Татьяны Владимировны и Фоминой Зои Петровны к НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» о возмещении вреда,
установил:
Гончарова Т.В. обратилась в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области с иском к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» о возмещении вреда. В обоснование иска указывает, что она является собственницей квартиры по адресу: <адрес>. 1.07.2022 г. в ходе выполнения работ по капитальному ремонту кровли крыши дома произошло залитие квартиры. Согласно акту от 1.07.2022 г. ООО «ГАРАНТ» затопление произошло во время проведения ремонтных работ. Подрядчик ООО «СМР» согласился возместить вред в размере 50 000 рублей и до 31.08.2022 г. произвести ремонт в квартире. Подрядчик выплатил 50 000, однако ремонт не произвёл. 18.07.2022 г. произошло повторное затопление квартиры во время проведения капитального ремонта кровли. Согласно заключению не указанного заявительницей лица №1001/2022 стоимость восстановительного ремонта квартиры составляет 234 512 рублей, стоимость восстановительного ремонта внутриквартирного имущества составляет 68 500 рублей. Просит взыскать 253 012 рублей в возмещение вреда, причинённого имуществу, расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 19 000 рублей, расходы на оплату услуг почтовой связи в размере 264 рублей и компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
Определением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 9.03.2023 г. гражданское дело по иску Гончаровой Татьяны Владимировны к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» о возмещении вреда передано на рассмотрение Ленинского районного суда г. Самары.
В ходе разбирательства дела истица увеличила размер исковых требований, просила взыскать 253 012 рублей в возмещение вреда, причинённого имуществу, расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 19 000 рублей, расходы на оплату услуг почтовой связи в размере 790 рублей и компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
В ходе разбирательства дела в него в качестве соистицы вступила Фомина З.П., истицы просят взыскать сумму возмещения вреда в пользу их обеих в равных долях.
В судебное заседании истицы не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» по доверенности от 14.04.2023 г. №51 Морозова Т.А. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Единоличный исполнительный орган третьего лица ООО «СМР» Гринев А.Е. в судебном заседании полагал разрешение дела на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, истицам на праве общей долевой собственности с равными размерами долей (по ?) принадлежит квартира по адресу: <адрес>, кадастровый № (т.1, л.д. 107-109).
Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, осуществляет ООО «Гарант» на основании соответствующего договора.
Согласно актам от 1.07.2022 г. и от 19.07.2022 г. (т.1, л.д. 8, 9), составленным ООО «Гарант» и ООО «СМР» 1.07.2022 г. и 18.07.2022 г. произошло затопление с крыши, вследствие чего в коридоре квартиры истиц вздулись обои, появились разводы на потолке и стенах, деформировались двери, в ванной остались пятна на потолке, в комнате вздулись обои, появились пятна на потолке и стенах. Указано, что во время протечек проводился капитальный ремонт кровли.
Квартира истиц расположена на последнем, 9 этаже многоквартирного дома, следовательно, протечка воды в квартиру могла произойти только через кровлю дома.
Согласно пп.3 п.1 ст.36 ЖК РФ, пп.«б» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются крыши.
Следовательно, кровля дома входит в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном ч.14 ст.161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
За вред, причинённый ненадлежащим содержанием общего имущества многоквартирного дома, отвечает организация, осуществляющая управление многоквартирным домом.
Однако, как установлено в ходе разбирательства дела, 14.04.2022 г. между Некоммерческой организацией «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» и ООО «СМР» был заключён договор подряда №ЭА5393-21 (т.1, л.д. 196-207), предметом которого являлось выполнение работ по капитальному ремонту, в том числе, крыши <адрес>.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 6.06.2013 г. №247 Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Следовательно, ответчик имеет предусмотренный главой 17 ЖК РФ правовой статус регионального оператора – особого субъекта правоотношений, связанных с капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с п.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счёте, счетах регионального оператора;
2) открытие на своё имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счёта. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на своё имя такого счёта;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирного дома, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора;
В соответствии с п.1 ст.181 ЖК РФ региональный оператор аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками многоквартирных домов, в случае принятия ими решения о формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора, а также в случае, если собственники не приняли решения о способе формирования фонда капитального ремонта.
Согласно ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, в объёме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счёт средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора, за счёт субсидий, полученных из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета, за счёт иных не запрещённых законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1) в сроки, предусмотренные п.3 ст.189 ЖК РФ, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объёме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за её качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее 5 лет с момента подписания соответствующего акта приёмки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счёт и своими силами;
4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
5) осуществлять приёмку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
6) в случаях, предусмотренных ЖК РФ, перечислять денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счёт или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта;
7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;
8) вести учёт средств, поступивших на счёт регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных ЖК РФ, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ;
9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платёжные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос;
10) разместить на своём официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований ЖК РФ, нормативных правовых актов субъекта РФ, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее 5 лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
В силу п.6 ст.182 ЖК РФ региональный оператор несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, а также за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлечёнными региональным оператором.
При этом убытки, причинённые собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесённых взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством (п.5 ст.178 ЖК РФ).
Работы по капитальному ремонту крыши <адрес> были приняты по акту 22.08.2022 г. (т.1, л.д. 208-209). Следовательно, на момент протечек в квартире истиц ремонт не был завершён, крыша находилась под контролем подрядчика, за действия которого несёт ответственность заказчик.
При таких обстоятельствах ответственным за причинение вреда имуществу истицы вследствие протекания воды с крыши следует признать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»».
Для определения размера причинённого вреда истица Гончарова Т.В. обратилась в ООО «СРО эксперт». Согласно заключению от 17.10.2022 г. №1001/2022 (т.1, л.д. 10-106) стоимость восстановительного ремонта квартиры без учёта износа составила 234 512 рублей, стоимость ремонта повреждённого внутриквартирного имущества – 68 500 рублей.
По ходатайству ООО «СМР» для определения стоимости восстановительного ремонта квартиры истиц была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «Звента».
Судом получено заключение экспертизы от 23.08.2023 г. №23/282 (т.2, л.д. 43-104), согласно стоимости восстановительного ремонта квартиры истиц составляет 102 600 рублей, стоимость ремонта повреждённого внутриквартирного имущества – 64 000 рублей без учёта износа.
Суд, исследовав и оценив представленное экспертное заключение, полагает его выводы достоверными, поскольку исследовательская часть заключения содержит подробное описание экспертной работы и мотивировку выводов эксперта, квалификация эксперта подтверждена документально, суждения эксперта логичны и непротиворечивы, сведений о его заинтересованности в исходе дела не имеется. Сторонами выводы судебного эксперта не оспаривались.
Таким образом, следует признать за истицами право на возмещение вреда в размере, определённом заключением судебной экспертизы. По смыслу п.13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», размер восстановительных расходов надлежит определять без учёта износа.
Истицы как участники общей долевой собственности на квартиру являются долевыми кредиторами по деликтному обязательству.
В силу ст.15 ГК РФ возмещению подлежат также понесенные истицей необходимые расходы, связанные с реализацией своего права. К ним относятся расходы на оплату экспертно-оценочных услуг ООО «СРО эксперт» по договору возмездного оказания услуг от 20.12.2022 г. №132/22 (т.1, л.д. 113-114) в размере 19 000 рублей, подтверждённые квитанцией к приходному кассовому ордеру от 17.10.2023 г. №1001-02 (т.1, л.д. 107). Эти расходы понесены истицей Гончаровой Т.В. и ей должны быть возмещены.
Расходы истицы Гончаровой Т.В. на оплату услуг почтовой связи в размере 954 рублей 64 копеек, подтверждённые кассовыми чеками АО «Почта России» от 11.11.2022 г. (т.1, л.д. 108), от 12.01.2023 г. (т.1, л.д. 118, 119), от 6.06.2023 г. (т.2, л.д. 114, 115) и от 20.07.2023 г. (т.2, л.д. 116), связанные с направлением процессуальных документов в суд, ответчику и третьим лицам, суд находит подлежащими возмещению. Истицы просят возместить указанные расходы в части, в размере 790 рублей, что является их правом. Суд, в силу п.3 ст.196 ГПК РФ, принимает решение по заявленным требованиям.
Требования истиц о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку в силу ст.151, 1099 ГК РФ, компенсации подлежит моральный вред, причинённый действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага. Моральный вред, причинённый действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда в деликтных обязательствах, связанных с причинением вреда имуществу, законом не предусмотрена. На отношения между истицами и Некоммерческой организацией «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» действие законодательства о защите прав потребителей не распространяется.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» (ОГРН 1136300002365) в пользу Гончаровой Татьяны Владимировны (паспорт серии №) в возмещение вреда, причинённого имуществу, 83 300 рублей, расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 19 000 рублей и расходы на оплату услуг почтовой связи в размере 790 рублей.
Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» (ОГРН 1136300002365) в пользу Фоминой Зои Петровны (СНИЛС № в возмещение вреда, причинённого имуществу, 83 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» в бюджет городского округа Самара государственную пошлину в размере 4 532 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.10.2023 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь