Дело № 2 - 1366/2018
РЕ Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2018 года г.Ижевск УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шахтина М.В.
при секретаре Сбоевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Нечкинский» к С.Я.А. о возмещении вреда, причиненного природным комплексам и объектам национального парка «Нечкинский»,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Нечкинский» (далее – ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский») обратилось в суд с иском к С.Я.А. о возмещении ущерба, причиненного природным комплексам и объектам национального парка «Нечкинский» в размере 82 800 руб., мотивируя свои требования тем, что должностным лицом ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» при проведении мероприятий по контролю за соблюдением гражданами и хозяйствующими субъектами требований установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории национального парка «Нечкинский» выявлен факт причинения вреда природным комплексам и объектам национального парка «Нечкинский» вследствие складирования строительного мусора и грунта (глины) на почвенный покров лесного участка на площади 103,5 м2 в квартале 81 выделе 55 участкового Нечкинского лесничества функциональной зоны обслуживания посетителей. Материалам дела об административном правонарушении <номер> от 31.01.2017г. по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ответчика было установлено, что в результате деятельности по складированию строительного мусора и грунта (глины), являющихся одновременно отходом, образовавшимся при проведении землеройных строительных работ при производстве реконструкции на земельном участке <адрес> собственником которого является ответчик, на почвенный покров лесного участка на площади 103,5 м2, квартале 81 выделе 55 участкового Нечкинского лесничества, произошло негативное воздействие на почвенный покров – порча почв, что выражается в запечатывании поверхности почвы, переуплотнении и значительном снижении уровня плодородия почвы на площади 103,5 кв.м., произошло негативное антропогенное воздействие на растительный покров, выраженное в уничтожении исходной растительности на площади 103,5 кв.м. Ответчиком ущерб в добровольном порядке до настоящего времени не возмещен. Просит возместить указанную сумму ущерба в пользу истца.
В судебном заседании представитель истца С.С.В., действующий на основании доверенности исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик С.Я.А., в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила. Дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
Согласно представленных сведений Отдела справочно-адресной работы УФМС России по УР С.Я.А., <дата> г.р., сменила фамилию <дата>. на «Коробову».
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворения, по следующим основаниям.
Из протокола об административном правонарушении <номер> от 12.12.2016г., постановления о назначении административного наказания <номер> от 31.01.2017г. следует, что согласно акта осмотра 18.07.2016г. установлено, что на территории национального парка «Нечкинский» в квартале 81 выделе 55 участкового Нечкинского лесничества, функциональной зоны обслуживания посетителей, <адрес> Удмуртской Республики на расстоянии 6,2 метра юго-восточнее от забора ТСН «Якорь» обнаружена площадка размерами 9Х11,5 м площадью 103,5 м2, на которой произведено складирование мусора и грунта (глины). Установлено, что С.Я.А., являясь собственником земельного участка <адрес>», проводила строительные работы по реконструкции своего участка. Образовавшийся в результате выполнения этих работ строительный мусор тяжелой техникой вывозился и складировался на территории национального парка «Нечкинский».
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями председателя ТСН «Якорь» М.А.В., объяснениями членов ТСН «Якорь» С.А.М., О.Е.П., Е.В.М., сведениями с камер наблюдения, установленных на территории «Якорь», фотоматериалами.
Постановлением о назначении административного наказания <номер> от 31.01.2017г. С.Я.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ – нарушение правила охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок. В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Как следует из искового заявления истец просит взыскать в свою пользу с ответчика ущерб, причиненный последним природным объектам. Таким образом, истец полагает, что в результате причинения ущерба природным объектам ответчик нарушил его право, и обратился в суд за защитой данного права путем взыскания причиненного ущерба.
В соответствии со ст. 100 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006г. №200 – ФЗ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
В материалах дела не содержится сведений о возмещении указанного ущерба.
В соответствии с п. 1, п. 6 ст. 103 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006г. №200 – ФЗ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.2, п.3 Минприроды России от 16.07.2007 года № 181 «Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Национальный парк «Нечкинский» утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.10.1997 № 1323 «О создании в Удмуртской Республике национального парка «Нечкинский» Федеральной службы лесного хозяйства России» на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.06.1997 № 713 «Об организации национального парка «Нечкинский».
Земельный участок в квартале 81 выделе 55 участкового Нечкинского лесничества входит в состав Национального парка «Нечкинский».
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02 июня 2010 года земельный участок с кадастровым номером 18:08:0:1610, категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенным использованием: функционирование национального парка «Нечкинский», площадью 20590000 кв.м. передан в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному учреждению «Национальный Парк «Нечкинский».
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.03.2016г. земельный участок с кадастровым номером 18:08:000000:1610, категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенным использованием: функционирование национального парка «Нечкинский», площадью 20590000 кв.м., является собственностью Российской Федерации.
В соответствии с п. «е» ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе деятельность влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено право должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников и национальных парков вследствие нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков.
Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях» вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно п. 2 ст. 1064 ГК РФ, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Каких-либо доказательств того, что вред причинен природным комплексам и объектам национального парка «Нечкинский» в результате действий третьих лиц, суду не представлено.
Поскольку ответчик, являясь собственником земельного участка <адрес> производил реконструкцию на своем земельном участке в силу приведенных выше положений закона лежит запрет любой деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира.
Именно ответчик в силу ст. 1064 ГК РФ несет деликтную ответственность перед третьими лицами за вред, причиненный природным комплексам и объектам национального парка.
Учитывая, что ответчик не представил каких-либо достоверных доказательств в обоснование своих доводов о невиновности, суд приходит к выводу о наличии вины ответчика в причинении ущерба истцу, поскольку при проведении землеройных и строительных работ при производстве реконструкции на земельном участке, находящемся в его собственности, он не проявил необходимой заботливости и осмотрительности, не осуществлял надлежащий контроль, не предпринял мер к охране почвенного покрова лесного участка, что привело к порче почв, что выражается в запечатывании поверхности почвы, переуплотнении и значительном снижении уровня плодородия почвы на площади 103, 5 кв. метра, произошло негативное антропогенное воздействие на растительный покров, выраженный в уничтожении исходной растительности на площади 103, 5 кв. метров, в связи с чем, истцу и был причинен материальный ущерб
Данные обстоятельства, безусловно, свидетельствуют о субъективной непредотвратимости, а именно в связи с отсутствием должных действий и учета возникновения возможных неблагоприятных обстоятельств со стороны ответчика.
Размер ущерба истцом обоснован со ссылкой на приказ Минприроды от 8 июля 2010 года №238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», которым утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, которая предназначена для исчисления стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с п.10 Методики, исчисление в стоимостной форме размера вреда при порче почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами осуществляется по формуле: УЩ порч =S х Кr х Кисх х Тх = 103,5 х 1 х 2 х 400 = 82800 руб.
Где применительно к нарушению законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории национального парка «Нечкинский» в квартале 81 выделе 55 участкового Нечкинского лесничества размер вреда рассчитан на основании следующих показателей: S = 103, кв.м. – площадь лесного участка национального парка «Нечинский» находящегося в федеральной собственности, на котором обнаружена порча почвы; Кr =1 – показатель в зависимости от глубины химического загрязнения или порчи почв. В соответствии с пунктом 7 Методики, при глубине химического загрязнения или порчи почв до 20 см (Кr) принимается равным 1; Кисх = 2 – показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения (Кисх) определяется исходя из категории земель и целевого назначения. В соответствии с п.8 Методики, для земель особо охраняемых территорий (Кисх) равен 2; Тх = 400 руб. кв.м. – такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при порче почв.
В порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиком размер ущерба не опровергнут, им не представлено доказательств неверного определения или завышения размера причиненного пожаром ущерба или альтернативного расчета размера ущерба.
Вместе с тем, проверив представленные расчеты стороной истца, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании факт нарушения установленного режима национального парка «Нечкинский», выразившегося в осуществлении деятельности по складированию строительного мусора и грунта являющихся отходом, образовавшимся при проведении землеройных и строительных работ при производстве реконструкции на земельном участке <номер> ТСН «Якорь» ответчиком С.Я.А. на почвенный покров лесного участка нашел свое подтверждение.
Истцом при исчислении размера причиненного вреда в обоснование применена Методика исчисления размера вреда, причиненного к почвам как объекту охраны окружающей среды согласно приказу Минприроды России от 08 июля 2010 года №238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».
Поскольку складирование отходов производилось на почвенный покров лесного участка, то для исчисления размера причиненного вреда при порче почв в лесах истцу было необходимо производить расчет согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».
В соответствии с п.5 Приложения №4 «Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007г. № 273, размер ущерба за самовольное снятие, уничтожение или порчу почв составляет 4 – кратную наибольшую ставку платы за единицу объема древесины, преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации (за каждый квадратный метр снятия, уничтожения или испорченной почвы). Кроме того, согласно п.9 Приложения №3 Постановления Правительства РФ от 08.05.2007г. №273 «Методика исчисления вреда, причиненного лесам…», размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в 5 раз, если нарушение лесного законодательства совершено на особо охраняемых природных территориях. Сумма ущерба, причиненного лесам нарушением лесного законодательства вследствие самовольного снятия, уничтожения или порчи почв фактически составляет 388957 руб. согласно следующего расчета: 103,5 кв.м х 4 х 131,4 руб. х 5 х 1,43, где 103,5 – площадь лесного участка; 4 – коэффициент кратности; 131,4 руб. – наибольшая ставка платы за единицу объема древесины; 5- коэффициент кратности; 1,43 – корректирующий коэффициент применяемый к ставкам платы за единицу объема древесины.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение в пределах заявленных требований.
Таким образом, суд находит требования истца о возмещении ответчиком причиненного ущерба обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме в размере, заявленном истцом - 82800 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 2684 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Нечкинский» к С.Я.А. о возмещении вреда, причиненного природным комплексам и объектам национального парка «Нечкинский» удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с С.Я.А. в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Нечкинский» в счет возмещения причиненного вреда в размере 82800 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2684 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 апреля 2018 года.
Председательствующий судья: М.В. Шахтин