Дело № 2-44/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский 17 февраля 2017 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Земской Л.К.
при секретаре Табатчиковой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Какуриной В.К. к Какуриной Н.И. о разделе наследственного имущества, выделе супружеской доли,
У С Т А Н О В И Л :
Какурина В.К. обратилась в суд с иском к Какуриной Н.И. о разделе наследственного имущества, открытого после смерти К., выделе супружеской доли в наследственном имуществе в виде акций ОАО «Синарский трудный завод».
В обоснование иска указано, что (дата) умер ее супруг К., после смерти которого осталось наследственное имущество в виде обыкновенных именных акций ОАО «Синарский трубный завод» номинальной стоимостью (руб) в количестве 100 штук (далее по тексту Акции), а также иное наследственное имущество. Наследниками после смерти К. является она, ответчик Какурина Н.И. и М., приходящиеся наследодателю дочерьми. В предусмотренный законом срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства обратились истец, а также ответчик Какурина Н.И., М. от принятия наследства отказалась в пользу истца. (дата) нотариусом ей и ответчику были выданы свидетельства о праве собственности на наследственное имущество после смерти К., в том числе выдано свидетельство о праве собственности на 2/3 доли спорных Акций. В настоящее время Какурина В.К. просит признать за ней право собственности на 84 акции (5/6 долей в праве на Акции), из которых 1/2 доля – как супружеская доля, поскольку Акции были приобретены в период брака с ней и на 2/3 в порядке наследования по закону после смерти Какурина В.К., с выплатой ответчику Какуриной Н.И. денежной компенсации в размере (руб) признать за Какуриной Н.И. право собственности на 16 акций (1/6 доля в праве на Акции), т.е. 16 акций. Исковые требования уточняла, просила признать недействительными выданные нотариусом Желонкиной Ю.В. сторонам свидетельства о праве на наследство по закону в отношении Акций.
В судебном заседании истец Какурина В.К., а также представитель истца по доверенности Плужнова О.Е., исковые требования с учетом уточнений поддержали. Дополнительно в обоснование иска указали, что поскольку Акции были приобретены К. в период брака с истцом, тем самым 1/2 доля указанных Акций (т.е. 50 штук) является супружеской долей истца и не подлежит включению в наследственную массу, открытую со смертью наследодателя. При этом оставшиеся 50 штук акций подлежат включению в наследственную массу, открывшуюся со смертью К., в том числе в пользу истца должны быть переданы 34 акции (как 2/3 от наследственного имущества в том числе с учетом доли М., отказавшейся от получении наследства в пользу истца) с выплатой ответчику компенсации в размере (руб) и 16 акций (как 1/3) должны быть переданы ответчику Какуриной Н.И. В связи с установлением иного порядка раздела наследственного имущества, свидетельства о праве на наследство по закону в отношении Акций, выданные нотариусом Желонкиной Ю.В. должны быть признаны недействительными.
Ответчик Какурина Н.И., будучи надлежащим образом извещенной о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайство об отложении судебного заседания, возражений по заявленным требованиям суду не представила. С согласия стороны истца судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика с вынесением по делу заочного решения.
Третье лицо нотариус Желонкина Ю.В. в судебное заседание не явилась, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном суду письменном заявлении указала, что на момент выдачи свидетельства о праве на наследство после смерти К. истец Какурина В.К. доказательств, безусловно свидетельствующих о возмездном приобретении спорных Акций в период ее брака с наследодателем, не представила.
Выслушав сторону истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст.ст.55,56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст.ст.59,60 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
На основании ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Из представленных в материалы гражданского дела в копии свидетельства о браке от (дата), а также объяснений в судебном заседании стороны истца следует, что брак между истцом и К. зарегистрирован (дата) Согласно свидетельства о смерти К. умер (дата) На момент смерти брак между истцом и К. расторгнут не был.
Статья 218 п.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) устанавливает, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом. Однако в силу положений ст.1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
На основании ст.256 п.п.1,4 ГК РФ, ст.34 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством.
Статья 39 СК РФ устанавливает, что при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
На основании представленных в материалы дела документов (справки для нотариуса из реестра владельцев именных ценных бумаг от (дата), выписки из реестра № от (дата)) судом установлено, что на момент смерти К. принадлежали акций ОАО «Синарский трубный завод» в количества 100 штук обыкновенных именных (выпуск 3), номинальной стоимостью (руб) за акцию, общая стоимость (руб) государственный регистрационный номер выпуска №, лицевой счет акционера №.
Как следует из представленного истцом в материалы дела договора купли-продажи обыкновенных акций из фонда акционирования работников предприятия АО «Синарский трубный завод» от (дата) К. приобрел обыкновенные акции АО «Синарский трубный завод» в количестве 34 штуки по цене (руб).
Согласно пояснений стороны истца в судебном заседании, все Акции в количестве 100 шт. были приобретены К. в период брака с истцом на возмездной основе. При этом, согласно пояснений стороны истца в судебном заседании, Акции в количестве 100 штук были приобретены по разным договорам: частично (в размере 66 штук) в период до 1994 г., а оставшиеся 34 Акции на основании вышеуказанного договора купли-продажи. При этом указанные в договоре купли-продажи от (дата) «обыкновенные акции по цене (руб) за каждую» и указанные в реестре владельца именных бумаг «акции обыкновенные именные, номинальной стоимостью (руб)» являются идентичными.
Однако из совокупности представленных по делу доказательств суд полагает доказанным стороной истца в порядке ст.56 ГПК РФ, что в период брака истца и К. были приобретены только 34 акции (договор от (дата)) из 100 акций, принадлежавших наследодателю на момент смерти. Доказательств, свидетельствующих о возмездном приобретении иных акций К. в период брака с Какуриной В.К. суду не представлено.
Тем самым наследование после смерти К. должно осуществляться с соблюдением прав пережившего супруга на долю совместно нажитого с наследодателем имущества. Поскольку наличие между истцом и К. брачного контракта, соглашения о разделе совместно нажитого имущества судом не установлено, истец обоснованно полагает, что при разделе совместно нажитого имущества за ней должно быть признано право на 1/2 долю в праве собственности на Акции, однако их количество надлежит определить как 34.
Соответственно за истцом Какуриной В.К. подлежит признанию право на 17 акций, как половину совместно нажитого с К. имущества (1/2 от 34 акций), а оставшиеся акции (83 штуки) должны подлежать наследованию сторонами.
Статья 1152 п.2 ГК РФ устанавливает, что принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно ч.1 ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.В отсутствие завещания наследниками умершего К. первой очереди согласно ст.1142 Гражданского кодекса РФ являются его супруга – истец К. и дочери – Какурина Н.И., М. (в дело представлены копии свидетельств о рождении, заключении брака, справки о заключении брака).
Из материалов наследственного дела, представленного суду нотариусом Желонкиной Ю.В., следует, что наследство по закону после смерти К. осуществлялось по закону, право на 2/3 доли наследственного имущества имеет истец Какурина В.К. (ввиду в том числе отказа в ее пользу от наследства третьего лица – дочери умершего – М.), на 1/3 долю – ответчик Какурина Н.И. Указанное обстоятельство сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось. Нотариусом Желонкиной Ю.В. (дата) Какуриной Н.И. и (дата) Какуриной В.К. были свидетельства о праве на наследство по закону в отношении акций открытого акционерного общества «Синарский трубный завод», город Каменск-Уральский Свердловской области, в количестве 100 (ста) штук обыкновенных именных (выпуск 3), номинальной стоимостью (руб) за акцию, общая стоимость акций 6 (руб), государственный регистрационный номер выпуска №, лицевой счет акционера №, с причитающимися дивидендами по указанным акциям, согласно которых истец унаследовала 2/3 указанных акций, ответчик – 1/3.
Поскольку суд пришел к выводу о необходимости соблюдения прав истца, как пережившего супруга, указанные свидетельства подлежат признанию недействительными.
Тем самым в порядке наследования истцу должно причитаться 2/3 доли, а ответчику – 1/3 доля от 83 акций, вошедших в состав наследства.
Согласно ст.1164 ГК РФ при наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, и при наследовании по завещанию, если оно завещано двум или нескольким наследникам без указания наследуемого каждым из них конкретного имущества, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников. К общей собственности наследников на наследственное имущество применяются положения главы 16 настоящего Кодекса об общей долевой собственности с учетом правил статей 1165 - 1170 настоящего Кодекса. Однако при разделе наследственного имущества правила статей 1168 - 1170 настоящего Кодекса применяются в течение трех лет со дня открытия наследства.
На основании п.п.1,2,4 ст.252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. Несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности на основании настоящей статьи, его доле в праве собственности устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией.
Согласно п.1 ст.1165 ГК РФ наследственное имущество, которое находится в общей долевой собственности двух или нескольких наследников, может быть разделено по соглашению между ними. Несоразмерность наследственного имущества, о преимущественном праве на получение которого заявляет наследник на основании статьи 1168 или 1169 настоящего Кодекса, с наследственной долей этого наследника устраняется передачей этим наследником остальным наследникам другого имущества из состава наследства или предоставлением иной компенсации, в том числе выплатой соответствующей денежной суммы (п.1 ст.1170 ГК РФ).
Поскольку 83 акции не могут быть разделены между сторонами в четком соответствии с долями в праве (истцу бы причиталось 55,34, а ответчику 27,66 акций), то суд полагает возможным передать Какуриной В.К. в порядке наследования 56 акций, а Какуриной Н.К. – 27 акций, с выплатой истцом ответчику денежной компенсации исходя из номинальной стоимости акции в (руб)
Тем самым истцовые требования Какуриной В.К. подлежат удовлетворению частично, за ней в порядке раздела совместно нажитого с К. имущества, и в порядке наследования после его смерти полоежит признанию право собственности на 73 акции (17+56), за ответчиком Какуриной Н.И. подлежит признанию в порядке наследования право собственности на 27 акций.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Какуриной В.К. к Какуриной Н.И. о разделе наследственного имущества, выделе супружеской доли, удовлетворить частично.
Признать недействительными выданные нотариусом Желонкиной Ю.В. (дата) Какуриной Н.И. и (дата) Какуриной В.К. свидетельства о праве на наследство по закону, открывшееся со смертью К., умершего (дата), в отношении акций открытого акционерного общества «Синарский трубный завод», город Каменск-Уральский Свердловской области, в количестве 100 (ста) штук обыкновенных именных (выпуск 3), номинальной стоимостью (руб) за акцию, общая стоимость акций (руб), государственный регистрационный номер выпуска №, лицевой счет акционера №, с причитающимися дивидендами по указанным акциям.
Признать за Какуриной В.К. в порядке раздела совместно нажитого имущества и в порядке наследования по закону после смерти К. право собственности на акции открытого акционерного общества «Синарский трубный завод», город Каменск-Уральский Свердловской области, в количестве 73 (семьдесят три) штуки обыкновенных именных (выпуск 3), номинальной стоимостью (руб) за акцию, государственный регистрационный номер выпуска №, лицевой счет акционера №, с причитающимися дивидендами по указанным акциям.
Взыскать с Какуриной В.К. в пользу Какуриной Н.И. в порядке раздела наследственного имущества денежную компенсацию в сумме 42 (сорок два) рубля 90 (девяносто) копеек.
Признать за Какуриной Натальей Ивановной в порядке наследования по закону после смерти К. право собственности на акции открытого акционерного общества «Синарский трубный завод», город Каменск-Уральский Свердловской области, в количестве 27 (двадцать семь) штук обыкновенных именных (выпуск 3), номинальной стоимостью (руб) за акцию, государственный регистрационный номер выпуска №, лицевой счет акционера №, с причитающимися дивидендами по указанным акциям.
В удовлетворении оставшейся части иска отказать.
Не участвовавший в судебном заседании ответчик вправе в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения подать в Синарский районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области заявление об его отмене.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Земская Л.К.