Дело <номер>
УИД 18RS0<номер>-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2020 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о взыскании единовременной денежной выплаты,
установил:
ФИО1 (далее – истец, педагогический работник, ФИО1) обратилась с административным исковым заявлением в суд к Министерству образования и науки Удмуртской Республики (далее – ответчик, Министерство, МОиН УР) о признании незаконным отказа МОиН УР от <дата> <номер> в предоставлении единовременной денежной выплаты ФИО1, отказа МОиН УР от <дата> <номер> в приеме документов для рассмотрения вопроса Комиссией МОиН УР о предоставлении единовременной денежной выплаты ФИО1, возложении обязанности принять документы ФИО1 для рассмотрения вопроса Комиссией МОиН УР о предоставлении единовременной денежной выплаты, назначить и выплатить единовременную денежную выплату ФИО1 как молодому специалисту за третий учебный год работы – 80000 руб., мотивируя свои требования тем, что истец приобрела статус молодого специалиста. <дата> истец реализовала право на получение денежной выплаты молодому специалисту за 2018-2019 учебный год путем подачи заявления в Министерство о назначении единовременной денежной выплаты. Письмом <номер> от <дата> административный ответчик выслал письменный отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с пропуском срока на подачу заявления. Письмом <номер> от <дата> административный ответчик в дополнение к письму <номер> от <дата> сообщил о допущенной ошибке в пятом абзаце, изложив его в редакции, из которой следовало, что административному истцу отказано в приеме документов для рассмотрения вопроса Комиссией Министерства образования и науки УР о предоставлении единовременной денежной выплаты. Данный отказ является незаконным.
Кроме того, просила возместить судебные расходы в размере 3000 руб. на оплату помощи представителя, а также возместить расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
В последующем представитель истца ФИО4, действующая по доверенности, изменила требования на признание незаконным отказа МОиН УР от <дата> <номер> в предоставлении единовременной денежной выплаты за третий учебный год работы в размере 80000 руб. ФИО1 и отказа МОиН УР от <дата> <номер> в приеме документов для рассмотрения вопроса Комиссией МОиН УР о предоставлении единовременной денежной выплаты за третий учебный год работы ФИО1, возложение обязанности на МОиН УР принять поданные с заявлением от <дата> документы ФИО1 для рассмотрения вопроса Комиссией МОиН УР о предоставлении единовременной денежной выплаты ФИО1 как молодому специалисту за третий учебный год работы в размере 80000 руб., взыскание с МОиН УР единовременной денежной выплаты в размере 80000 руб.
Изменения исковых требований приняты судом, в связи с чем суд <дата> вынес определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
В последующем принят отказ представителя истца от иска к МОиН УР о признании незаконным отказа МОиН УР от <дата> <номер> в предоставлении единовременной денежной выплаты за третий учебный год работы в размере 80000 руб. ФИО1 и отказа МОиН УР от <дата> <номер> в приеме документов для рассмотрения вопроса Комиссией МОиН УР о предоставлении единовременной денежной выплаты за третий учебный год работы ФИО1, возложении обязанности на МОиН УР принять поданные с заявлением от <дата> документы ФИО1 для рассмотрения вопроса Комиссией МОиН УР о предоставлении единовременной денежной выплаты ФИО1 как молодому специалисту за третий учебный год работы в размере 80000 руб. отдельным определением суда.
Истец ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании оставшееся исковое требование поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить иск.
Представитель ответчика МОиН УР о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Представитель МОиН УР ФИО5 представила отзыв, где указала, что согласно внесенным в постановление Правительства УР <номер> от <дата> <номер>, с <дата> молодой специалист может обратиться за выплатой за отработанный год до 30 декабря текущего года, не дожидаясь наступления следующего финансового года. Таким образом, ФИО1 должна была представить заявление и документы на выплату за третий отработанный учебный год (2018-2019 учебный год) в МОиН УР не позднее <дата>, а представила <дата>. В ответе МОиН УР от <дата> допущена техническая опечатка в формулировке принятия отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты. После получения специалистом представленных ФИО1 документов о назначении единовременной выплаты молодому специалисту фактически отказано в приеме документов для рассмотрения вопроса о предоставлении указанной выплаты Комиссией Министерства, о чем истцу <дата> специалистом Министерства дополнительно направлено письмо <номер> с разъяснением допущенной ошибки.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика Министерства финансов Удмуртской Республики, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Представитель третьего лица ФИО6 представила суду отзыв, в котором указала, что в полномочия Минфина Удмуртии не входит представление единовременных денежных выплат молодым специалистам. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, проверив ее полномочия, изучив и проанализировав материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение по делу, и приходит к следующим выводам.
<дата> ФИО7, <дата> года рождения, окончила бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж» <адрес>, освоила образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 4<дата> дошкольное образование и успешно прошла государственную итоговую аттестацию. <дата> ФИО7 выдан диплом о среднем образовании, квалификация воспитатель детей школьного возраста.
<дата> ФИО7 принята на работу в муниципальное общеобразовательное учреждение Ожгинская начальная общеобразовательная школа по должности воспитателя, дата начала работы <дата> на неопределенный срок. Работа по настоящему трудовому договору является для работника основной.
<дата> ФИО7 заключила брак с ФИО8, после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО9.
Согласно сведениям трудовой книжки, запись <номер>, ФИО1 уволена из муниципального общеобразовательного учреждения Ожгинская начальная общеобразовательная школа <дата>.
<дата> ФИО1 принята на работу в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» <адрес> воспитателем на время отпуска по беременности и родам другого работника.
Согласно сведениям трудовой книжки, запись <номер>, <дата> переведена на должность воспитателя постоянно.
<дата> обратилась в МОиН УР с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты молодому специалисту за 2018/2019 учебный год (третий полный год работы).
Письмом МОиН УР от <дата> <номер> ФИО1 отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с пропуском истцом срока подачи заявления.
Письмом МОиН УР от <дата> <номер> уточнено, что истцу отказано в приеме документов для рассмотрения вопроса комиссией Министерства о предоставлении единовременной денежной выплаты.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и сторонами не оспариваются.
В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (п. 3 ст. 2 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Статьей 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены правовой статус педагогических работников, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.
Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда (п. 2 ст. 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Пунктом 10 статьи 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.
Отношения в сфере образования на территории Удмуртской Республики в пределах полномочий, отнесенных Федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, регламентированы Законом УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования».
Статьей 16 названного закона предусмотрена социальная поддержка педагогических работников.
Согласно п. 3 ст. 16 Закона УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» (в редакции Закона УР от <дата> <номер>-РЗ, который распространяется на правоотношения, возникшие с <дата>) для привлечения молодых специалистов, получивших среднее или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, принятых на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики, осуществляются единовременные денежные выплаты за каждый учебный год работы в указанных образовательных организациях в следующих размерах: за первый учебный год работы - 40000 рублей, за второй учебный год работы - 60000 рублей, за третий учебный год работы - 80000 рублей.
К молодым специалистам в целях настоящего Закона относятся выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятые по основному месту работы в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики в год окончания учебы.
Статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики.
Порядок и условия назначения указанных выплат устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.
Постановлением Правительства УР от <дата> <номер> «О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики» утверждено Положение о порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики (далее – Положение).
Названное Положение определяет порядок и условия назначения единовременных денежных выплат молодым специалистам, получившим среднее или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики (далее - единовременная денежная выплата, ЕДВ).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что молодой специалист - выпускник образовательной организации высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятый по основному месту работы в муниципальную или в государственную образовательную организацию Удмуртской Республики (далее - образовательная организация), в год окончания учебы (далее - молодой специалист).
Осуществление единовременных денежных выплат в соответствии с настоящим Положением производится молодым специалистам, принятым на работу по трудовым договорам, заключенным с образовательной организацией, расположенной в сельском поселении, с 2014 учебного года.
Осуществление единовременных денежных выплат в соответствии с настоящим Положением производится молодым специалистам, принятым на работу по трудовым договорам, заключенным с образовательной организацией, расположенной в городском округе (городском поселении), с <дата> (п. 3 Положения).
Статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в образовательную организацию (п. 3.1 Положения).
Единовременная денежная выплата предоставляется молодому специалисту за каждый учебный год его работы в образовательной организации. Размер единовременной денежной выплаты за третий учебный год работы составляет 80000 рублей (п. 4 Положения).
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, истец ФИО1 отвечает критериям молодого специалиста, поскольку является выпускником образовательной организации среднего профессионального образования очной формы обучения по направлению подготовки «Образование и педагогика» в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принята по основному месту работы на должность педагогического работника в муниципальную образовательную организацию Удмуртской Республики в год окончания учебы.
Учитывая, что истец является педагогическим работником, отвечающим критериям молодого специалиста, она имеет право на получение социальной поддержки, в том числе на получение единовременной денежной выплаты, предусмотренной статьей 16 Закона УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» и Положением.
В соответствии с пунктом 5 Положения после завершения каждого учебного года работы в образовательной организации молодой специалист представляет заявление в Министерство образования и науки Удмуртской Республики о перечислении единовременной денежной выплаты.
<дата> ФИО1 принята на работу в муниципальное общеобразовательное учреждение Ожгинская начальная общеобразовательная школа, в связи с чем с указанной даты приобрела статус педагогического работника – молодого специалиста, отработала полный первый и полный второй учебные годы.
Третий учебный год работы ФИО1 работала в муниципальном общеобразовательном учреждении Ожгинская начальная общеобразовательная школа воспитателем, а в последующем, с <дата>, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Березка» <адрес> воспитателем. Перерыва в работе не допущено.
За каждый полный год работы в образовательных организациях на основании вышеназванных нормативно-правовых актов ФИО1 приобрела право на получение единовременной денежной выплаты, за третий полный год работы в размере 80 000 рублей.
Отказывая <дата> в предоставлении ФИО1 единовременной денежной выплаты, Министерство руководствовалось положениями пункта 5 Положения и исходило из пропуска истцом срока обращения с соответствующим заявлением.
Суд с такими выводами ответчика не соглашается, поскольку основания для отказа в выплате истцу единовременной денежной выплаты в размере 80 000 рублей в рассматриваемом случае отсутствуют.
Пунктом 5 Положения в редакции постановлений Правительства УР от <дата> <номер>, от <дата> <номер> предусмотрено, что заявление о перечислении единовременной денежной выплаты представляется в Министерство в течение следующего финансового года.
Данная правовая норма действовала как на момент начала третьего учебного года, так и на момент завершения ФИО1 полного третьего 2018/2019 учебного года работы в образовательной организации, когда у нее возникло право на получение единовременной денежной выплаты за третий полный учебный год работы.
Постановлением Правительства УР от <дата> <номер> «О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от <дата> <номер> «О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики» внесены изменения в пункт 5 Положения, в соответствии с которым после завершения каждого учебного года работы в образовательной организации молодой специалист в течение текущего финансового года представляет заявление в Министерство образования и науки Удмуртской Республики о перечислении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
В силу прямого указания данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с <дата>.
В силу пункта 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от <дата> N 1015, учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца.
Таким образом, <дата> начался следующий 2019/2020 учебный год.
Согласно справке муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Березка» <адрес>, 2018-2019 учебный год начался <дата> и закончился <дата>.
Суд приходит к выводу, что в правоотношениях сторон по поводу предоставления истцу единовременной денежной выплаты, применению подлежат правовые нормы, которые действовали на момент возникновения у истца соответствующего права, а не на дату подачи истцом заявления и его рассмотрения Министерством. На дату завершения истцом полного 2018/2019 учебного года и на дату отработки третьего года по занимаемой должности педагогического работника в соответствии с трудовым договором действовало правовое регулирование, установленное пунктом 5 Положения в редакции постановлений Правительства УР от <дата> <номер>, от <дата> <номер>, в связи с чем ФИО1, подавая заявление в МОиН УР на следующий после завершения 2018/2019 учебного года год, правомерно руководствовалась предписанием в части срока подачи такого заявления, установленным пунктом 5 Положения в приведенной редакции.
Изложенное ответчиком не было учтено, что и повлекло нарушение права истца на получение социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты молодому специалисту.
С учетом ответов МОиН УР от <дата> <номер> и от <дата> <номер>, адресованных истцу, вне зависимости от того, был это отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты или отказ в приеме документов для рассмотрения вопроса о предоставлении такой выплаты, суд приходит к выводу, что в любом случае вне зависимости от характера действий (бездействия) и решений Министерства их правовым последствием является не предоставление ФИО1 меры социальной поддержки педагогических работников в виде единовременной денежной выплаты молодому специалисту и исключение такой возможности в будущем применительно к полностью отработанному ею третьему 2018/2019 учебному году, что по вышеизложенным основаниям требованиям закона не отвечает и влечет нарушение прав истца. Также суд отмечает, что в соответствии с п. 13 Положения на дату подачи истцом заявления в Министерство пропуск срока на подачу документов не является основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты. В дальнейшем указание МОиН УР на новые основания принятого решения, не приведенные в нем, правового значения не имеют, поскольку такое право возникает у уполномоченного органа в случае повторного рассмотрения обращения.
Учитывая конституционный принцип недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение лица, распространение на прошлое время нового правового регулирования в части, изменяющей сроки обращения с заявлением, возможно лишь постольку, поскольку оно не противоречит правомерным ожиданиям этого лица, обусловленным правовым регулированием, действовавшим на момент возникновения соответствующих правоотношений. Иное означало бы применение данной нормы с обратной силой, ухудшающее положение лица, нарушающее его социальные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных условий хозяйствования в худшую для участников соответствующих правоотношений сторону обязывает его к соблюдению вытекающих из статей 19 (части 1 и 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, которые, в частности, предполагают в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в том числе посредством установления временного регулирования, в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных сроков представления заявления о перечислении единовременной денежной выплаты, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Министерство, отказав ФИО1 в единовременной денежной выплате со ссылкой на пункт 5 Положения в редакции постановления Правительства УР от <дата> <номер>, фактически придало обратную силу новому регулированию, что недопустимо, поскольку в рассматриваемом случае оно ухудшает правовое положение истца, ограничивает его субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях, сложившихся до внесения соответствующих изменений, нарушает принцип предсказуемости законодательного регулирования и противоречит правомерным ожиданиям этого лица, обусловленным правовым регулированием, действовавшим на момент возникновения соответствующих правоотношений.
Таким образом, при наличии у педагогического работника, являющегося молодым специалистом, права на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с положениями Закона УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» и Положения произвольный отказ от исполнения Министерством публично-правового обязательства по предоставлению меры социальной поддержки такому работнику является недопустимым.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 о взыскании суммы единовременной денежной выплаты в размере 80 000,00 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исходя из п. 3 ст. 16 Закона УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» финансовое обеспечение единовременных денежных выплат осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
Согласно п. 5.1 Положения выплата единовременной денежной выплаты осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения.
Единовременная денежная выплата производится лицу, указанному в пункте 2 настоящего Положения, путем перечисления на банковский счет, открытый в кредитной организации (п. 15 Положения).
Поэтому в данном случае сумма единовременной денежной выплаты как меры социальной поддержки подлежит взысканию с Министерства, на которое Положением возложена обязанность по ее предоставлению и выплате.
На основании ст. 333.40 НК РФ истцу из бюджета подлежит возврату госпошлина в размере 300 руб., поскольку истец на основании ст. 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобожден.
На основании ст. 100 ГПК РФ, истцу со стороны ответчика подлежат возмещению расходы по оплате услуг представителя в размере 3000 руб.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о взыскании единовременной денежной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Министерства образования и науки Удмуртской Республики в пользу ФИО1 сумму единовременной денежной выплаты за третий учебный год работы в образовательной организации в размере 80 000 руб. 00 коп., в возмещение расходов на представителя 3000 руб.
Возвратить ФИО1 из местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес> Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере <дата>.
Председательствующий судья Стех Н.Э.