№ 5-33/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Учалы РБ 27 марта 2019 года
Судья Учалинского районного суда Республики Башкортостан Харисова А.А., с участием лица привлекаемого к административной ответственности Хайруллиной Г.К.,
рассмотрев в помещении Учалинского районного суда РБ по адресу: Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Ленина – 12, дело об административном правонарушении в отношении гражданки Республики Узбекистан Хайруллиной Г.К., <***> в течение года не привлекавшейся к административной ответственности за однородные правонарушения,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному ДД.ММ.ГГГГ, гражданка Республики Узбекистан Хайруллина Г.К. нарушила режим пребывания на территории Российской Федерации, что выразилось в ее нахождении на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Так Хайруллина Г.К. заехала на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, действие выданного ей ДД.ММ.ГГГГ разрешения на временное проживание окончено ДД.ММ.ГГГГ, срок действия иностранного паспорта истек ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, нарушены п. 2 ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 25.10 ФЗ от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
В судебном заседании Хайруллина Г.К. признала вину в совершении правонарушения, пояснив, что въехала в Россию в 2011 году с родителями, являющимися уроженцами России, в последующем родители умерли, у нее не было финансовых возможностей легализовать свое положение в России, ввиду отсутствия денег не могла выехать в <адрес> в посольство Республики Узбекистан, проживает с гражданским мужем, родной сестрой и ее тремя детьми в <адрес> Здесь проживают братья и сестры. Сын от первого брака проживает в <адрес>, оформляет гражданство Российской Федерации. Родственников или знакомых в <адрес> у нее не имеется.
Выслушав Хайруллину Г.К., изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленных документов судом установлено, что Хайруллина Г.К. является гражданкой Республики Узбекистан, российского гражданства не имеет, пребывает (проживает) на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на проживание в РФ, тем самым нарушает режим пребывания (проживания) в РФ, предусмотренный положениями ФЗ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранного гражданина в РФ», ФЗ от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Факт совершения Хайруллиной Г.К. административного правонарушения, присмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым зафиксирован факт пребывания Хайруллиной Г.К. на территории Учалинского района РБ по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ без документов, подтверждающих право пребывания на территории Российской Федерации, за подписью Хайруллиной Г.К., не оспаривавшей содержание протокола;
- письменными объяснениями Хайруллиной Г.К., в которых она подтвердила факт своего проживания на территории Учалинского района Республики Башкортостан без постановки на миграционный учет;
- выпиской из базы данных АС ЦБДУИГ «Мигрант» со сведениями о том, что Хайруллина Г.К. является гражданкой Республики Узбекистан, въехала на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Представленные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости и являются достаточными для признания Хайруллиной Г.К. виновной в совершении вменяемого ей правонарушения. Суд считает верной квалификацию ее действий по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, то есть нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, ДД.ММ.ГГГГ) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела и показаний опрошенной в качестве свидетеля М.Г.К. усматривается, что Хайруллина Г.К. на территории Российской Федерации проживает со своим сожителем Д.Р. а также с родной сестрой М.Г.К. и ее тремя детьми, один из которых является гражданином Российской Федерации. Родственников на территории Республики Узбекистан не имеет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Таким образом, применение в отношении Хайруллиной Г.К. наказания в виде административного выдворения не позволит ей въезжать на территорию РФ к близким родственникам, постоянно проживающим в Российской Федерации, в течение продолжительного времени, что повлечет необоснованное вмешательство в права Хайруллиной Г.К. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П, от 17 февраля 2016 г. N 5-П и др.).
В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. Обстоятельством, смягчающим вину является признание вины.
Учитывая, что Хайруллина Г.К. длительное время проживает на территории России, имеет устойчивые социальные связи в России, обладает высокой степенью интеграции в социальную среду Российской Федерации, миграционным органом не представлены доказательства того, что она представляет угрозу национальной безопасности и общественному порядку, суд приходит к выводу о возможности не назначать ей дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Иное противоречило был ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, а также конкретные обстоятельства настоящего дела, наличие у Хайруллиной Г.К. близких родственников на территории Российской Федерации, суд полагает возможным назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 2000рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 18.8,23.1,29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░ ░.░., <***> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1.1 ░░.18.8 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 000 (░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░:
░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ (░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░) ░░░ 0274107644, ░░░ 027401001, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ 048073001, ░░░░░░░░░ ░░░░ 40101810100000010001, ░░░ 18811640000016020140, ░░░ ░░░░░ 80653101 (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.18.8 ░░░░ ░░)
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ « ____ » _________________ 2019 ░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ «____» _____________________ 2019 ░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░, ░░. ░░░░░░ - 12.
░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░.1 ░░.32.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░ ░░.20.25 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 15 ░░░░░.