Дело № 2-2127/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«25» ноября 2013 г. г. Усть - Лабинск
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Салалыкина К.В.
с участием представителя заявителя Мельниковой Е.В.
представителя администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Кищенко Л.А.
при секретаре Абадеевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Парфеновой О.В. об оспаривании действий органа местного самоуправления
У С Т А Н О В И Л:
В Усть-Лабинский районный суд обратилась Парфенова О.В. с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, в котором указала, что постановлением администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 29.09.2009 г. № 1437 «О предоставлении гражданке Парфеновой О.В. в аренду земельного участка площадью 4021 кв.м. в ст. Ладожской, угол улиц <адрес>» Парфеновой О.В. в аренду сроком на пять лет предоставлен сформированный земельный участок К№ № площадью 4021 кв.м. находящийся по адресу: <адрес>, <адрес> и <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов. 28.10.2009 г. между сторонами заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности № №. Договор зарегистрирован в управлении федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 18.11.2009 г.. Земельный участок передан, арендные платежи вносятся своевременно, задолженность по арендной плате отсутствует. В настоящее время, указанный договор не расторгнут, не признан недействительным или ничтожным. Согласно п.4.1.4. договора аренды земельного участка Арендатор имеет право возводить здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных установленных уполномоченным органом правил, нормативов. Ею построена, и введена в эксплуатацию хозяйственная постройка, площадью 40,1 кв.м. расположенная на земельном участке по адресу <адрес>, ст<адрес>. Данный объект недвижимости принадлежит ей на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 11.06.2013 г.. 17.06.2013 г. через МБУ «МФЦ» Усть-Лабинского района в адрес администрации муниципального образования Усть-Лабинский район направлено заявление о предоставлении ей в собственность земельного участка К№ № площадью 4021 кв.м. находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов. 02.08.2013 г., почтовым уведомлением мною получено уведомление о приостановлении муниципальной услуги по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка в собственность сроком на 60 календарных дней. Уведомление датировалось 15.07.2013 г.. Отсчитав от данной даты 60 календарных дней, она обратилась вновь в МБУ «МФЦ» Усть-Лабинского района по поводу получения ответа на заявление о предоставлении земельного участка в собственность. 17.09.2013 года, согласно расписке в получении документов, ей вручено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги, датированное 06.08.2013 г.. Согласно уведомлению, подписанному начальником управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Дудник Е.Н., в предоставлении в собственность земельного участка в порядке приватизации отказано. Отказ мотивирован тем, что площадь испрашиваемого мною земельного участка превышает утвержденный органом местного самоуправления максимальный размер земельных участков предоставляемых гражданам в собственность, а часть земельного участка ориентировочной площадью 600 кв.м. в соответствии с генеральным планом Ладожского сельского поселения от 04.04.2011 г. находится на территории общего пользования (улицы). Считает данный отказ по основаниям, изложенным в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 06.08.2013 г. не законным и противоречащим действующему законодательству. Земельный участок, находящийся в ее пользовании и подлежащий приватизации в соответствии с требованиями ФЗ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ в обороте не ограничен и может быть отчужден в собственность за плату в пределах границ указанных в кадастровом паспорте участка, как то регламентировано п. 5 статьи 28 того же закона. Вместе с тем, согласно уведомлению от 06.08.2013 г. № 3528, об отказе в приватизации земельного участка № площадью 4021 кв.м., расположенного в ст. Ладожская, угол улиц Театральная и Коншиных, для ведения личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов, подписанному начальником управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Дудник Е.Н., причины отказа, указанные в нем вышеуказанными положениями закона о приватизации государственного и муниципального имущества учтены не были. Считает, что своим отказом администрация нарушает ее исключительное право собственника объекта недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, занятого объектом и необходимого для его использования, чем нарушает ее конституционные права, поскольку статьей 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено исключительное право собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию земельных участков. Просит суд признать незаконными действие органа местного самоуправления администрации муниципального образования Усть-Лабинский район в лице управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, выразившиеся в виде письменного отказа от 06.08.2013 г. № 3528 об отказе в приватизации земельного участка К№ № площадью 4021 кв.м., расположенного в <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов; обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с К№ № площадью 4021 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства и направить его в двухнедельный срок для подписания.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы заявления и просит суд удовлетворить его по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Усть-Лабинский район Кищенко Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Парфеновой О.В..
Выслушав участников процесса, суд считает, что заявление Парфеновой О.В. подлежит удовлетворению.
Постановлением администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 29.09.2009 г. № 1437 «О предоставлении гражданке Парфеновой О.В. в аренду земельного участка площадью 4021 кв.м. в <адрес>» Парфеновой О.В. в аренду сроком на пять лет предоставлен сформированный земельный участок К№ № площадью 4021 кв.м. находящийся по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов.
28.10.2009 г. между сторонами заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности № №. Договор зарегистрирован в управлении федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 18.11.2009 г.
В судебном заседании было установлено, что земельный участок передан, арендные платежи вносятся своевременно, задолженность по арендной плате отсутствует. В настоящее время, указанный договор не расторгнут, не признан недействительным или ничтожным.
Согласно п.4.1.4. договора аренды земельного участка Арендатор имеет право возводить здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных установленных уполномоченным органом правил, нормативов.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона РФ от 07.07. 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, для ведения личного подсобного хозяйства, могут использоваться для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилых домов, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Заявителем построена, и введена в эксплуатацию хозяйственная постройка, площадью 40,1 кв.м. расположенная на земельном участке по адресу <адрес>, <адрес>. Согласно свидетельства о государственной регистрации права № от 11.06.2013 г. Парфеновой О.В. принадлежит на праве собственности хозпостройка, площадью 40,1 кв.м., расположеннаяпо адресу: <адрес>, <адрес>.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель, как собственник строения имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, предоставленного ей по договору аренды, в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
Земельным кодексом РФ также предусмотрено, что в целях приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в орган местного самоуправления, который в месячный срок обязан рассмотреть заявление, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
В судебном заседании было установлено, что 17.06.2013 г. через МБУ «МФЦ» Усть-Лабинского района в адрес администрации муниципального образования Усть-Лабинский район заявителем направлено заявление о предоставлении ей в собственность земельного участка К№ № площадью 4021 кв.м. находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов.
17.09.2013 года, согласно расписке в получении документов, ей вручено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги, датированное 06.08.2013 годом.
Как следует из уведомления, подписанного начальником управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Дудник Е.Н., в предоставлении заявителю в собственность земельного участка в порядке приватизации отказано, в связи с тем, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает утвержденный органом местного самоуправления максимальный размер земельных участков предоставляемых гражданам в собственность, а часть земельного участка ориентировочной площадью 600 кв.м. в соответствии с генеральным планом Ладожского сельского поселения от 04.04.2011 г. находится на территории общего пользования (улицы).
Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в орган местного самоуправления с заявлением и приложением документов согласно перечню, установленному Приказом Минэкономразвития России от 13.09. 2011 г. № 475.
Из пункта 6 статьи 36 Земельного Кодекса РФ в системной связи с иными названными нормами вытекает, обязанность органов местного самоуправления в месячный срок, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заинтересованному лицу-собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
В п. 3 ст. 28 Федерального Закона РФ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» также закреплено право собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, взять указанные земельные участки в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования в собственность.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального Закона РФ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению в соответствии не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
При этом, согласно п. 5 ст. 28 Федерального Закона РФ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1-4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.
Порядок общения землепользователей с заявлением о приобретении земельного участка в собственность, сроки и процедура рассмотрения указанных обращений регламентированы статьями 29, 36 Земельного кодекса РФ.
Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 12 мая 2005 г. № 187-О «если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей».
В судебном заседании было установлено, что земельный участок, находящийся в пользовании заявителя и подлежащий приватизации в соответствии с требованиями ФЗ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ в обороте не ограничен и может быть отчужден в собственность за плату в пределах границ указанных в кадастровом паспорте участка, как то регламентировано п. 5 статьи 28 того же закона.
Вместе с тем, согласно уведомлению от 06.08.2013 г. № 3528, об отказе в приватизации земельного участка К№ № площадью 4021 кв.м., расположенного в <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов, подписанному начальником управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Дудник Е.Н., причины отказа, указанные в нем вышеуказанными положениями закона о приватизации государственного и муниципального имущества учтены не были.
Однако, исходя из принципов государственного регулирования приватизации земли (абз.13 п.1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации) и разграничения гражданского законодательства и законодательства о приватизации (ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации), вопросы, связанные с выкупом государственного и муниципального имущества (в том числе земельных участков) являются предметом специального правового регулирования, и в настоящее время регулируются специальной нормой Федеральным законом от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» запрещающий отказ в приватизации.
При этом положения Земельного кодекса РФ специальных норм о приватизации земельных участков, (условия, порядок, ограничения, запреты) не содержат, что обусловлено п. 6 ст. 36 ЗК РФ, предусматривающей обязанность (именно обязанность, а не право) уполномоченного органа на принятие решения (в соответствии с законом о приватизации, поскольку ни норма ст. 36 ЗК РФ не иные его положения не содержат запретов либо ограничений в приватизации земельных участков) о продаже земельного участка и направлению проекта договора купли-продажи заявителю.
Однако указанные положения федерального законодательства администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район во внимание приняты не были.
Следовательно, в результате незаконных действий администрации муниципального образования Усть-Лабинский район были грубо нарушены права заявителя, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При указанных выше обстоятельствах у суда нет оснований для отказа в удовлетворении заявления Парфеновой О.В. об оспаривании действий органа местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Парфеновой О.В. об оспаривании действий органа местного самоуправления - удовлетворить.
Признать незаконными действия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Усть-Лабинский район в лице управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, выразившиеся в виде письменного отказа от 06.08.2013 г. № 3528 об отказе в приватизации земельного участка К№ № площадью 4021 кв.м., расположенного в <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов.
Обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с К№ № площадью 4021 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства и направить его в двухнедельный срок Парфеновой О.В. для подписания.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течении месяца.
Председательствующий: