Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-212/2019 от 04.03.2019

Дело №12-212/2019

64RS0044-01-2019-000797-32

Решение

Именем Российской Федерации

05 апреля 2019 года                             город Саратов

Заводской районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Шайгузовой Р.И., при секретаре Башвеевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области <№> от 26 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов»,

установил:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области <№> от 26 февраля 2019 года администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов» в лице представителя Мавриной А.Ф. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Обосновывая доводы жалобы указывает на то, что в материалах дела отсутствуют фактические обстоятельства вменяемого правонарушения, отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что расположенные на территории земельного участка отходы могут повлечь негативное воздействие на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Государственный инспектор при вынесении постановления сослался на акт от 17 октября 2019 года, который в материалах дела отсутствует. Инспектором не определен класс опасности отходов, соответственно, не установлено, повлечет ли нахождение отходов негативное воздействие на окружающую среду, ухудшить качество состояния земель. Из материала следует, что местом совершения административного правонарушения является земельный участок с кадастровым номером <№>, по <адрес>, который за администрацией Заводского района муниципального образования «Город Саратов» не закреплен, соответственно, администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов» не является субъектом данного административного правонарушения.

В судебном заседании представитель администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» доводы жалоб поддержал в полном объеме.

Представитель управления Росприроднадзора по Саратовской области возражала против удовлетворения жалобы, полагая, что постановление подлежит оставлению без изменения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 2 ст.8.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (пункт 2 статьи 13 указанного Закона).

Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу части 1 статьи 51 вышеуказанного Закона, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

На основании статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Как следует из статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Как следует из материалов дела 17 октября 2018 года на основании приказа №1090п от 16 октября 2018 года проведено выездное рейдовое обследование территории, указанной в материалах АО «Управление отходами». В ходе обследования установлено наличие несанкционированного складирования отходов на земельном участке с кадастровым номером <№>, по <адрес>. Основную часть отходов составляют твердые коммунальные отходы, представленные в виде стеклянных бутылок, пластиковых бутылок, пакетов, строительных отходов. Земельный участок имеет свободный доступ (подъезд/подход) неограниченного круга лиц, аншлаги, запрещающие сброс отходов, отсутствуют. Также на земельном участке отсутствует водонепроницаемое и химическое стойкое покрытие (асфальт, бетон, керамзитобетон и т.д.).

В силу положений ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, бремя доказывания обстоятельств, подлежащих установлению по делу в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ лежит на органе, должностном лице, в производстве которых находится дело.

Из представленного материала следует, что наличие несанкционированного складирования отходов установлено в результате осмотра земельного участка 17 октября 2018 года, по результатам которого составлен акт с приложением к нему фототаблицы.

Вместе с тем ни акт, ни фототаблица не содержат конкретных координат складирования отходов, в связи с чем невозможно достоверно установить их расположение на земельном участке с кадастровым номером <№>, по <адрес>, и, как следствие, проверить наличие состава административного правонарушения в действиях (бездействиях) администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов».

В ходе производства по данному делу об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ исследованы не были.

При производстве по делу об административном правонарушении должным лицом не была проведена надлежащая проверка доводов администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов». Совокупность перечисленных выше обстоятельств не позволяет сделать бесспорный вывод о виновности администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Кроме того, в деле содержатся противоречивые сведения о дате рассмотрения дела и вынесении постановления. Как следует из представленного материала, рассмотрение дела, назначенного на 10.00 час. 26 февраля 2019 года, было отложено на 14.00 час. 28 февраля 2019 года, тогда как оспариваемое постановление датировано 26 февраля 2019 года.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

При указанных выше обстоятельствах, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ суд приходит к выводу об отмене обжалуемого постановления и возвращении дела об административном правонарушении в управление Росприроднадзора по Саратовской области. В данном случае административному органу при новом рассмотрении дела необходимо собрать доказательства, бесспорно подтверждающие наличие виновных противоправных действий администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» по невыполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, образующих объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области <№> от 26 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», отменить и возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области.

Судья Р.И. Шайгузова

12-212/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
администрация Заводского района МО "Город Саратов"
Другие
Колотухин Михаил Васильевич
Анненкова Екатерина Евгеньевна
Маврина Алия Федоровна
Суд
Заводской районный суд г. Саратова
Судья
Шайгузова Роксана Исамгалиевна
Статьи

ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
zavodskoi--sar.sudrf.ru
05.03.2019Материалы переданы в производство судье
05.03.2019Истребованы материалы
15.03.2019Поступили истребованные материалы
03.04.2019Судебное заседание
05.04.2019Судебное заседание
08.04.2019Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
15.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2019Вступило в законную силу
16.07.2019Дело оформлено
16.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее