Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-342/2020 ~ М-361/2020 от 08.10.2020

Дело № 2-342/2020

УИД 10RS0003-01-2020-000765-78

РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2020 года                                                                    г. Кемь, РК

           Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                             Гордевич В.С.,

при секретаре                                                                Киселевой С.В.,

с участием помощника прокурора Кемского района                 Герасимовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кемского муниципального района о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кемского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с названными требованиями к администрации Кемского муниципального района по тем основаниям, что прокуратурой Кемского района проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства на основании обращений граждан о наличии несанкционированных свалок на территории Кемского муниципального района.

По результатам натурного обследования территории с привлечением представителя Администрации Кемского муниципального района выявлены несанкционированные свалки отходов, а именно:

        - несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения, на земельном участке, который на кадастровом учете не состоит, государственная собственность на который не разграничена, расположена по следующим географическим координатам: N 64.971212 Е 34.714509 (в районе ул. Вей-Луда Кемского района);

        - несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения, на земельном участке, который на кадастровом учете не состоит, государственная собственность на который не разграничена, расположена по следующим географическим координатам: N 64.973533 Е 34.722276 (в полукилометре, начинается с поворота от Рабочеостронского шоссе на ул. Вей-Луда, Кемского района);

        - несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения, на земельном участке, который на кадастровом учете не состоит, государственная собственность на который не разграничена, расположена по следующим географическим координатам: N 64.974845 Е 34.723497 (в полукилометре, начинается с поворота от Рабочеостровского шоссе на ул. Вей-Луда, Кемского района);

    - несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения, на земельном участке, который на кадастровом учете не состоит, государственная собственность на который не разграничена, расположена по следующим географическим координатам: N 64.974703 Е 34.724954 (в полукилометре, начинается с поворота от Рабочеостровского шоссе на ул. Вей-Луда, Кемского района);

Складирование отходов осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.

В соответствии с Решением Совета Кемского городского поселения РК РФ от 24.10.2016 №4-2/2 «О ликвидации Администрации Кемского городского поселения», правопреемником Администрации Кемского городского поселения является Администрация Кемского муниципального района.

Принимая во внимание, что обнаруженные несанкционированные свалки расположены на территории Кемского городского поселения, а также на земельных участках, собственность на которые не разграничена, состав несанкционированных свалок не позволяет идентифицировать принадлежность отходов конкретному лицу, обязанность по ликвидации установленных в ходе проверки несанкционированных свалок должна быть возложена на администрацию Кемского муниципального района.

              Просил обязать администрацию Кемского муниципального района ликвидировать перечисленные несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения, на земельных участках, которые на кадастровом учете не состоят, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные по следующим географическим координатам: N 64.971212 Е 34.714509 (в районе ул. Вей-Луда Кемского района); N 64.973533 Е 34.722276 (в полукилометре, начинается с поворота от Рабочеостровского шоссе на ул. Вей-Луда, Кемского района); N 64.974845 Е 34.723497 (в полукилометре, начинается с поворота от Рабочеостровского шоссе на ул. Вей-Луда, Кемского района); N 64.974703 Е 34.724954 (в полукилометре, начинается с поворота от Рабочеостровского шоссе на ул. Вей-Луда, Кемского района).

Определением суда от 09 октября 2020 года в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

В судебном заседании помощник прокурора Герасимова А.А. поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям, пояснив, что перечисленные в исковом заявлении несанкционированные свалки до настоящего времени не ликвидированы.

Представитель ответчика – администрации Кемского муниципального района, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства строительства, жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Суд, заслушав прокурора Герасимову А.А., изучив материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Статьей 4 данного закона предусмотрено, что земли недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса.. . являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений (ч. 1 ст. 7 Закона).

Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ. Часть 2 данной статьи предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (ч. 3 статьи). В соответствии с ч. 1 ст. 13 настоящего Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 13 Закона).

Статья 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны бы безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления е поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 данного Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. К вопросам местного значения городского, сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 14 ст. 15 Закона).

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Границы Кемского городского поселения определены Законом Республики Карелия «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» от 01 ноября 2004 года № 813-ЗРК. В соответствии со ст. 1 данного Закона в состав Кемского городского поселения входят город Кемь, поселки Вочаж, 6 км дороги Кемь-Калевала, 14 км дороги Кемь-Калевала.

В соответствии с Решением Совета Кемского городского поселения РК РФ от 24.10.2016 №4-2/2 «О ликвидации администрации Кемского городского поселения», правопреемником администрации Кемского городского поселения является администрация Кемского муниципального района.

Судом установлено, что при проведении проверки соблюдения законодательства о природопользовании и охране окружающей среды прокуратурой Кемского района обнаружены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенные на территории Кемского городского поселения, на земельных участках, которые на кадастровом учете не состоят и государственная собственность, на которые не разграничена, имеющие следующие географические координаты: N 64.971212 Е 34.714509 (в районе ул. Вей-Луда Кемского района); N 64.973533 Е 34.722276 (в полукилометре, начинается с поворота от Рабочеостровского шоссе на ул. Вей-Луда, Кемского района); N 64.974845 Е 34.723497 (в полукилометре, начинается с поворота от Рабочеостровского шоссе на ул. Вей-Луда, Кемского района); N 64.974703 Е 34.724954 (в полукилометре, начинается с поворота от Рабочеостровского шоссе на ул. Вей-Луда, Кемского района).

Из иска прокурора и имеющихся в деле фотографий следует, что указанные свалки состоят из бытовых и иных отходов, состав отходов не позволяет идентифицировать принадлежность отходов конкретному лицу.

Примечанием к пункту 7.8 «ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенному Постановлением Госстандарта Росси от 28.11.2001 № 607-ст установлено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Размещение свалок осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.

Поскольку перечисленные выше несанкционированные свалки расположены на территории Кемского городского поселения и доказательств того, что земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, переданы кому-либо в собственность, в аренду либо на ином праве пользования суду не представлено, и в ходе рассмотрения дела не установлено, суд считает надлежащим ответчиком по настоящему делу администрацию Кемского муниципального района, как правопреемника администрации Кемского городского поселения, так как в силу норм действующего законодательства организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Анализ исследованных судом доказательств позволяет сделать вывод о доказанности факта нарушения администрацией Кемского муниципального района, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды. При таких обстоятельствах, требования прокурора к администрации Кемского муниципального района об обязании ликвидировать несанкционированные свалки являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчик - орган местного самоуправления освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем суд госпошлину с ответчика не взыскивает.

Руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд

решил:

    Иск прокурора Кемского района - удовлетворить.

Обязать администрацию Кемского муниципального района ликвидировать следующие несанкционированные свалки:

- несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения, на земельном участке, который на кадастровом учете не состоит, государственная собственность на который не разграничена, расположенную по следующим географическим координатам: N 64.971212 Е 34.714509 (в районе ул. Вей-Луда Кемского района);

- несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения, на земельном участке, который на кадастровом учете не состоит, государственная собственность на который не разграничена, расположенную по следующим географическим координатам: N 64.973533 Е 34.722276 (в полукилометре, начинается с поворота от Рабочеостровского шоссе на ул. Вей-Луда, Кемского района);

- несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения, на земельном участке, который на кадастровом учете не состоит, государственная собственность на который не разграничена, расположенную по следующим географическим координатам: N 64.974845 Е 34.723497 (в полукилометре, начинается с поворота от Рабочеостровского шоссе на ул. Вей-Луда, Кемского района);

- несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения, на земельном участке, который на кадастровом учете не состоит, государственная собственность на который не разграничена, расположенную по следующим географическим координатам: N 64.974703 Е 34.724954 (в полукилометре, начинается с поворота от Рабочеостровского шоссе на ул. Вей-Луда, Кемского района).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

             Председательствующий:                                                            В.С.Гордевич

             Решение в окончательной форме вынесено 17 ноября 2020 года.

2-342/2020 ~ М-361/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Кемского района
Ответчики
Администрация Кемского муниципального района
Другие
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Гордевич Виктор Станиславович
Дело на странице суда
kemsky--kar.sudrf.ru
08.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2020Передача материалов судье
09.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2020Судебное заседание
16.11.2020Судебное заседание
17.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2020Дело оформлено
28.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее