дело № 2а-886/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Зея 1 июня 2016 года
Зейский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Охотской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Амурской области к Смирнову ФИО4 о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу и пени,
установил:
Смирнов В.Г. является собственником: легковых автомобилей Toyota Supra, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, Toyota Corona, государственный регистрационный знак <данные изъяты>; жилого помещения по адресу: <адрес> 105/718 доли земельного участка, предназначенного для размещения домов многоэтажной постройки, по адресу: <адрес>.
Налоговым органом за 2014 год административному ответчику исчислен транспортный налог в сумме 6825 рублей, налог на имущество физических лиц в сумме 213 рублей и земельный налог в сумме 28 рублей.
9 июля 2015 года и 28 августа 2015 года налогоплательщику направлены налоговые уведомления № 405577 и 470557 на уплату налогов, содержащие сведения об объектах налогообложения, ставке налога, расчете суммы налога, подлежащего уплате за соответствующий налоговый период, с указанием срока уплаты налога.
14 ноября 2015 года в связи с наличием недоимки административному ответчику направлено требование № 189466 об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и пени, которое налогоплательщиком также не исполнено.
Обязанность по уплате указанных налогов ответчик до настоящего времени не исполнил.
4 мая 2016 года МИФНС России № 4 по Амурской области обратилась в суд с иском о взыскании со Смирнова В.Г. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 6825 рублей и пени по этому налогу за период с 7 ноября 2014 года по 6 октября 2015 года в сумме 1947,31 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 213 рублей и пени за период с 10 ноября 2014 года и 6 октября 2015 года в сумме 55,21 рублей, по земельному налогу за 2014 год в сумме 14,63 рублей.
Копия административного искового заявления получена административным ответчиком лично <Дата обезличена>.
Определения суда о принятии и подготовке дела к судебному разбирательству, о продлении подготовки, направленные административному ответчику по адресу: <адрес>, указанному в административном исковом заявлении и являющемуся адресом регистрации Смирнова В.Г., возвращены в суд с отметкой «Истек срок хранения».
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий. По смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (пункт 1 статьи 20 ГК РФ), сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что в полной мере может быть реализовано только в случае предоставления каждому из лиц, участвующих в деле, возможности присутствовать в судебном заседании.
Согласно ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый человек имеет право на разбирательство его дела в суде в разумный срок.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, регламентируя судебный процесс, наряду с правами его участников предполагает наличие у них определенных обязанностей, в том числе обязанности добросовестно пользоваться своими правами (ч.6 ст.45 КАС РФ). При этом реализация права на судебную защиту одних участников процесса не должна ставиться в зависимость от исполнения либо неисполнения своих прав и обязанностей другими участниками процесса.
Судом предприняты достаточные меры по предоставлению административному ответчику возможности представить свои возражения относительно заявленных требований и доказательства в их обоснование, Смирнов В.Г. из копии административного искового заявления достоверно знал о наличии административного иска, его предмете и основаниях, о судебном органе, на рассмотрение которого передан административный иск, не сообщал суду об ином месте своего жительства, помимо того, который указан в административном исковом заявлении. В связи с этим неполучение административным ответчиком, направляемых по месту регистрации судебных постановлений, свидетельствует об отказе от реализации своего права на их получение, предоставление возражений и доказательств и иных процессуальных прав.
Возражений по заявленным требованиям от административного ответчика не поступило.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 и 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Пунктом 9 статьи 7 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пп. 9 и 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право предъявлять в суды иски о взыскании недоимки и пени в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Данное право предоставлено руководителям налоговых органов и их заместителям в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1.
Таким образом, административный иск подан налоговым органом - МИФНС России № 4 по Амурской области, наделенным в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, подписан уполномоченным лицом – начальником указанной инспекции.
В соответствии со ст.51 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этом случае налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, которое должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК РФ. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 70 НК РФ.
По смыслу закона под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа).
Согласно п. 1 и 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Транспортный налог в силу ст. 14 НК РФ является региональным налогом, налог на имущество физических лиц и земельный налог в силу ст. 15 НК РФ - местными налогами.
Согласно ст. 357, 358 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В отношении таких транспортных средств налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, в частности для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно в размере 2,5 рублей, свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно в размере 5 рублей. Налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
На основании ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 363 НК РФ (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2013 года № 334-ФЗ) уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со ст. 83 НК РФ под местом нахождения легковых автомобилей признается место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.
В соответствии со ст.2, п. 2 ст. 4 Закона Амурской области от 18 ноября 2002 года № 142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области» налоговые ставки устанавливаются, в частности в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства - для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно в размере 15 рублей, свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно в размере 30 рублей. Налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог в порядке и сроки, установленные ст. 363 НК РФ.
Согласно ст. 400, 401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности, в том числе на жилое помещение (квартиру), расположенное в пределах муниципального образования.
В силу ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение о применении на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии со ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В силу ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.
Согласно ст. 409 НК РФ (в редакции от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно п. 1 ст. 388, ст. 389 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (п. 1 ст. 392 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии со ст. 397 НК РФ (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2013 года № 334-ФЗ) налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
На основании Положения о налогах на территории города Зея, утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов от 11 ноября 2009 года № 17/173, (действовавшего в спорный период) на территории г. Зеи введены в действие земельный налог и налог на имущество физических лиц, определены налоговые ставки: для земельных участков, предназначенных для размещения и эксплуатации домов многоэтажной жилой застройки, установлена в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, на жилые помещения стоимостью свыше 300000 рублей - в размере 0,1% от суммарной инвентаризационной стоимости, а также порядок и сроки уплаты земельного налога, согласно которому налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пеню. Пеня начисляется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме, могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ
Как видно из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Смирнов В.Г. является собственником: легковых автомобилей Toyota Supra, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, Toyota Corona, государственный регистрационный знак <данные изъяты>; жилого помещения по адресу: <адрес> 105/718 доли земельного участка, предназначенного для размещения домов многоэтажной постройки, по адресу: <адрес>.
Установлено, что налоговым органом административному ответчику исчислен транспортный налог за 2014 год в сумме 6825 рублей, налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 213 рублей и земельный налог за 2014 год в сумме 28 рублей, в его адрес направлены налоговые уведомления № 405577 и 470557 об уплате в срок до 1 октября 2015 года транспортного налога за 2014 год в сумме 6825 рублей, налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 213 рублей и земельного налога за 2014 год в сумме 1 рубля (с учетом переплаты в размере 27 рублей).
14 ноября 2015 года в связи с неуплатой налога на имущество в установленный налоговым органом срок ответчику на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ направлено требование № 189466 об уплате в срок до 18 ноября 2015 года транспортного налога за 2014 год в сумме 6825 рублей и пени по этому налогу в сумме 1947,31 рублей, налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 213 рублей и пени по этому налогу в сумме 55,81 рублей, земельного налога за 2014 год в сумме 14,63 рублей, которое ответчиком не исполнено.
4 мая 2016 года, то есть в установленный законом срок, МИФНС России № 4 по Амурской области обратилась в суд с иском о взыскании со Смирнова В.Г. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 6825 рублей и пени по этому налогу за период с 7 ноября 2014 года по 6 октября 2015 года в сумме 1947,31 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 213 рублей и пени по этому налогу за период с 10 ноября 2014 года и 6 октября 2015 года в сумме 55,21 рублей, по земельному налогу за 2014 год в сумме 14,63 рублей.
При расчете суммы транспортного налога налоговым органом учтена налоговая база (мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах), установленная Законом Амурской области от 18 ноября 2002 года № 142-ОЗ налоговая ставка, размер доли в праве собственности, а также период нахождения автомобиля в собственности ответчика. Расчет транспортного налога, произведенный налоговым органом, проверен судом, является верным.
При расчете суммы налога на имущество физических лиц и земельного налога налоговым органом учтена инвентаризационная стоимость жилого помещения и кадастровая стоимость земельного участка, которые в предусмотренном законом порядке не оспорены, размер доли в праве собственности, а также установленные налоговые ставки. Расчет налога на имущество и земельного налога, произведенный налоговым органом, проверен судом, является верным.
В связи с тем, что установленная законом обязанность по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2014 года ответчиком не исполнена, требование налогового органа о взыскании с ответчика недоимки по транспортному налогу в сумме 6825 рублей, налогу на имущество физических лиц в сумме 213 рублей - в пределах заявленных требований и земельного налога в сумме 1 рубля - в соответствии с налоговым уведомлением, направленным налоговым органом, подлежит удовлетворению.
Кроме того, поскольку обязанность по уплате указанных налогов за 2013 и 2014 годы ответчиком в установленный законом срок не исполнена, постольку в соответствии со ст.75 НК РФ с ответчика подлежит взысканию пеня по транспортному налогу за период с 7 ноября 2014 года по 6 октября 2015 года в сумме 1947,31 рублей и по налогу на имущество физических лиц за период с 10 ноября 2014 года и 6 октября 2015 года в сумме 55,21 рублей - в пределах заявленных требований, расчёт пени за указанный период истцом произведён правильно.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ в случае удовлетворения административного искового заявления государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного, а также положения п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 400 рублей.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Амурской области удовлетворить частично
Взыскать со Смирнова ФИО6, проживающего по адресу: г<адрес>, задолженность в сумме 9041 рубль 52 копейки, в том числе по транспортному налогу за 2014 год в сумме 6825 рублей, пеню по транспортному налогу за период с 7 ноября 2014 года по 6 октября 2015 года в сумме 1947 рублей 31 копейки, по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 213 рублей, пеню по налогу на имущество физических лиц за период с 10 ноября 2014 года и 6 октября 2015 года в сумме 55 рублей 21 копейки, по земельному налогу за 2014 год в сумме 1 рубля.
Взыскать со Смирнова ФИО7 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Е.В. Охотская