УИД 63RS0007-01-2020-003349-04
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«19» ноября 2020 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Серовой С.Н.,
при секретаре Высотиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2499/2020 по административному иску Лыкова В. А. к МКУ УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании решения незаконным,
Установил:
Лыков В.А. обратился в суд с административным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ, Лыков В.А. обратился в администрацию муниципального района <адрес> с заявлением вх. № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении без проведения торгов земельного участка № на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ в собственность для личного подсобного хозяйства. МКУ УМИЗО администрации муниципального района Волжский Самарской области» ссылаясь на п.1 ст. 39.16 ЗК РФ приняло решение об отказе в предоставлении земельного участка, о чем сообщил в ответе от ДД.ММ.ГГГГ. № указав, что из приложенных документов не представляется возможным определить основание предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность без проведения торгов. Считает, что в силу действующего земельного законодательства земельный участок для личного подсобного хозяйства предоставляется на основании заявления гражданина о предоставлении земельного участка. Основания для отказа в предварительном согласовании и предоставлении земельного участка установлены статьями 39.15 (пункт 8), 39.16 ЗК РФ. Документов, подтверждающих наличие предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15, статьей 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого истцом земельного участка, административным ответчиком не представлено. Считает, что в оспариваемом решении также отсутствуют обоснования, указывающие на то, что Лыков В.А. является лицом, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Просил признать незаконным решение МКУ УМИЗО администрации муниципального района Волжский Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении в собственность Лыкову В.А. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика вернуться к рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ. №.
В судебном заседании административный истец Лыков В.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просил требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика, заинтересованного лица Филатова Е.Ю., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, дополнив, что испрашиваемый участок не мог быть предоставлен без торгов, т.е. без проведения аукциона. У административного ответчика отсутствовали намерения на реализацию указанного участка, в связи с чем участок на торги не выставлялся. Просила в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из ч.1 ст.218 КАС РФ следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя.
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Лыков В.А. обратился в администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением вх. № о предоставлении в собственность для личного подсобного хозяйства без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Основанием для обращения послужил пп. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области» принял решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, со ссылкой на п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ указав, что из приложенных документов не представляется возможным определить основание предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность без проведения торгов.
Согласно пп. 2 п.1 ст. 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
При этом, согласно положениям пп. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 39.14, п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин может обратиться как с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, так и с заявлением о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела, выписки из ЕГРН следует, что земельный участок, на который претендует административный истец, был сформирован, поставлен на кадастровый учет с КН №, его границы уточнены, в связи с чем Лыков В.А. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса.
Согласно п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд полагает обоснованным довод административного истца, что основания для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов установлены ст. 39.16 ЗК РФ, данный перечень является исчерпывающим.
Вместе с тем, в оспариваемом решении отсутствуют обоснования, указывающие на то, что Лыков В.А. является лицом, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, доказательств существования обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, являющихся основаниями для отказа Лыкову В.А. в предоставлении испрашиваемого земельного участка без проведения торгов, суду не предоставлено.
Из заявления Лыкова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что он просит предоставить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, т.е. указав конкретное основание.
В связи с чем суд полагает необоснованным довод административного ответчика о том, что из приложенных документов не представляется возможным определить основание предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность без проведения торгов.
Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Поскольку административный истец обратился в общем порядке, указав, что просит предоставить в собственность за плату земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, что в силу пп. 10. п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации не исключало применения процедур, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд находит решение административного ответчика об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, нарушающим право административного истца на надлежащее рассмотрение его обращения и усматривает основания для возложения на административного ответчика обязанности устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения обращения о предоставлении земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные требования Лыкова В. А. - удовлетворить.
Признать решение МКУ УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в предоставлении в собственность Лыкову В.А. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> незаконным.
Обязать МКУ УМИЗО Администрации муниципального района Волжский вернуться к рассмотрению заявления Лыкова В. А. от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03.12.2020г.
Председательствующий С.Н. Серова