Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3586/2016 ~ М-3590/2016 от 12.09.2016

Дело № 2-3586/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волгоград                                  ДД.ММ.ГГГГ

Ворошиловский районный суд Волгограда

в составе: председательствующего судьи Юдкиной Е.И.

     при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волгограда в интересах ФИО2 к комитету строительства <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Волгоград обратился в Ворошиловский районный суд Волгограда в интересах ФИО2 с иском к комитету строительства <адрес>, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, на территории городского округа город-герой Волгоград по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование требований указал, что ФИО2 имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку решением Городищенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ее отец ФИО4 и мать ФИО5 решением Городищенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО2 Приказом министерства образования и науки <адрес> ФИО2 включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением под . Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права ФИО2, которая не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ей государством жилья.

Прокурор, участвующий в деле ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Лицо, в чьих интересах действует прокурор Волгограда – ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена своевременно и в установленном законом порядке, причину неявки суду не сообщила.

Представитель ответчика комитета строительства <адрес>, действующая на основании доверенности ФИО7 исковые требования не признал, полагал иск необоснованным и просил в его удовлетворении отказать. Также, просил обратить внимание суда на то обстоятельство, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей установленными нормативно-правовыми актами.

Представитель третьего лица комитета образования и науки <адрес>, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание явку своего полномочного представителя не обеспечил, представил письменное объяснение по иску.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право па дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации данного положения <адрес> Думой принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>».

Исходя из положений п.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОД, настоящий закон введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года (п. 2 настоящей статьи).

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013 года N5-ОД в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Волгоградской области.

Таким образом, вышеприведенной нормой права закреплено, что при отсутствии возможности для ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его жилищный вопрос в безотлагательном порядке должен быть разрешен путем обеспечения временным жильем до приобретения соответствующего жилого помещения на постоянной основе.

Иное толкование данного законодательства ведет к ущемлению прав и законных интересов лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жильем на указанных выше основаниях, и нарушению декларируемых государством общеправовых принципов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является дочерью ФИО8 и ФИО5, что подтверждается копией свидетельства о рождении I-РК (л.д. 19).

Как следует из материалов дела решением Городищенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец истца ФИО8 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери (л.д. 25-26), и мать ФИО5 лишена родительских прав решением Городищенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.22-24).

Постановлением администрации Городищенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО2 определена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, п. 2 закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 21).

Постановлением администрации Городищенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ отменен п. 2 постановления администрации Городищенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из этого, ФИО2 необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на него распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Приказом Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включена в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, в список детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Сведений о принадлежности на праве собственности ФИО2 какого-либо имущества материалы дела не содержат, согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрированные права ФИО2 на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Далее, из материалов следует, что согласно информации Комитета строительства <адрес> ФИО2 включена в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году под по <адрес>, и под по <адрес>.

При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное не предоставление ФИО2 жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на комитет строительства <адрес> должна быть возложена обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении ФИО2 обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым ФИО2, представлено не было.

Между тем, не усматривая оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению ФИО2 жильем в пределах городского округа город-герой Волгоград и отказывая в удовлетворении иска в указанной части, суд руководствуется следующим.

Действующее законодательство субъекта Российской Федерации - <адрес> предоставляет лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особые жилищные права и, в частности, предусматривает обеспечение жильем указанных лиц в наиболее предпочтительном для них населенном пункте, то есть по месту жительства (пребывания).

Вместе с тем закон также допускает возможность представления такой жилой площади в ином населенном пункте в границах соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с данным гражданином (п. 2 ст. 1 Закона Волгоградской области № 5-ОД).

Более того, законодательно предусмотрена возможность внесения изменений в списочные данные относительно территории обеспечения жильем при изменении гражданином своего места жительства (пребывания) до его фактического обеспечения жильем.

В этой связи закрепление в судебном порядке за ФИО2 определенного муниципального образования <адрес> для целей обеспечения социальным жильем не отвечает требованиям действующего законодательства и по сути может повлечь за собой наступление неблагоприятных последствий как для истца, так и для ответчика, привести к неисполнимости судебного решения вопреки интересам ФИО2 и создать определенные препятствия для нее в реализации гарантированного государством права.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Волгограда в интересах ФИО2 к комитету строительства <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения, удовлетворить частично.

Обязать комитет строительства <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> для проживания по договору найма специализированного жилого помещения, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий               Юдкина Е.И.

    Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                              Юдкина Е.И.

2-3586/2016 ~ М-3590/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокуратура г. Волгограда
Минникова Анастасия Викторовна
Ответчики
Комитет строительства Волгоградской области
Другие
Комитет образования и науки Волгоградской области
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Юдкина Елена Ивановна
Дело на сайте суда
vor--vol.sudrf.ru
12.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2016Передача материалов судье
14.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2016Подготовка дела (собеседование)
26.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2016Судебное заседание
26.10.2016Судебное заседание
28.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2017Дело оформлено
20.02.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее