дело №7-186 судья Илларионова А.А.
РЕШЕНИЕ
22 ноября 2019 года г.Тула, пр.Ленина, д.45
Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,
при секретаре Карловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» (далее ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА») Лещёва М.В. на постановление судьи Центрального районного суда г.Тулы от 7 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ,
установил:
5 сентября 2019 года в отношении ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (далее-Управление Роспотребнадзора по Тульской области) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.
Постановлением судьи Центрального районного суда г.Тулы от 7 октября 2019 года ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, генеральный директор ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» Лещёв М.В. обратился с жалобой в Тульский областной суд, в которой просит отменить постановление суда, полагая его незаконным и необоснованным.
Генеральный директор ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» Лещёв М.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы по существу не заявлено.
Судья, с учетом положений п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного лица.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.3.1. ст.28.7 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
В силу ст.26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение,
незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
В соответствии со ст.17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как установлено судьей районного суда и следует из материалов дела: земельный участок с кадастровым номером № площадью <...> кв.м, местоположение <адрес>, категория земель — земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства», находится в собственности ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА».
В адрес Губернатора Тульской области поступило обращение ФИО1 - жителя с.Архангельское Чернского района Тульской области, в соответствии с которым он сообщает, что в районе села Архангельское производилась обработка полей тракторами с опрыскивателями с нарушением санитарных норм и действующего законодательства, что могло нанести ущерб здоровью граждан.
Приняв во внимание данное обращение, заместитель председателя правительства Тульской области - министр сельского хозяйства 13 июня 2019 года обратился с письмом к руководителю Управления Роспотребнадзора по Тульской области с просьбой провести проверку и принять соответствующие меры в рамках предоставленных полномочий.
Главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора по гигиене труда, коммунальной и радиационной гигиене Управления Роспотребнадзора по Тульской области 3 июля 2019 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА».
Определением от 3 июля 2019 года №04/115-18 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного проведения административного расследования по факту обработки пестицидами земельного участка, из ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» были истребованы документы и сведения, необходимые для проверки обращения гражданина, а именно: перечень используемых для обработки пестицидов или других ядохимикатов, кратность обработки и карта обрабатываемых полей, способы обработки, кратность и время проведения обработки, способы оповещения населения. Истребуемые сведения необходимо было представить в Управление Роспотребнадзора Тульской области в трехдневный срок с момента получения данного определения, то есть с 3 июля 2019 года.
В установленный законом трехдневный срок (до 6 июля 2019 года), определение об истребовании сведений не было исполнено без уважительных причин.
Данные обстоятельства подтверждены следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 5 сентября 2019 года №212/05; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 3 июля 2019 года; определением об истребовании сведений от 3 июля 2019 года №04/115-18; письмом Министерства сельского хозяйства Тульской области от 13 июня 2019 года №23-01- 03/2196; обращением жителя с.Архангельское Чернского района Тульской области; письмом заместителя главы администрации муниципального образования Чернский район от 27 июня 2019 года №3156; телеграммой от 6 августа 2019 года №84 и отчетом о ее получении; телеграммой от 3 сентября 2019 года №97 и отчетом о ее получении; приказом о приеме на работу ФИО2 от 8 июня 2016 года; расшифровкой телефонных разговоров сотрудника Управления Роспотребнадзора Тульской области и работников ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА», пояснениями ФИО3 и ФИО4 изложенным в ходе судебного заседания.
Допустимость и достоверность принятых судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Проверяя доводы жалобы и соблюдение должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Тульской области требований статей 1.6 и 24.1 КоАП РФ судья областного суда приходит к следующему.
Пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ установлено, что одним из доказательств по делу об административном правонарушении является протокол об административном правонарушении. Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Статьей 28.2 КоАП РФ установлено, что протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, которые предусмотрены частью 1 статьи 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ содержат ряд гарантий защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а именно: физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с ч.3 ст.25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Положениями ч.1 ст.25.15 КоАП РФ определено: лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя (ч.3 ст.25.15 КоАП РФ).
Так, согласно разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 (в редакции от 19 декабря 2013 года) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в п.6 в целях соблюдения установленных ст.29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Телеграммой от 6 августа 2019 года №84 и отчетом о ее получении подтвержден факт извещения законного представителя ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которая была направлена должностным лицом по месту регистрации общества: г.Тула, ул.Советская, д.59 (л.д.16-18, 20-21).
3 сентября 2019 года к должностному лицу Управления Роспотребнадзора по Тульской области для составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» прибыл защитник Давыдов М.Г., имея при себе доверенность, подписанную генеральным директором данного Общества и с ходатайством от законного представителя Лещёва М.В. об ознакомлении Давыдова М.Г. с материалами дела об административном правонарушении.
По ходатайству защитника ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» по доверенности Давыдова М.Г. от 3 сентября 2019 года (л.д.24), составление протокола об административном правонарушении было отложено на основании определения от 3 сентября 2019 года (л.д.25) на 5 сентября 2019 года в 15 часов 00 минут, с которым защитник общества был ознакомлен под роспись.
Телеграммой от 4 сентября 2019 года №97 и отчетом о ее получении подтвержден факт извещения законного представителя ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которая была направлена должностным лицом по месту регистрации общества: г.Тула, ул.Советская, д.59 (л.д.26-27).
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 5 сентября 2019 года в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – законного представителя либо защитника ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА», но с участием защитника ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» по доверенности Давыдова М.Г. (л.д.4-7).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что законный представитель юридического лица был извещен о времени и месте совершения процессуального действия, а должностным лицом были соблюдены требования ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ.
Следовательно, ссылка в жалобе на недопустимость протокола об административном правонарушении по указанным выше основаниям является несостоятельной.
В ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
При вынесении постановления судья районного суда принял во внимание все доказательства, представленные в материалах дела, правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу и обоснованно пришел к выводу о виновности ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи районного суда о доказанности вины ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Вид и размер наказания ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» назначены в соответствии с требованиями ч.1 ст.3.1, ст.3.5 и ст.4.1 КоАП РФ, и в пределах санкции ст.17.7 КоАП РФ.
Довод жалобы о рассмотрении дела за пределами срока давности привлечения к административной ответственности основан на неправильном толковании норм права и является несостоятельным.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 названного Кодекса, составляет три месяца.
В силу частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные названным Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.
Согласно правовой позиции, выраженной в п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5, срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Из материалов дела усматривается, что в определении от 3 июля 2019 года №04/115-18 срок его исполнения установлен в три дня с момента его получения.
Указанное определение об истребовании сведений от 3 июля 2019 года №04/115-18 получено ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» 3 июля 2019 года (л.д.14). Следовательно срок исполнения и представления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного проведения административного расследования по факту обработки пестицидами земельного участка, документов для ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» начал течь с 4 июля 2019 года и закончился 6 июля 2019 года.
Следовательно, 6 июля 2019 года являлся последним днем исполнения определения должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а 7 июля 2019 года - днем совершения правонарушения.
При таких обстоятельствах по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ начал исчисляться с 7 июля 2019 года и истек 7 октября 2019 года.
Таким образом, 7 октября 2019 года постановление о назначении обществу административного наказания вынесено судьей Центрального районного суда г.Тулы с соблюдением установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших судье районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены акта по делу об административном правонарушении не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
постановление судьи Центрального районного суда г.Тулы от 7 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «АВАНГАРД-АГРО-ТУЛА» Лещёва М.В.-без удовлетворения.
В соответствии с п.3 ст.31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: